Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные этапы реформирования налоговой системы дореволюционной России



2016-09-16 477 Обсуждений (0)
Основные этапы реформирования налоговой системы дореволюционной России 0.00 из 5.00 0 оценок




Период реформирования Основные направления реформирования налоговой системы России
  IX-XIV вв.   Начало становления финансовой системы Древней Руси. Основной источник доходов княжеской казны – дань (прямой налог, собираемый с населения), уплачиваемая русскими князьями Золотой Орде. Она взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. Дань – военная контрибуция, которую подвластные славянские племена платили хазарам и варягам. В Киевской Руси население уплачивало подать государству. Единицами обложения считались дым (число печей и труб в каждом домохозяйстве), рало (орудие для пахоты) и площади пашни. С 1242 г. монголо-татары, завоевавшие Русь, стали называть натуральный налог ясаком. В период татаро-монгольского ига основной налог – выход – дань, которую русские князья платили Золотой Орде. Существовал так же ям – обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам и содержать посла Орды вместе со свитой. В XII-XIII вв. широкое распространение получил натуральный оброк – разновидность феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. Фактически оброк означал обусловленную договором найма аренду, т.е. срочное или бессрочное пользование недвижимым имуществом. К XIV в. В русском государстве складывается система кормления, т.е. предоставление кормленщику права управлять определенной территорией за службу великому князю. Сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны) были слуги кормленщика. С конца XIV в. Сборами оброков и ведением книг записи по этим сборам стали ведать казначеи, дьяки и подьячие. Для их содержания использовалась казна, а потом были введены казначеевы, дьячьи и подьячьи пошлины. Косвенными налогами были дорожная пошлина (таможенная пошлина, плата за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, мостам и переправам); мыт (за провоз товаров через городские заставы); гостиная (за право иметь склады); вес и мера (за взвешивание товаров); вира (штраф за убийство); продажа (штраф за прочие поступления).

 

Период реформирования Основные направления реформирования налоговой системы России
  XV-XVI вв. Царствование Ивана III (1462–1505 гг.) Отменил «выход». Вновь началось создание финансовой системы Руси. Ввел русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение приобретают целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. Закладываются первые основы налоговой отчетности. К этому времени относится и введение первой налоговой декларации – «сошного письма». Площадь земельных площадей переводилась в условные податные единицы «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.
XVII вв. Царствование Алексея Михайловича (1629–1676 гг.) Финансовая система России XV–XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. В этот период система налогообложения была упорядочена. В 1655 г. был создан специальный орган – Счетный приказ, в компетенцию которого входил контроль за фискальной деятельностью приказов (ведомств), а также исполнение доходной части казны. Введение новых прямых и косвенных налогов в связи с постоянным ведением войн. В 1646 году был в 4 раза повышен акциз на соль, что привело к народным волнениям и соляным бунтам. Прямые налоги поднялись с 5% до 20%. Налоговое бремя было чрезвычайно высоко.

Период реформирования Основные направления реформирования налоговой системы России
XVII в. Царствование Федора Алексеевича (1676–1682 гг.) В результате упорядочения финансовой деятельности государства в 1680 г. доходы казны превысили расходы. На долю прямых налогов приходилось около 44% всех доходов казны, косвенные налоги 53,3%, а чрезвычайные сборы и прочие доходы – 2,7%. Реформирование государственных финансовых учреждений. Контроль за сбором пошлин и податей осуществлял Приказ большой казны. Около 49% всех государственных доходов составили таможенные и кабацкие сборы.
XVII - XVIII вв. Царствование Петра I (1682-1725) «Денег как возможно собирать, понеже деньги суть артерия войны».Резкое увеличение количества и ставок налогов. В Ближнюю канцелярию все приказы и ратуша должны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о доходах и расходах. В 1699 г. установлена пошлина на бороды. В 1704 г. образован штат «прибыльщиков», обязанных придумывать новые налоги. Появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи свечей и конских кож и др. В 1705 г. с лиц, отказывавшихся брить бороды, в зависимости от социального статуса и материального положения взималось от 30 до 100 руб. ежегодно. С 1705 г. на служителей церкви, не имеющих прихода, возложили особые денежные сборы. В 1711 г. был создан Правительствующий Сенат, на которого были возложены функции высшего распоряжения и надзора за финансовым управлением. С 1708-1715 гг. сбором налогом занимались главы ландратских долей, с 1719 г. – главы провинций – воеводы. В ноябре 1718 г. была введена подушная подать (прямое личное налогообложение, взимаемое с «души»; объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.  

Период реформирования Основные направления реформирования налоговой системы России
XVIII в. Царствование Екатерины I (1725-1727) В 1727 г. был значительно снижен размер подушной подати, установлена возможность получения рассрочек по уплате штрафов. Создается комиссия о подати, которая рассматривала пути совершенствования системы ее взимания. В связи с переводом войск из сельской местности в города и посады обязанность по сбору подушной подати была возложена на губернаторов.
XVIII вв. Царствование Анны Иоанновны (1730-1740) Был издан ряд указов об усилении борьбы с недоимщиками. С возвращением полков в 1731 г. в уезды обязанность по сбору подушной подати была передана армии. Для податных классов рекрутская повинность заменена повинностью денежной.  
XVIII в. Царствование Екатерины II (1762-1796) Прямые налоги по сравнению с косвенными в бюджете играли второстепенную роль, потому что данное соотношение соответствовало представлением самой императрицы о справедливости распределения налогового бремени. Подушная подать остается основным прямым налогом, на ее долю приходится 30-33% государственных доходов. Манифестом 17 марта 1775 г. от нее полностью освобождено все купеческое сословие в связи с введением для него особого вида налогообложения – гильдейской подати (процентного сбора, взимаемого с объявленного капитала). В 1794 г. подушная подать была существенно повышена и дополнена продовольственным сбором. Расширены льготы и привилегии дворянству, а также крупным купцам, заводчикам, фабрикантам, при этом увеличились повинности и налоги для податных сословий, ужесточено крепостное право. Упрощение финансовой системы страны. Уничтожены многие фискальные регалии (лесная, горная, табачная, поташная и др.) и ряд мелких сборов; установлен однопроцентный гильдейский сбор с купеческих капиталов; заложены основы правильной организации финансового управления.

 

Период реформирования Основные направления реформирования налоговой системы России
Первая половина XIX в. Начало XIX века характеризуется развитием российской финансовой науки. В 1810 году Государственным советом России была утверждена программа финансовых преобразований государства – знаменитый «План финансов», создателем которой выступал выдающийся русский экономист и государственный деятель М.М. Сперанский (1772–1829 гг.). В 1818 году в России появляется первый труд в области теории налогообложения – «Опыт теории налогов», автором которого был русский экономист Н.И. Тургенев (1789–1871 гг.). В первой половине XIX века введены акцизы на товары массового потребления (в 1839 г. – на табак, в 1848 г. – на сахар). И специальные государственные сборы. В 1826 г. по проекту министра финансов Е.Ф. Канкрина восстановлен винный откуп, означавший обязанность откупщиков выкупать из казны установленную норму вина. При Е.Ф. Канкрине введен акциз на табак. В 1834 г. вводится сбор с проезда по шоссе Санкт-Петербург – Москва В разные годы устанавливались паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов, вводилось налогообложение полисов страхования от пожаров. Кроме того, взималась пошлина с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. В зависимости от степени родства налоговые ставки составляли от 1 до 6% стоимости имущества. С 1832 г. почетные граждане освобождались от уплаты подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. Графу Е. Канкрину удалось улучшить систему отчетности, упорядочить финансовое управление.  

 

Период реформирования Основные направления реформирования налоговой системы России
Вторая половина XIX в. Во второй половине XIX века большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 году. Вторым по значению налогом выступал оброк – плата казенных крестьян за пользование землей. Юридически барщина и оброк были отменены только в 1882-1883 гг., а выкупные платежи прекратили свое существование только в результате революции 1904-1907 гг. Особую роль начинают играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис и др. В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений. В результате реформы Александра II в 1861 г. в сфере налогообложения были осуществлены следующие преобразования:- изменена система сбора промыслового налога, т.е. прямого реального налога на промышленные, торговые и кустарные предприятия; - введено налогообложение земли; -установлен подомовой налог, введенный в городах в 1863 г. в форме налога с недвижимости. Освобождению подлежали жилые дома, фабрики, заводы, театры, бани и строения с принадлежащими к ним постройками; - введены земские налоги и сборы (1851-1864 гг.); -1 января 1863г. винные откупы заменены акцизными сборами от спиртных напитков (винным акцизом). Реформы Н.Х. Бунге: реформирование податной системы; в 1882 г. был установлен налог с имущества, переходящего безвозмездными способами (т.е. наследств и дарений); в 1885 г. были введены дополнительные сборы, трехпроцентный и раскладочный налог с торговых и промышленных предприятий и пятипроцентный налог на денежные капиталы; повышены поземельный налог и налог на недвижимые имущества в городах. Реформы И.А. Вышнеградского: введены новые акцизы на керосин и спички, повышены питейный, табачный, сахарный акцизы, гербовый сбор, поземельный и промысловый налоги, усиление податного бремени.

 

Период реформирования Основные направления реформирования налоговой системы России
Конец XIX – начало XX вв. Основными налогами этого этапа являлись: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый налог; алкогольные акцизы и т.д. В 1898 г. Николай II ввел промысловый налог. Большое значение имеет налог с недвижимого имущества. Отмечается рост налогов, отражающих развитие новых экономических отношений в России: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги за право осуществление торговой деятельности, налог с акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, городской налог на прописку и т.д. Реформы С.Ю. Витте: винная монополия; золотой стандарт; преобладало прямое налогообложение, его роль усилилась; в 1894 был введен квартирный налог (с расходов на жилое помещение), от него освобождалось духовенство и дипломатические работники; были установлены дополнительные льготы для отдельных категорий чиновников и офицеров, им заведовала местная Казенная палата и губернское присутствие по квартирному налогу; был повышен налог с городской недвижимости; в 1889 г. была реформирована система взимания промыслового налога. В сфере косвенного обложения резко возросли поступления по всем видам налогообложения, а также доли этих налогов в общем объеме поступлений. Акцизы взимались в форме бандерольного сбора, который взимался посредством продажи бандеролей для наклейки на акцизный товар. Была заменена акцизная система обложения спирта и вина казенной монополией торговли питьями. В системе российских налогов существовали и экзотические налоги: оборочная подать с крестьянства и кочевого населения Сибири, Средней Азии, Закавказья; сборы с нерусского населения (ясак в форме десятинной дани с покоренных народностей). До 1903 г. прямые налоги взимались через круговую поруку. Впоследствии она в 1903-1906 гг. была отменена П.А. Столыпиным. В годы первой мировой войны была ужесточена налоговая политика за счет введения чрезвычайных налогов: военный налог, налог на прирост прибылей. В период Временного правительства и начала формирования СССР существовали следующие налоги: налог на прирост прибылей, единовременный налог, революционный налог, разовый сбор за торговлю, единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, продовольственная разверстка, продовольственный налог, единый натуральный налог.

Период реформирования Основные направления реформирования налоговой системы России
XX в. СССР Основные налоги в период новой экономической политики НЭП (с 1921 гг.) Прямые налоги: сельскохозяйственный налог; промысловый налог (патентный и уравнительный сбор); подоходно-имущественный налог; единовременный общегражданский налог; рентные налоги с земель; гербовый сбор; наследственные пошлины; единый натуральный налог. Косвенные налоги: акцизы (на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, табачных изделий) и таможенное налогообложение; налог с доходов от демонстрации кинофильмов (налог с публичных зрелищ и увеселений). Основные налоговые преобразования в период ВОВ (1941-1945 гг.): реформирование подоходного налогообложения; единый налог со зрелищ; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак; государственная пошлина; добровольные взносы; налоги на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Налоговые преобразования в послевоенный период (50-е гг. XX в.): реформа сельскохозяйственного обложения (подоходное обложения заменено погектарным); снижены ставки разового сбора; изменение дорожных повинностей. Налоговые реформы 60-х гг. XX в.: изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий, фиксированных платежей; реформирование системы подоходного обложения колхозов (подоходный налог с колхозов). Налоговые реформы 70-80-х гг. XX в.: подоходный налог с кооперативных и общественных предприятий; налог с владельцев строений; подоходный налог с населения; земельный налог; налог с владельцев транспортных средств; государственная пошлина; таможенные пошлины; ввозные пошлины; вывозные пошлины; транзитные пошлины; портовые сборы; внешнепортовые сборы; сбор за государственную проверку мер и измерительных приборов; разовый сбор; рыболовный сбор; консульские сборы.

С 30-х годов роль и значение налогов в Советском Союзе резко уменьшилась. Налоги стали использоваться как орудие политической борьбы. В 1930-32 гг. В СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в соответствии с которой, была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были объединены в 2 платежа:

1) для государственных предприятий – налог с оборота и отчисления от фактически полученной прибыли;

2) для кооперации – налог с оборота и подоходный налог.

В этот же период были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий ВНП, производимого на основе государственной монополии. Существование налогов с предприятий в этой ситуации теряло свой смысл. Налоги же с населения не имели большого значения в бюджете государства.

В связи с началом Великой Отечественной войны, с целью мобилизации дополнительных средств в бюджет для финансирования военных расходов, был введен военный налог (отменен в 1946 году). В ноябре 1941 года был установлен налог на холостяков – для оказания помощи многодетным матерям. Этот налог не имел аналогов в истории и, помимо СССР, был установлен только в Монголии. Он просуществовал до начала 90-х годов. Были также повышены ставки обложения по сельскохозяйственному налогу.

Для укрепления финансовой базы местных бюджетов была перестроена система местных налогов и сборов. Были введены специальные платежи: налог со строений, земельная рента и разовый сбор на колхозных рынках.

В дальнейшем, проводимая государством финансовая и налоговая политика не способствовали развитию экономических процессов в нашей стране, поскольку централизованная система управления народным хозяйством предусматривала их жесткую регламентацию. Попытки распространения принципов полного хозрасчета, предпринимавшиеся в ходе хозяйственной реформы 1965 года не дали ожидаемого результата. Как известно, реформа была призвана усилить ответственность предприятий за финансовые результаты своей работы. В тоже время, реформа финансовых взаимоотношений предприятий с бюджетом отмечалась незавершенностью. Свободный остаток прибыли предприятий полностью перечислялся в бюджет, а это сильно подрывало стимулирующий эффект реформы. Но главной причиной, почему реформа «не пошла», было отсутствие перестройки верхних этажей хозяйственного механизма.

До 1990 года доходы государственного бюджета формировались за счет:

1) платежей из прибыли в виде: платы за производственные фонды; фиксированных (рентных) платежей; свободного остатка прибыли; отчислений из прибыли (по нормативному методу распределения прибыли); отчислений от прибыли в бюджет на затраты по геологоразведочным работам;

2) налога с оборота;

3) подоходного налога с кооперативно-колхозных организаций и хозрасчетных предприятий, находящихся в ведении общественных организаций;

4) налогов с доходов от демонстрации кинофильмов;

5) доходов от государственного имущества;

6) лесного дохода;

7) налогов с населения, таких как: подоходный налог; налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан; сельскохозяйственный налог; налог с владельцев строений и земельный налог; налог с владельцев транспортных средств.

Административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределение финансовых ресурсов через бюджет страны, а наряду с этим, полная централизация денежных средств предприятий в решении финансовых вопросов, лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводили страну к финансовому кризису. Кризис разразился на рубеже 80–90 годов, который потребовал перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования.

ТЕМА 2. Генезис и эволюция
теории налогов и налогообложения

Налоговая теория –система научных знаний
о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни.

Налоговые теории:

• Общие – отражают назначение налогообложения в целом.

• Частные – исследования по отдельным вопросам налогообложения.




2016-09-16 477 Обсуждений (0)
Основные этапы реформирования налоговой системы дореволюционной России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные этапы реформирования налоговой системы дореволюционной России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)