Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Понятие метода и методологии



2016-09-17 2426 Обсуждений (0)
Глава 1. Понятие метода и методологии 4.67 из 5.00 3 оценки




Введение

 

На заре античной культуры монополия на исследование проблем познания вообще и научного познания в частности всецело принадлежала философии. И это не случайно, ибо в то время наука еще в значительной мере не отделяла себя от философии. Даже на рубеже XVI-XVII вв., когда сформировалось экспериментальное естествознание, исследованием различных проблем методологии познания занимались в основном философы, хотя наибольший вклад в этот период был сделан теми из них, которые одновременно с философией занимались и другими специальными отраслями научного знания (Галилей, Декарт [12], Ньютон, Лейбниц и др.).

Современные исследователи, такие как В.И. Загвязинский [10], В. Розин [13], Рузавин Г.И. [5] предлагают различные подходы к определению и систематизации ключевых понятий – метода и методологии. Краевский В.В. [10] в рамках своих научных изысканий в области педагогики и дидактики разрабатывал принципы, подходы и системы добывания знания как результата обработки массивов информации. Так же советская методологическая научная школа формировалась в 60-е – 70-е годы трудами П.В. Копнина, В.А. Лекторского, В.И. Садовского, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина, которые ввели новые базовые уровни этого понятия.

Но что есть такое методология? Согласно каким критериям выбрать ту или иную методологию применительно к своему объекту и предмету исследования?

Так, скажем, пусть задача инженера-конструктора стоит в создании парашютной системы нового поколения. Таким образом, объектом исследования является непосредственно парашют, а предметом – динамические, эксплуатационные характеристики и надежность. Потенциально закладываемые в нее функциональные возможности и технические требования высоки. И, безусловно, инженер знаком со сферой своей деятельности, имеет достаточный опыт в проектировании. Но на практике совмещение столь высоких требований к изделию, диктуемые временем и уровнем современного развития и конкурентоспособности государства, еще никем произведено не было. Перед проектировщиком встает вопрос: какими инструментами исследований и верификации рабочих расчетов воспользоваться? Полетный эксперимент по сбросу некоторой опытной модели является наиболее приближенным к реальным условиям дальнейшей эксплуатации. Но его проведение зависит от слишком многих факторов: наличие аэродрома, самолета, персонала, погоды и проч. К тому же, это очень экономически затратно и нет возможности проводить такие эксперименты часто. Тогда встаёт вопрос о поиске теоретических методов исследований или вообще разработке новых, рамки применимости которых, возможно, ограничатся только поставленной задачей.

Как видим, вопрос о поиске, выборе или создании новой методологии является самым первым, встающим перед исследователем в его практической и изыскательной деятельности. Поэтому наличие и понимание особенностей различных исследовательских инструментов является актуальной проблемой.

В настоящей работе исследуется систематизация и определение известных на сегодня научных методов и методологий исследования. Исследуются критерии выбора инструментов познания, служащие исследователю компасом в выборе способов реализации своих теоретических и практических задач.

Структура работы, в которой производится поиск ответов на обозначенные вопросы, содержит введение, 2 главы, заключение и список литературы.

 

Глава 1. Понятие метода и методологии.

 

Понятие «метод» (от греческого слова «методос» - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Методы исследования подразделяются на эмпирические (эмпирический – дословно – воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические. Такие методы как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т.д., то есть основные мыслительные операции, - относят к методам теоретического исследования.

В свою очередь эмпирические методы исследования могут быть подразделены. Так, В.И. Загвязинский [10] разделяет эмпирические методы исследования на две группы:

1. Рабочие, частные методы. К ним относят: изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос (устный и письменный), метод экспертных оценок, тестирование.

2. Комплексные, общие методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта, опытная работа, эксперимент.

Существуют определенные подходы к классификации метода исследования(рис.1).

 

Рис. 1. Подходы к классификации метода исследования.

К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д. К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др. Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов.

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы (рис.2).

 

Рис. 2. Классификация метода исследования в зависимости от сферы применения.

Методы разнообразны, поскольку разнообразен мир, выступающий в качестве объекта познания, и разнообразна человеческая деятельность. Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая принимается как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.

Методы могут быть подразделены на группы и по иным признакам:

а) общие методы касаются любого предмета природы, любой науки. Это – различные формы диалектического метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.

б) Особенные методы касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон (явлений, сущности, количественной стороны, структурных связей) или же определенного приёма исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция. Особенными методами служат: наблюдение, эксперимент, сравнение и, как его частный случай, измерение.

в) Частные методы – это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Так, методы физики привели к созданию астрофизики, кристаллофизики, геофизики, химической физики и физической химии, биофизики. Распространение химических методов привело к созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, создание парашютной системы немыслимо без испытаний по сбросу десантируемых грузов на аэродром; для выявления общих зависимостей функционирования этих систем проводят испытания в аэродинамических трубах, на специально созданных для этого стендах. Так же эти практические методы тесно связаны с теоретизацией в описании процессов аэродинамики, баллистики, надежности и проч. и задействованием компьютерных численных моделей.

В ходе прогресса методы могут переходить из более низкой категории в более высокую: частные – превращаться в особенные, особенные – в общие.

Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией.

Методология ( от греч. «метод» дословно «учение о методах» ) – это алгоритм поиска цели, набор приемов, методов, средств, способов, принципов достижения цели. Первоначально методология была представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром. В дальнейшем, она вычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система испытанных правил и нормативов познания и действий, которые соотносятся со свойствами и законами действительности.

Рассмотрим современные общие определения методологии (табл. 1).

Таблица 1. Энциклопедические и авторские определения методологии

Источник Определение
[1] Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
[2]   Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
[1] Учение о методах деятельности (метод и «логос» – учение).
[3] Методология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира.
[4] Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
[5] Главная цель методологии науки – изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания.
[5] Методология является дисциплиной об общих принципах и формах организации мышления и деятельности.
[6] Общий подход к решению задач того или иного класса.
[7, 8] Методология как способ, средство связи науки и практики.
[9] Методология как средство помощи науки практике.

 

Традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности. На все эти виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии практической деятельности, методологии художественной деятельности и т.д.

Современные авторы разделили методологию (методологию науки) на два типа (рис.3).

Рис. 3. Два типа, выделенных в методологи науки.

Для появления такой неопределенности и многозначности предмета методологии были причины. Как таковая, в первую очередь методология науки, в советские времена стала оформляться лишь в 60-е – 70-е годы прошлого века. Методология науки, благодаря трудам П.В. Копнина, В.А. Лекторского, В.И. Садовского, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и других авторов стала развиваться. Преодолевая идеологическое давление эти ученые поделили методологию (рассматривая только лишь методологию науки) на четыре базовых уровня (рис. 4).

Четыре базовых уровня методологии науки в советской научной школе

Рис. 4. Четыре базовых уровня методологии науки в советской научной школе.

Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности. Необходимо рассмотреть содержание понятия «организация». В соответствии с определением, данным в [2], организация – 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Отметим, что не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную ([11]). Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Продуктивная деятельность, направлена на получение объективно нового [12] или субъективно нового результата. В случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, то есть возникает необходимость применения методологии.

Таким образом, методология рассматривает организацию деятельности (деятельность – целенаправленная активность человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления. Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат. Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.

Схема структуры методологии содержит следующие важнейшие компоненты (рис. 5).


Общая схема структуры методологии

Рис. 5. Общая схема структуры методологии.

Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в литературе подходы и трактования понятия «методология» и его использование в самых разнообразных видах деятельности. Очевидно, каждая наука имеет свою методологию.

Существуют следующие уровни методологии (табл.2).

Таблица 2. Основные уровни методологии

Виды методологии Специфические особенности данного вида методологии.
Всеобщая методология Является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания.
Частная методология Применяется для группы родственных наук (физика, геофизика, астрофизика и проч.).
Методология научных исследований конкретной науки В содержание данной методологи включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания, например, методология механики сплошных сред, аэродинамики и других наук.

 

Рассмотрим далее суть философских и общенаучных методов научного исследования.

 

 



2016-09-17 2426 Обсуждений (0)
Глава 1. Понятие метода и методологии 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Глава 1. Понятие метода и методологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2426)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)