III. Нахождение признаков текста
Учитель сообщит, какими признаками должен обладать текст, в процессе разбора текста учащиеся находят названные признаки. 1. Заглавие. 2. В заглавии прямо или косвенно должна отображаться тема(то, о чем говорится в тексте), основная мысль (то, в чем убеждает вас автор). 3. Начало. 4. Тема и основная мысль раскрываются на протяжении текста. Как правило, текст делится на три части: I. Вступление. II. Основная часть. III. Заключение. Именно в заключении присутствует элемент конца текста. 5. Конец текста. 6. Все части связаны между собой по смыслу и по строению. 7. Текст имеет композиционную завершенность (в начале текста мы оттолкнулись от названия «Плохо», в конце текста в речи героини опять звучит это слово – «плохо». Именно оно является ключевым (главным) в раскрытии поведения ребят). V. Выполнение упражнения 64, проверка. С о о б щ е н и е у ч и т е л я: фрагмент текста также можно считать текстом, если в нем все понятно без дополнительных разъяснений и есть возможность его озаглавить (или присутствует заглавие). Домашнее задание:упражнение 65, выучить признаки текста. Уроки 14–15. Урок 25. Цели: развивать образное мышление учащихся, учить видеть изображенное на картине. Урок 1. Цели: сообщить учащимся, что такое грамматика, что изучает данный раздел; развивать умения пользоваться научными терминами. Ход урока I. Беседа по теме урока. – Кто знает, что такое грамматика? Грамматика – наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Свое название грамматика получила от греческого слова gramma – буква. Запись в тетради: Грамматика – gramma – буква (греч.) Грамматика включает в себя два раздела: морфологию и синтаксис. Морфология – morphos – форма (греч.) logos – учение (греч.) Синтаксис – sintacxis – составление (др. греч.) построение порядок Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, а также типы предложений, их строения. На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация. С. Маршак в статье «Письмо ученику» писал: «Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка… Конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе». В о п р о с ы: 1. Что такое грамматика? 2. Из каких разделов состоит грамматика? 3. Для чего нужно изучать грамматику? II. Знакомство с материалами § 24, с. 47. III. Работа над построением словосочетаний и предложений. · Задание. Найдите среди бессмысленного набора слов такие, которые могут иметь друг к другу какое-либо отношение. (Слова можно изменять, использовать предлоги). бассейн, крыша, купаться, тугой, прыгать, бочка, быстро, проволока, кот, обруч, гладить, небеса. П р и м е р: прыгать в бассейн, купаться в бассейне, прыгать по проволоке, гладить кота. – Итак, данные слова связаны по смыслу, при помощи предлогов и окончаний, просто окончаний, а значит, вы построили словосочетание. Самостоятельно добавьте еще по одному слову в каждое словосочетание. П р и м е р: Ребята купались в бассейне; воробей прыгает по проволоке; Наташа гладит кота. – Получились предложения. – А из чего состоит текст? (из предложений). Попробуйте составить небольшой текст. П р и м е р н ы й в а р и а н т т е к с т а. Был хороший день. Ребята купались в бассейне. Наташа гладила кота и наблюдала за воробьем, который прыгал по проволоке. Вдруг воробей подлетел к бортику бассейна и хотел на него сесть. Промахнулся и попал в воду! – Воробей в воде! – закричала Наташка. Ребята быстро выловили птицу, а затем отнесли ее в безопасное место. – Чему же учит синтаксис? (грамотно строить словосочетания, предложения, тексты.) Словосочетание, предложение, текст – единицы синтаксиса. Слова в них связаны между собой по смыслу и грамматически. IV. Выполнение упражнения 115 с комментированием. Домашнее задание:упражнение 116. Урок 2. Цель: сообщить учащимся, что такое пунктуация, что изучает данный раздел. Ход урока I. Проверка домашнего задания. II. Работа по материалам учебника, с. 48. III. Словарно-орфографическая работа. Пунктуация – punctum – точка (лат.). IV. Работа над отрывком из легенды о том, как запятая спасла жизнь человеку. Уже много веков рассказывают небольшую быль-небылицу о том, как от одной запятой зависела жизнь человека. Некий повелитель на смертном приговоре какому- то человеку написал окончательное решение, но забыл – или не знал как – поставить запятую: Казнить нельзя помиловать. Как же понять это решение: то ли нельзя казнить и следует помиловать, то ли нельзя помиловать и следует казнить. Полную ясность внесла бы запятая: Казнить нельзя, помиловать. – Казнить, нельзя помиловать. Так жизнь человека оказалась зависимой от запятой. По А. Моисееву. – Какова идея текста? V. Выполнение упражнений 117, 118, 119. VI. Знакомство с теоретическими сведениями учебника, с. 49.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |