Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русская культура второй половины XIX века



2016-09-17 465 Обсуждений (0)
Русская культура второй половины XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок




Грандиозные перемены, происшедшие в экономическом и общественно-политическом укладе России в эпоху Великих реформ, мощно повлияли на культурное развитие страны. Превращение миллионов крепостных в полноправных граждан, становление местного самоуправления и местного суда, бурное развитие капитализма обострили спрос на образование, стали могучим стимулом научного и технического прогресса. Именно со второй половины XIX века люди, профессионально занимавшиеся умственным трудом, стали восприниматься в России как особый общественный слой — интеллигенция. Интеллигенцию сформировали выходцы из различных сословий (прежде всего — из дворянства и духовенства), которых официальная терминология XIX века именовала "разночинцами". Социальные контрасты России, культурный разрыв между образованными классами и народом, отчужденность русского общества в условиях самодержавия от политической жизни формировали в интеллигентской среде особую мораль и мировоззрение. Большинство интеллигентов болезненно переживали свой отрыв от народа, стремились помочь ему, придерживались атеистического и материалистического мировоззрения, тяготели к крайним мерам, были враждебно настроены по отношению к церкви и государству. Взгляды и пристрастия интеллигенции наложили сильный отпечаток на культурное развитие России второй половины XIX века.

В течение второй половины XIX века значительно повысился уровень грамотности народа: в 1860-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 года — 21 %. В первые годы после крестьянской реформы бурно росло число церковных школ для народа. Впоследствии их вытеснили государственные и земские школы, лучше обеспеченные и организованные. Там, где не было ни церковных, ни земских, ни государственных школ, крестьяне вскладчину заводили свои школы. В распространении просвещения среди взрослых большую роль сыграли воскресные школы. Несмотря на все усилия, число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям молодого российского капитализма. Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на нужды образования, и соперничество между светской и церковной школой.

Значительно шагнуло вперед среднее образование: его давали классические гимназии (в них упор делался на гуманитарные предметы) и реальные гимназии (впоследствии — реальные училища), в которых больше внимания уделялось естественным и точным наукам. Число гимназий и училищ во второй половине XIX века значительно увеличилось. Было основано в эту эпоху и два новых университета — Томский и Новороссийский (в Одессе) — однако главное внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям. Их было основано около тридцати, в том числе Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия и др. В пореформенной России возникают и женские высшие учебные заведения — курсы профессора В.И. Герье в Москве и профессора К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге.

Политика правительства в сфере просвещения характеризовалась значительными колебаниями. Университетская реформа 1863 года вернула университетам автономию. Однако среднее образование уже в 1871 году подверглось реакционному переустройству: в классических гимназиях значительно усилилось преподавание мертвых языков (латыни и древнегреческого), а реальные гимназии превратились в училища, из которых нельзя было поступить в университет. Был ужесточен правительственный надзор за студенчеством, за земскими начальными школами.

В 1883 году университеты вновь лишились автономии, гонениям подверглись женские курсы. В 1887 года министр народного просвещения издал получивший скандальную известность "циркуляр о кухаркиных детях". На пороге XX века правительство пыталось восстановить порядки Николая I, придавая образованию сословный характер.

С 1880-х годов при поддержке правительства усиленно создавались церковные школы для народа — в них власти видели охранительную силу, пытались с их помощью вытеснить земскую школу. Колебания и зигзаги правительственной политики болезненно отражались на культурном развитии страны.

Распространению просвещения способствовали публичные библиотеки, музеи, всевозможные курсы и кружки, учреждавшиеся различными общественными организациями. Радикальная интеллигенция нередко использовала просветительские организации для пропаганды своих взглядов, а правительство стесняло их деятельность. В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев — Исторический музей и Третьяковская картинная галерея в Москве, Русский музей в Петербурге.

В 1890 году Россия стала третьей в мире (после Германии и Франции) страной по количеству названий выпускаемой литературы. Издатели К.Т. Солдатенков, Ф.Ф. Павленков занимались популяризацией научных идей, публиковали авторов демократической ориентации. Магнат прессы А.С. Суворин сосредоточил в своих руках крупнейшее издательство и популярную газету "Новое время". И.Д. Сытин выпускал дешевую литературу для народа.

Главным рупором общественного мнения была периодическая печать. Тон задавали "толстые" (литературные и общественно-политические) журналы. Вторая половина 1850-х — начало 1860-х годов были временем триумфа радикальных органов — "Современника" (руководители — Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов) и "Русского слова" во главе с Д.И. Писаревым. Эстафету у Чернышевского и Писарева переняли в 1868 году "Отечественные записки" (руководители — Н.А. Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин), в 1884 году закрытые правительством за политическую неблагонадежность. В дальнейшем левый фланг русской публицистики был представлен народническими органами — "Русской мыслью" и "Русским богатством", а наиболее видными авторами этого направления были Н.К. Михайловский, Н.В. Шелгунов и др.

Лидером либеральной публицистики во второй половине 1850-х гг. был "Русский вестник" М.Н. Каткова, в дальнейшем подобную роль стал играть "Вестник Европы" М.М. Стасюлевича. Катков же, перейдя на охранительные позиции, своим главным органом сделал газету "Московские ведомости". Популярны были исторические журналы — "Русская старина" М.И. Семевского, "Русский архив" П.А. Бартенева. К 1891 году в России существовало 227 журналов и 296 газет, тиражи журналов доходили до 10 тыс., газет — до 25 тыс.

Солидная база, созданная развитием науки и просвещения в первой половине XIX века, потребности капиталистической экономики в пореформенной России способствовали блестящим успехам естественных и точных наук во второй половине XIX века. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л. Чебышева, физиков А.Г. Столетова и П.Н. Лебедева.

Величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым. А.М. Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии. Психологию и высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.И. Сеченов и И.П. Павлов. И.И. Мечников работал в сфере бактериологии. Значительные успехи были достигнуты и в географических исследованиях: Н.М. Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н. Миклухо-Маклай — Океанию.

Вторая половина ХIХ века ознаменовалась рядом технических открытий: Г.Ш. Яблочков и А.Н. Лодыгин сконструировали электрические лампы, А.С. Попов — радиоприемник. В 1880-е годы была построена первая в России электростанция, электричество стало применяться при освещении городов. Входят в быт телеграф и телефон.

Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, науки, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев.

Иную позицию занимали позитивисты: они считали, что человек не должен задаваться общими философскими вопросами (например, о том, что первично — материя или сознание), а должен сосредоточиться на конкретных научных исследованиях. Позитивистами были многие либералы, в том числе видный философ К.Д. Кавелин, близок к этому течению был и Н.К. Михайловский (лидер либеральных народников).

Материалистам и позитивистам противостояли религиозные философы, наиболее яркими из которых были К.Н. Леонтьев (1831-1891 гг.) и Вл.С.Соловьев (1853-1900 гг.). И Соловьев и Леонтьев утверждали, что человек и весь материальный мир созданы Богом и подвластны ему. Леонтьев обосновывал с помощью этой идеи необходимость самодержавной власти и общественного неравенства, говорил о неизбежности страданий и несправедливости. Соловьев же считал идею Бога основой для внесения в жизнь начал добра, справедливости, милосердия.

Во второй половине XIX века на значительную высоту поднялась российская историческая наука. Великий историк С.М. Соловьев создал фундаментальную «Историю России с древнейших времен". Следуя взглядам Гегеля, он изобразил русскую историю как борьбу противоположностей — созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов и др.). Ученик Соловьева В.О. Ключевский, близкий по взглядам к позитивистам, больше внимания уделил народной жизни, быту, социально-экономической истории и изложил результаты своих исследований в блестящем "Курсе русской истории".

Литература пореформенной эпохи опиралась на традиции "золотого века" русской литературы — эпохи Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Социальная напряженность второй половины XIX века, предвещавшая грандиозные катастрофы, колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек пореформенной России, заставляли великих писателей задумываться над самыми глубокими вопросами — о природе человека, о смысле жизни, о сущности бытия. Вершиной русской литературы стали произведения Ф.М. Достоевского (1821-1881 гг.) — "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание" и Л.Н. Толстого (1828-1910 гг.) — "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение". Творчество Толстого и Достоевского неотделимо от их религиозных исканий.

Чутко реагировал на изменения в духовной атмосфере России И.С. Тургенев (1818-1883 гг.): его роман "Отцы и дети" отразил раскол между различными поколениями русского общества и выход на общественную сцену нового героя — интеллигента-разночинца. Проникнуть в глубины народного миросозерцания стремился Н.С. Лесков. Поприщем же М.Е. Салтыкова-Щедрина была сатира. В 1880-е годы известность приобрели произведения А.П. Чехова (1860-1904 гг.) и В.М. Гаршина (1855-1888 гг.), отразившие уныние и растерянность, которые охватили в эти годы интеллигенцию.

Демократический дух 1860-х годов с особой силой сказался в развитии русской живописи. В 1863 году группа выпускников Академии художеств отказалась от участия в конкурсе на золотую медаль, не желая создавать, как было принято, картины на религиозные и мифологические сюжеты. В 1870 году участники протеста организовали "Товарищество передвижных выставок":следуя популярным в среде интеллигенции просветительским настроениям, они намеревались знакомить со своей живописью самые широкие слои русского общества.

К числу передвижников принадлежали И.Н. Крамской (1837-1887 гг.), мастер портретной живописи, В.Г. Перов (1833-1882 гг.), создававший сатирические и обличительные картины ("Сельский крестный ход на Пасху" и др.). Крупнейшей фигурой среди передвижников был И.Е. Репин (1844-1930 гг.), поразивший современников такими полотнами, как "Бурлаки на Волге", "Не ждали", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Обращение к российской истории было весьма характерно для передвижников — оно стимулировалось их демократической ориентацией, интересом к разным аспектам народной жизни. Знаменитые картины на историческую тематику были написаны В.И. Суриковым ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова").

Большую роль в художественной жизни России играла деятельность богатых предпринимателей-меценатов, например, П.М. и С.М. Третьяковых, передавших свою галерею в дар Москве. Акции меценатов ярко свидетельствовали о повышении культурного уровня и общественного веса молодой русской буржуазии.

Демократический дух 1860-х годов заметно отразился и на развитии музыки и театра. Композиторы М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, М.А. Балакирев, Н.А. Римсский-Корсаков (за ними утвердилось название "Могучая кучка", данное критиком В.В. Стасовым) создавали оперы, используя сюжеты из русской истории и народные песни. В Москве и Петербурге в 1860-е годы открылись первые русские консерватории.

Наиболее крупным русским драматургом второй половины XIX века был А.Н. Островский, пьесы которого бичевали общественные пороки. Творчество Островского неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М. Садовский, А.П. Ленский, М.Н. Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге.

Поворот в общественных настроениях, произошедший в начале 1880-х годах, заметно сказался на развитии художественной культуры. Усилилась тяга к осмыслению религиозных идей: это, в частности, выразилось в росписях Владимирского собора в Киеве, выполненных В.М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, М.А. Врубелем. М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, а также П.И. Чайковский создавали религиозные музыкальные произведения. Творчество Чайковского 1880-1890-х годов — балеты "Спящая красавица", "Щелкунчик" — стали одной из вершин русской музыки. В архитектуре шел поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества XVII века. В этом стиле было выстроено здание Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд, 1875 г.), Верхние торговые ряды — ныне ГУМ (А.Н. Померанцев, 1892 г.), Городская дума Москвы (Д.Н. Чичагов, 1890-1892 гг.). Пореформенная эпоха стала временем высоких культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа XIX-XX веков — "серебряного века" русской культуры.

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы:Подготовить сообщение на тему «Золотой век русского классического искусства». Характеристика творчества выдающихся деятелей культуры (в форме сообщения, выступления или презентации).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Важнейшее направление государственной политики в начале XIX века:

а) просвещение; в) индустриализация;

б) коллективизация; г) завоевание новых территорий.

2. Пушкин А.С. был выпускником:

а) славяно-греко-латинской Академии;

б) Царскосельского лицея;

в) Московского университета;

г) уездного училища.

 

3. Отрасль научного знания, в которой известен Н.И.Пирогов:

а) химия; в) медицина;

б) история; г) физика.

4. Практически пригодный электромотор сконструировал физик:

а) Н.И.Лобачевский; в) Н.Н.Зинин;

б) М.П.Лазарев; г) Б.С.Якоби.

5. Первое русское кругосветное путешествие совершили:

а) Ф.Ф.Беллинзгаузен и М.П.Лазарев;

б) П.Бекетов;

в) И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский;

г) К.Иванов.

6. Интеллигенция как особый общественный слой сформировалась:

а) во второй половине XIX в.; в) в начале XX в.;

б) в первой половине XIX в.; г) в конце XVIII в.

7. Автор "Истории России с древнейших времён":

а) С.М.Соловьёв; в) В.О.Ключевский;

б) Н.М.Карамзин; г) М.В.Ломоносов.

8. Автор "Войны и мира", "Анны Карениной":

а) Ф.М.Достоевский; в) А.С.Пушкин;

б) Л.Н.Толстой; г) И.С.Тургенев.

9. Крамской И.Н., Перов В.Г., Репин И.Е. являлись членами объединения:

а) "Земля и воля"; в) Южное общество;

б) "Могучая кучка"; г) "Товарищество передвижных выставок".

10. Культура рубежа XIX -XX вв. получила название:

а) золотой век;

б) серебряный век;

в) упадок русской культуры;

г) бронзовый век.

 



2016-09-17 465 Обсуждений (0)
Русская культура второй половины XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русская культура второй половины XIX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)