IV. Минутка для шутки
– Не понимая или не зная значения слов, иногда можно попасть впросак, как попали малыши, высказывания которых записал К. Чуковский. 1. Я в школу не пойду, – заявил пятилетний Сережа. – Там на экзаменах детей режут. 2. – Вот зимой выпадет снег, ударят морозы. – А я тогда не пойду на улицу. – Почему? – А чтоб меня морозы не ударили. 3. Мальчика спрашивают о сестре: – Что же это твоя Иринка с петухами ложится? – Она с петухами не ложится – они клюются: она одна в свою кроватку ложится. 4. Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой. – Почему ты не повесил ее сушить? – Я не достал до солнышка. V. Работа со словами. – Укажите в каждой паре предложений слова, употребленные в переносном значении. 1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет. 2. Усталый день склонился к ночи. Усталый малыш склонил голову к плечу матери. 3. Пришел с работы отец. Наконец-то пришел долгожданный день. 4. Хозяйка согрела воду. Веселая песня согрела нас в пути. –Со словами гнездо, бежать, лететь, серебряный составьте словосочетания, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении. –Запишите словосочетания по группам: в первую – с прямым, во вторую – с переносным значением. Болтать языком, болтать ногами; девочка плакала, елка плакала; золотые руки, золотые серьги; глубокое озеро, глубокое раздумье; медвежья берлога, медвежья услуга; тесная дружба, тесная обувь. VI. Выполнение упражнений 339, 340. Домашнее задание:упражнения 341, 342. Урок 6. Цели: повторить определение омонимов, чем они отличаются от многозначных слов; развивать умение находить омонимы в словаре; познакомить со словарем омонимов. Ход урока I. Проверка домашнего задания. II. Словарно-орфографическая работа. 1. Омоним omos – ‘одинаковый’ (греч.) onima – ‘имя’ 2. Диктант с использованием текста упражнения 342. III. Синтаксические минутки. В предложениях обозначить части, дать устно характеристики, составить схемы. Много лет назад все рыбы в реке плавали в одинаковой одежде. Однажды из далекого моря приплыла в реку сильная и хитрая щука. Она стала так хозяйничать, что все рыбы стали ее бояться. IV. Работа по материалам учебника, с. 142. V. Демонстрация словаря омонимов. 1. Знакомство с организацией словаря, нахождение омонимов. 2. Выполнение упражнения 343. – Почему лексические значения омонимов раскрываются в разных словарных статьях? – На что обратили внимание при знакомстве с омонимами? (Омонимы, как правило, принадлежат к одной части речи. Часто это существительные.) 3. Выполнение упражнения 344. VI. Составление словосочетаний. 1. Составьте словосочетания с омонимами: среда, свет, мир, вал, рубашка, рысь, фунт. 2. Выполнение упражнения 345. VII. Определите, многозначными словами или омонимами являются выделенные слова. 1. Берите свежий хлеб. Сестра и меня берет с собой в поход. Где вы берете книги? 2. Из-под земли бил горячий ключ. Папа забыл от комнаты ключ. Мальчик в нотной тетради выводил скрипичный ключ. 3. Родное гнездо; гнездо жаворонка; гнездо для патронов. 4. В темноте сидеть было неприятно. Мама начала седеть. – Что-то вас удивило в предложениях под № 4? В нашем языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, в зависимости от значения слова. Такие слова называются омофоны. Омофоны – это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание. Не менее интересными являются омоформы. Омоформы– это слова, совпадающие в своем звучании лишь в некоторых грамматических формах. Омоформами могут быть слова как одной, так и разных частей речи. VIII. Тренировочные упражнения. 1. Прочитайте шуточные стихотворения Я. Козловского,ука-жите в них омофоны, затем омоформы. 1) Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла сережку Поля. Ту сережку нашел Сережка, Прибежал, постучал в окошко: – Отыскалась твоя сережка. 2) Веснушкам нету сноса, Не исчезают с носа. Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла, – Зависело б от мыла, Веснушки я б отмыла. Предложения записаны на доске или на карточках. Задание аналогично предыдущему. 2. Определить омофоны и омоформы в данных предложениях. 1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.) 3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели. 3. С о о б щ е н и е у ч и т е л я. Нельзя не сказать об омографах. Омографы – слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению. Если подобные слова встречаются вне контекста, то определить их точное значение можно только при условии, если на них будет поставлено ударение, например: Село – село; кружки – кружки; пристань – пристань; полы – полы; мою – мою. 4. Укажите в стихотворении А. Барто омографы. Отца спросила дочка: – Не знаю, как прочесть. Есть слово «проволочка» И «проволочка» есть. А что такое «атлас»? Его приносят в класс? Я прочитала «атлас», Но есть ведь и «атлас»? Домашнее задание:упражнения 346–348. Урок 7. Цели: сообщить, что такое синонимы; познакомить со словарем синонимов; учить использовать синонимы в речи. Ход урока
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (701)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |