Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уровни, субъекты и направления практики социальной работы



2016-09-16 539 Обсуждений (0)
Уровни, субъекты и направления практики социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




В зависимости от масштабности СР может проходить на международном, федеральном, региональном, местном и индивидуальном уровнях. Каждый из уровней определяет свое содержание социальной работы.

1) индивидуальный уровень практики СР предполагает прямой личный контакт с клиентами, исходя из специфики их проблем и запросов, и реализуется непосредственно в учреждениях социальной защиты, общественных и благотворительных организациях, на улице. СР этого уровня нацелена на социальную адаптацию и реабилитацию индивида, на разрешение конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды (например, семьи). Точнее, этот уровень нужно называть «индивидуально-групповым», так как он также включает деятельность по оказанию помощи различным группам населения, которые могут классифицироваться по возрасту (детские, молодежные или группы престарелых граждан), по полу, по интересам или похожим проблемам (конфессиональные, объединения одиноких родителей, группы бывших алкоголиков или наркоманов и др.);

2) местный уровень, на котором, например, работают различные муниципальные учреждения (Социально-реабилитационные центры для инвалидов или несовершеннолетних, Центры социальной адаптации для бездомных или бывших заключенных тюрем, Кризисные центры помощи женщинам и детям-жертвам насилия в семье…). Их работа отражает специфику социальных проблем муниципальных образований: города, района, села и др. На этом уровне осуществляется также СР в общине (в микрорайоне), по месту жительства, которая ориентирована на расширение сети социальных услуг, укрепление общинных связей, создание благоприятного социально- психологического климата в местах компактного проживания людей, а также на организацию разного рода локальных инициатив;

3) региональный - подразумевает, скорее, административные и политические аспекты СР, исходя из специфики региона, его природных, культурных, экономических, демографических и других показателей. На этом уровне функционируют государственные структуры (земель, графств, областей) и общественные организации, участвующие в разработке и реализации социальной политики и социальной защиты населения региона (Департаменты социальной защиты населения, Управления труда и занятости, Фонды…);

4) государственный (федеральный). Этот уровень предполагает меры общегосударственного (национального) масштаба по улучшению среды жизнедеятельности всех граждан страны путем создания нормальных условий для жизни человека в обществе, предотвращения социально-политических и национально-этнических конфликтов. На этом уровне функционируют Министерства социальной защиты (обеспечения), Федеральные миграционные службы, Пенсионные фонды и т.д.; вырабатываются различные законодательные акты, государственные программы, направленные на социальную поддержку граждан, финансирование различных социальных проектов;

5) межгосударственный уровень, на котором осуществляется международная профессиональная деятельность социальных работников в следующих формах: участие в международной политике, ориентированной на социальное развитие; проекты по обмену экспертами между регионами на уровне местных сообществ, социальное обучение, проведение социальных исследований, практическая помощь жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных обстоятельств, деятельность по укреплению мира и предупреждению конфликтов.

На межгосударственном уровне осуществляется:

- взаимодействие таких глобальных организаций, как Всемирная организация здравоохранения, Международный комитет Красного Креста, международные религиозные органи­зации: Всемирная церковная служба, Международная ассоциация тюремного служения и т.д.;

- сотрудничество по широкому спектру вопросов социально-трудовой сферы национальных министерств с ООН (такими ее структурами, как Международная организация труда (МОТ), Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА)) и Совет Европы, которые формируют программы и документы рекомендательной на­правленности: конвенции, декларации, хартии.

Например, Европейская социальная хартия закрепляет основные принципы для руководства государств-членов Совета Европы в своей социальной политике и предоставляет правовые гарантии экономических и социальных прав для лиц, находящихся под их юрисдикцией.

Многоуровневость СР предполагает системный подход к определению субъектов социальной работы.

Поскольку субъектом называют познающее и действующее существо, отличительные свойства которого - активность и наличие цели (предполагаемого результата) деятельности, к субъектам социальной работы, прежде всего, относятся

клиентыграждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которым в связи с этим предоставляют социальные услуги (по ГОСТу Р 52495-2005). Авторы Словаря терминов «Социальная работа», изданного в 2015 году под редакцией Е.Н.Приступы, дают другое определение: «Клиенты – люди, которые пользуются услугами учреждений социальной защиты… [Люди], которые по собственной инициативе просят предоставить им социальные услуги или у которых возникают такие жизненные ситуации, в которых они лишены выбора решать, хотят ли они принимать социальную помощь или нет».

Первоначально СР велась как работа с индивидами. Однако вскоре стало ясно, что попытка изменить ситуацию и поведение индивидуального клиента редко оказывается эффективной, если не воздействовать на его непосредственное окружение. Это привело к становлению семейной и групповой социальной работы, которая, в свою очередь, потребовала решения проблем более широкого окружения - всего населения того пункта, где проживает данный индивид, группа или семья. «Подобное понимание выводит на необходимость обращения к общинной, или коммунальной социальной работе. В таком контексте клиентом СР может быть любой человек с любой проблемой».

Второй субъект СР - специалисты по социальной работе и социальные работники - это те люди, которые осуществляют СР, имеющие специальную профессиональную подготовку в сфере организации и оказания социальной помощи населению. Профессионалы могут работать в различных государственных, общественных и частных социальных службах: социально- реабилитационных центрах, приютах; центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детских домах-интернатах для умственно отсталых или для детей с физическими недостатками; центрах социальной помощи семье и детям, экстренной психологической помощи по телефону, кризисных центрах помощи женщинам; центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; домах- интернатах (отделениях) милосердия для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, социально-оздоровительных или геронтологических центрах и т.д. Местом работы профессиональных социальных работников могут быть:

- дома и микрорайоны (аутрич/ СР на улице);

- социальные службы образовательных учреждений (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных и профессиональных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, средних специальных заведений, вузов);

- соцслужбы специализированных учреждений (домов ветеранов, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, центров занятости; исправительно-трудовых колоний и др.);

- соцслужбы предприятий, организаций, учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих, общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;

- службы муниципальных органов (культурно-спортивных комплексов, центров социального обслуживания населения, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям, отделений социального обслуживания на дому и др.);

- службы досуга и культурной анимации (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы и гостиные, парки и т.д.);

- валеологические и медицинские службы (профилактории, реабилитационные залы и комплексы, хосписы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому).

Третий субъект - специалисты сферы социального управления, представители административных структур по роду своей деятельности участвующие в формировании и реализации социальной политики государства: сотрудники министерств, департаментов и т.д. на различных уровнях управления.

Четвертый субъект - граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность (волонтеры, сотрудники некоммерческих организаций (НКО), общественных фондов, учреждений, занимающихся благотворительностью). Благотворительная деятельность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Пятый субъект СР - преподаватели - люди, которые учат социальной работе, помогают сформировать профессиональные знания и умения, развить гуманистическую направленность личности будущим специалистам социальной сферы.

Шестой субъект - исследователи - научные работники, которые изучают практику социальной работы, используя различные методы исследования; обобщают опыт деятельности различных субъектов СР, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, прогнозируя возможные перспективы; создают инновационные модели и программы социальной поддержки нуждающихся; в результате - публикуют научные отчеты, книги, статьи.

 


[1] Институционализация - становление в качестве социального института. Социальный институт – это социальная система, удовлетворяющая фундаментальные потребности общества, обладающая легитимной силой и моральным авторитетом, охватывающая большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций, которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, многочисленные механизмы социального контроля, процедурные практики и т.п.

 

[2] Социальные отношения - социальные взаимозависимости, связи, контакты между людьми, занимающими различное положение в обществе, его социальной структуре.

 

[3] Закономерности СР - прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в социальной работе.

 

[4] «Социальная деятельность» - это совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет личность или социальная общность для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или с природой [66, с. 5].

[5] Социальность - совокупность приобретённых человеком свойств, способствующих его жизнедеятельности и инкорпорации в социум.

[6] Гражданское общество - сфера общественной жизни, существующая одновременно и наряду с государством, но независимо от его институтов; это сфера самоутверждения свободных граждан и создаваемых ими на добровольных началах ассоциаций, общественных организаций, объединений, выражающих частные интересы людей и создающих условия для их реализации.

 

[7] Миссия - это философия и предназначение, смысл существования организации.



2016-09-16 539 Обсуждений (0)
Уровни, субъекты и направления практики социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уровни, субъекты и направления практики социальной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)