Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки
Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)
Дата
| №
| Тема занятий
| Количество часов
| Основные виды деятельности учащихся
| Универсальные учебные действия
| |
теория
| практика
| |
«ВВЕДЕНИЕ» (2 час)
| |
|
| Вводное занятие. Мы жители
планеты Земля
| 1ч
| | Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
| |
|
| Мир вокруг. (1 час)
| 1ч
| | Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.
| Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; умение выражать свои мысли.
| |
« ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» 5 ч.
| |
|
| Экология и мы
| 1ч
|
| --приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;
— оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;
— участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;
| формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения),
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
| |
|
| Осенние работы в поле
|
| 1ч
| рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на
основе наблюдений);
— сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми
наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии: прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе.
| участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
| |
|
| Практическое занятие «Пришкольный участок».
|
| 1ч
| | Применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
| |
|
| Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи
|
| 1ч
| - приводить примеры взаимосвязей между
человеком и природой;
— оценивать свои поступки по отношению к природе
рассказывать о них;
— участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;
| | |
|
| Осень в лесу (экскурсия)
|
| 1ч
| — наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;
— рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на
основе наблюдений);
Описывать сезонные изменения в природе.
Характеризовать признаки времён года. Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
|
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными явлениям;
-составлять описание природных изменений.
| |
« НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ»13ч.
| |
| 8-9
| Неживая природа
| 2ч
|
| - классифицировать объекты природы по существенным признакам;
— различать объекты неживой и живой природы;
— приводить примеры объектов живой и неживой природы;
— работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ,обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;
— устанавливать связи между живой и неживой природой;
| Оценка-выделение и осознание уч-ся того, что усвоено и что еще нужно усвоить.
| |
|
| Солнце – источник тепла и света
| 1ч
|
| Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье.
| Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)..
| |
|
| Вода, её признаки и свойства
| 1ч
|
| Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды:
вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,
круговорот воды
| Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знании.
| |
| 12-13
| Берегите воду!
| 1ч
|
| - определять цель и этапы работы;
— распределять обязанности;
— совместно со взрослыми делать фотографии, зарисовки;
— находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;
— составлять и презентовать «Книгу природы родного края»
| Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знании.
| |
|
| Почва – святыня наша.
| 1ч
|
|
| Сотрудничество с учителем и учащимися
| |
|
| Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы».
|
| 1ч
| практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;
— анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;
— обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;
| освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
| |
| 16-17
| Погода. Климат.
|
|
| - наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;
— характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;
— приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.);
— работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;
| Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
| |
|
| Предсказание погоды по народным приметам
| 1ч
|
| — сопоставлять научные и народные предсказания погоды; работать со взрослыми: вести
наблюдения за погодой; составить сборник народных примет своего народа
(своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу .
| Сотрудничество с учителем и учащимися. Извлечение необходимой информации из услышанного.
| |
|
| Почему нельзя..?
| 1ч
|
| — обсуждать источники появления загрязнений помещения;
— формулировать предложения по защите классной комнаты от загрязнений
| корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов,
| |
|
| Практическое занятие «Диалоги с неживой природой»
|
| 1ч
| — сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;
| Извлечение необходимой информации из услышанного, построение логической цепочки рассуждений.
| |
«ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ»11ч.
| |
| 21-22
| Практикум «Хлебные крошки»
| 2ч
| 2ч
| наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;
— обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;
— практическая работа в паре:
изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;
— запомнить правила подкормки птиц.
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
| |
| 23-24
| Кто улетает, а кто остаётся
| 2ч
|
| Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц.
Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края.
| Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Извлечение необходимой информации из услышанного, построение логической цепочки рассуждений.
| |
|
| Экологические связи неживой и живой природы
| 1ч
|
| — классифицировать объекты природы по существенным признакам;
— различать объекты неживой и живой природы;
— приводить примеры объектов живой и неживой природы;
— работать в паре: анализировать
существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы,
— устанавливать связи между живой и неживой природой
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
знать простейшую классификацию экологических связей;
иметь элементарные представления о пищевой пирамиде;
иметь представления о способах общения животных;
оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
| |
|
| Вода и жизнь
|
| 1ч
| Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.
| освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
| |
|
| Растения рядом
| 1ч
|
| - наблюдать за комнатными растениями школы и узнавать их по рисункам;
| участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
| |
|
| Комнатные растения
|
| 1ч
| — практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;
— различать изученные растения;
— приводить примеры комнатных растений;
— рассказывать об особенностях любимого растения
| Построение логической цепочки рассуждения, анализ истинности утверждений. Умение работать в паре.
| |
|
| Размножение комнатных растений
| 1ч
|
| — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку;
| Умение работать в паре.
Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели
| |
|
| Дикорастущие растения луга, водоёма , ласа
| 1ч
|
| — характеризовать факторы
отрицательного воздействия человека на мир растений;
| Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
|
|
|
| Практическое занятие «Растения луга и леса»
|
| 1ч
| — обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;
— оформлять памятку (книжку)
«Берегите растения»
| Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
| |
«ЦАРСТВО ГРИБОВ»3ч.
| |
|
| Съедобные грибы
| 1ч
|
| характеризовать строение шляпочных
грибов;
— с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;
| Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; умение выражать свои мысли.
| |
|
| Несъедобные грибы.
| 1ч
|
| — обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;
находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых грибах;
— обсуждать рассказ «Опасные
двойники» из книги «Зелёные страницы»;
| Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; умение выражать свои мысли.
| |
|
| Обобщение работы за год. Игра «Мир природы»
|
| 1ч
| оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе,
формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;
— участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;
| знать простейшую классификацию экологических связей;
иметь элементарные представления о пищевой пирамиде;
иметь представления о способах общения животных;
оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
| |
| | | | | | | | |