Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире



2016-09-17 412 Обсуждений (0)
Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире 0.00 из 5.00 0 оценок




4. Глобализация современного мира. Сущность гло­бальных проблем современности.

 

Требования к компетентности:

знать ведущие идеи социальной философии;

знать общее строение общественной жизни, уметь охарактеризовать ее динамику;

уметь определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;

уметь формулировать и аргументировать свою социальную позицию.

1. Общество как развивающаяся система. Основные сферы жизни общества.

Общество(в широком смысле) – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле: 1) определённый этап человеческой истории (общественно-экономи­ческая формация, или ее этапы, например, докапиталистическое общество, раннефеодальное общество); 2) отдельное индивидуальное общество (социальный организм), на­пример, французское общество, белорусское общество и т.д.

Основными сферами жизни общества являются: материально-произ­водственная (экономическая), социальная, политическая и духовная. Эконо­мическая сфера – условие жизнедеятельности людей, создание средств суще­ствования и развитие производительных сил. Социальная – сложная сово­купность связей и отношений социальных групп между собой и с обществом в целом. Политическая сфера включает политическое сознание, политиче­ские отношения, институты и действия. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти. Духовная сфера жизни общества – идеологическая, научно-теоретическая, религиозная, художественно-эстетическая, образовательная деятельность, цель которой – сохранение, преумножение и передача духовно-культурных ценностей. Все они тесно переплетены, и любое явление в жизни общества имеет место во всех сферах одновременно, но одна из них является в определённый исторический момент преобладающей.

Развитие общества – это изменение общественных отношений в раз­личных сферах. Общество является саморазвивающейся системой, поскольку причина его развития – в самих общественных отношениях, точнее, в их про­тиворечиях. Материалистическая позиция состоит в том, что источником развития является противоречие между производительными силами и произ­водственными отношениями: развитие производительных сил вынуждает меняться вначале производственные отношения, а те, в свою очередь, влияют на все остальные отношения в обществе.

Поэтому отношения, связанные с материальным производством, явля­ются самыми фундаментальными в системе общественной жизни: система производственных отношений и есть общественное бытие, объективная ре­альность общества. Отношения, которые формируются на основе и в зависи­мости от производственных (идеологические, политические, правовые и т.д.), – это общественное сознание. Общественное бытие определяет общественное сознание. Сознание есть не что иное, как отражение реальности и осознание людьми своего общественного бытия.

 

2. Формационный и цивилизационный подходы к пони­манию развития общества. Специфика законов обще­ственного развития.

К проблеме периодизации истории человечества существуют два основных подхода. Первый из них – линейный: взгляд на всемирную историю как на единый процесс пос­тупательного восходящего развития человечества, выделяются определенные стадии в истории человечества. Второй подход – цивилизаци­онный:исходит из того, что в человеческой исто­рии выделяется несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную, историю.

Линейный подход в периодизации исторического про­цесса нашел свое проявление в вычленении таких основ­ных стадий истории человечества, как дикость, варварство и цивилизация. Более общепринятым в рамках новоевропейскойтрадиции стало деление истории на три поступательные стадии исторического процесса – древность, средние века, Новое время.

В рамках формационного подхода (К.Маркс) периодизация исторического процесса да­стся через смену общественно-экономических формаций (ОЭФ). ОЭФ - это культурно-истори­ческая реальность, для которой характерны определенный уровень развития производительных сил и установившиеся формы производственных отноше­ний. Исторический процесс рассматривается как последовательная смена формаций (перво­бытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, со­циалистическая) Способ смены формаций – революция. Современную стадию социальной периодизации ис­тории принято называть этапом постиндустриального об­щества (Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др.). В исто­рии человечества постиндустриалисты выделяют три стадии: 1) традиционного (аграрного) общества; 2) индустри­ально­го (промышленного) общества; 3) постиндустриального (сверхиндуст­риального, информационного, технотронного и т.п.) общества.

Цивилизацияэто устойчивое культурно-историчес­кое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и куль­турных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, на­личием, в большинстве случаев, общих этнических признаков и соответст­вующих географических рамок.

Сущность цивилизационного подхода: история человечества подразде­ляется на несколько совер­шенно самостоятельных образований – локальных ци­вилиза­ций (западная, славянская и др.),каждая из которых имеет свою собственную самосто­ятельную ис­торию, отличается неповторимостью истори­ческих явлений, уникальностью культурно-исторических событий.

В настоящее время необходим интеграционный подход к интерпрета­ции мировой истории. Он учитывает поступа­тельно-стадиальный прогрес­сивный характер развития че­ловеческой истории, ее развитие во времени, хронологию, всю многомерность, сложность, уникальность отдельных куль­тур и цивилизаций, развитие человеческого общества в пространстве.

Специфика законов общественного развития. От любых других процессов в реальном мире история отличается тем, что она не существует помимо деятельности людей: поскольку решения и дейст­вия людей составляют содержание исторического процесса, он зависит от сознания каждого человека. Особенности действия социальных законов по сравнению с законами природы: 1) действие социальных законов непрямое; 2) действие социальных законов не в ста процентах случаев, а лишь в подавляющем большинстве; 3) социальные законы трудно обнаружить, поскольку в истории невоз­можны повторения; 4) социальные законы не поддаются экспериментальной проверке и их прогностическая функция очень ограничена.

Субъектами истории являются и отдельные личности, и группы людей. Их основными характеристиками являются ра­зумность и свобода, т.е. люди сознательно выбирают цели своих действий и делают то, что считают нужным. Каждое историческое событие имеет характеристики и случайности, и закономерности.



2016-09-17 412 Обсуждений (0)
Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)