Цели уголовного наказания. Начиная с Гуго Гроция, к XX в
Начиная с Гуго Гроция, к XX в. было создано более 20 философских систем и около 100 отдельных уголовно-правовых теорий. Вопрос о целях наказания и в настоящее время является одним из наиболее дискуссионных. Одни авторы считают целями наказания предупреждение преступлений; другие полагают, что цель частного предупреждения не имеет самостоятельного значения, она охватывается исправлением осужденных; третьи к целям наказания относят и кару; четвертые к ним добавляют цель удовлетворения чувства справедливости общества, против которого совершено преступление. Такое внимание к данной проблеме вполне объяснимо: задачи карательной деятельности — вопрос не только юридический, но и политический. Определение целей наказания имеет принципиальное значение, оно непосредственно связано с проблемой преступности, характеризует отношение общества к лицу, совершившему преступление. Цель — категория не уголовно-правовая, а философская. В философии под целью понимается предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В уголовном законе определение целей наказания не дается. Такое понятие исходя из его философской трактовки выработано теорией уголовного права. Под целями наказания понимается тот социальный результат, к которому стремится государство, устанавливая и применяя уголовное наказание к лицам, виновным в совершении преступления. В законе называет три цели, для достижения которых реализуются уголовные наказания: 1) восстановление социальной справедливости; 2) исправление осужденного; 3) предупреждение совершения новых преступлений (ст. 43 УК). Цель восстановления социальной справедливости обусловлена интегративным свойством наказания. Преступление посягает на установленный в обществе правопорядок, который соответствует нравственным и ценностно-правовым ориентациям абсолютного большинства членов общества, нарушает социально-психологические устои, в сфере общественных отношений создает состояние тревожной неопределенности и неустойчивости. В результате применения наказания состоявшееся нарушение «погашается» как в социальной действительности, так и в общественном сознании. Исходя из этого можно утверждать, что указанная цель означает соответствующую компенсацию причиненного личности, обществу и государству преступлением вреда путем лишения или ограничения прав, соответствующего тяжести совершенного деяния и личности виновного. Именно таким образом уголовным наказанием как формой государственной реакции на общественно опасное посягательство реализуется цель восстановления социальной справедливости, нарушенной преступлением. Механизм достижения указанной цели предполагает следующие требования к назначаемому наказанию: 1) в общественном сознании оно должно восприниматься как справедливое, способное удовлетворить общественное возмущение, вызванное преступлением; чрезмерно мягкое наказание может спровоцировать самосуд, а чрезмерно суровое наказание в глазах общественности превращает виновного из преступника в «жертву» уголовной юстиции; 2) по идее оно должно компенсировать вред, причиненный потерпевшему преступлением; данную компенсацию нельзя воспринимать как талион, она может, во-первых, принести потерпевшему материальное и моральное удовлетворение, а во-вторых, по своему характеру соответствовать сущности и тяжести причиненного вреда; 3) самим виновным должно восприниматься как справедливое; оно не должно быть чрезмерно суровым, в противном случае наказание будет признаваться расправой, и не должно быть чрезмерно мягким, чтобы не порождать чувство безнаказанности. Цель исправления осужденного раскрывается в ст. 9 УИК: «Исправление... — это формирование... уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения». В теории уголовного права выделяются два значения исправления. Во-первых, оно рассматривается как специфический воспитательный процесс, протекающий в условиях исполнения наказания и применения мер исправительного воздействия; во-вторых, как результат определенного воздействия на лицо, совершившее преступление. Цель исправления предполагает стремление государства путем применения уголовного наказания изменить относительно устойчивые искажения ценностно-нормативной системы, индивидуальные психологические особенности, выраженные в сознании и деятельности преступника, достичь как минимум того, что лицо, отбывая наказание, больше не опасно для общества и как максимум способно приносить обществу только пользу, внедрить в его сознание необходимость честно относиться к труду, точно исполнять законы, уважать правила общежития, выполнять свой гражданский долг. Другими словами, исправить осужденного — значит сделать его лучше, освободив от имеющихся недостатков, пороков, заменить криминогенные свойства на не криминогенные, которые в своей совокупности удерживали бы лицо от совершения преступления. Механизм реализации данной цели включает установленный законом порядок исполнения и отбывания наказания (режим); воспитательную работу; общественно полезный труд; получение общего образования; профессиональную подготовку; общественное воздействие. Цель наказания в виде исправления считается достигнутой, если осужденный перестает быть рецидивоопасным, т. е. не совершает новых преступлений. Выделяется два вида исправления: моральное и юридическое. Под моральным исправлением понимается такое воздействие на осужденного, в результате которого он не совершает нового преступления не из страха перед законом, а потому, что это противоречит его взглядам и убеждениям; под юридическим — не совершение осужденным нового преступления независимо от мотивов этого. В ст. 43 УК имеется в виду юридическое исправление как единственно возможный результат, который достигается при применении уголовного наказания, имеющего ограниченные возможности. Цель предупреждения новых преступлений в литературе характеризуется по-разному: как единая цель, охватывающая две подчиненные цели — общего и специального предупреждения; как обозначение двух указанных целей, являющихся самостоятельными. Под специальным предупреждением (частной превенцией) следует понимать такое воздействие наказания на преступника, в результате которого он в дальнейшем не совершает новых преступлений. Таким образом, само наказание носит ретроспективный характер, но цель ставится перспективная: исключить рецидив ранее судимого лица. Достигается она путем реализации содержания наказания. Механизм специального предупреждения включает воспитание осужденного, его устрашение, ограничение возможности совершать новые преступления и лишение физической возможности совершения рецидива. Устрашение непосредственно достигается карательными ограничениями, входящими в содержание наказания. Страх вновь подвергнуться наказанию и карательным мерам удерживает преступника от совершения нового преступления. Однако устрашение как элемент механизма специального предупреждения само по себе недостаточно эффективно. Поэтому предпочтение отдается воспитанию преступников. В рамках режима отбывания конкретного вида наказания предусмотрены необходимые условия для применения мер исправительного воздействия, в то же время режим и сам является одним из средств воспитания. Поощрительные нормы уголовного и уголовно-исполнительного права стимулируют осужденных отказываться от антисоциальных установок, воздействуют на их правовое и нравственное сознание, потребности и интересы. Таким образом, устрашение — это воздействие угрозы наказанием на сознание и волю лица с целью удержания его от нового преступления, а воспитание — целенаправленное воздействие на личность с целью ее формирования или изменения. Одно из проявлений наказания состоит в том, что оно ограничивает иди лишает преступника возможности совершения нового преступления. Однако не все виды наказания обладают такой способностью в одинаковой мере. Лишение свободы наибольшим образом, чем другие наказания, ограничивает возможность совершения новых преступлений. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на период наказания исключает возможность совершение деяний, которые связаны с использованием, например, служебного положения. Лишение физической возможности совершать новые преступления выражается в обезвреживании преступника при применении смертной казни. Частнопредупредительный эффект в этом случае заключается в необратимости, что гарантирует обществу отсутствие рецидива. Меры по специальной превенции, вытекающие из наказания, действуют и после его отбытия. В первую очередь к ним относится судимость, которая может выступать в качестве сдерживающего начала, а также административный надзор в отношении определенной категории лиц, отбывших уголовное наказание. Общее предупреждение — это воздействие наказания, назначенного конкретному преступнику, на социально неустойчивых лиц, удерживающее их от преступных действий. Общепредупредительное воздействие наказания на население зависит от трех элементов представления о последствиях преступления: 1) знания о том, что за данное деяние предусмотрена уголовная ответственность; 2) знания степени строгости этой ответственности; 3) предвидения реальности и неотвратимости ответственности. Исследования подтверждают, что в подобном знании заключено сдерживающее начало. Однако надо учитывать, что по ценностной ориентации, антисоциальным установкам социально неустойчивая часть населения неоднородна. На одном полюсе находятся лица, боязнь которых обусловлена самим фактом уголовно-правового запрета, на другом — те, кого удерживает от преступления лишь наличие самых строгих видов наказания. Отсюда и возможные варианты поведения. Реальность содержащейся в законе угрозы наказания наглядно проявляется лишь при его применении. Иначе любая, даже самая строгая, санкция теряет предупредительный смысл. Поэтому в достижении общего предупреждения важное значение придается уголовному судопроизводству, факту вынесения обвинительного приговора. Публичность судебных процессов, обеспечение фактического исполнения наказания способствуют осознанию гражданами его реальности за совершение преступления. В противном случае наказание перестало бы осуществлять функции как общего, так и специального предупреждения. Эффективность общей превенции не зависит от жестокости и суровости наказания. Но, чтобы наказание достигло цели, оно должно производить впечатляющее действие путем необходимой для этого кары. В противном случае наказание девальвируется. В теории уголовного права высказаны различные мнения о том, на кого воздействует наказание в общепредупредительном плане. Согласно преобладающей точке зрения эта цель адресована не всем гражданам, а лишь социально неустойчивым. Население в целом уголовным законом не воспитывается и в таком воспитании не нуждается. Нельзя не учитывать, что общепревентивные возможности наказания ограничены. Достаточно проанализировать криминологическую характеристику некоторых видов преступлений, учесть действие мотивов, эмоций, влечений, чтобы убедиться в этом (например, убийство в состоянии аффекта). Таким образом, специальная превенция достигается фактическим воздействием наказания, тогда как общая превенция содержит элемент принуждения лишь в потенции и тем самым влияет на выбор повеления. Осужденные знают о наказании не «умозрительно», они его испытывают на себе. К ним применяется комплекс исправительного воздействия, воспитательных мер. Именно это удерживает от совершения новых преступлений. Общая же превенция не затрагивает права и свободы граждан, ничем их не ограничивает. Влияя на сознание, волю и эмоции, она выступает в качестве фактора, сдерживающего отрицательное проявление личности. Поэтому общая превенция является не только правовой, но и в значительной степени социально-психологической проблемой.
Контрольные вопросы 1. Что понимается под наказанием и каковы его признаки? 2. Что такое цель наказания, какие цели выделены в законе? 3. Каков механизм реализации целей наказания? Рекомендуемые источники 1. Зубкова В. И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М., 2002. 2. Мицкевич А. Ф. Уголовное наказание: понятие, цели и механизмы действия. СПб., 2005. 3. Старков О. В., Милюков С. Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминологический анализ. СПб., 2001. 4. Учение о наказании в уголовном праве России. Владивосток, 2011. 5. ЧучаевА. И. Цели наказания в советском уголовном праве. М., 1989.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |