Роль государства в экономике. В первой половине XIX в
В первой половине XIX в. государственное вмешательство в экономику резко сократилось. Банкиры, владельцы промышленных предприятий настойчиво отстаивали свободу предпринимательства. По их мнению, роль государства, помимо защиты внешних интересов, следовало ограничить созданием и поддержанием условий, благоприятствующих развитию хозяйственной жизни страны (развитие путей сообщения, средств связи, обеспечение устойчивости денежного обращения и т. п.). Однако во второй половине XIX в. возросла роль государства в управлении колониями, а войны содействовали получению страной-победительницей огромных военных контрибуций. Государственное вмешательство в экономическую жизнь заключалось также во введении фабричного законодательства (ограничение рабочего дня, страхование рабочих и т. д.). Наиболее сильное влияние государства на экономику было в Германии. Здесь происходило огосударствление железных дорог, была введена табачная монополия. Вопросы для самоконтроля I. Ответьте на вопросы теста: 1) Развитию железнодорожного транспорта в городах способствовало: А) появление паровозов; Б) превращение городов в промышленные центры; В) огромное желание облегчить жизнь горожанам. 2) Первый общественный транспорт – омнибус появился впервые: А) в Париже; Б) в Лондоне; В) в Берлине. 3) Появление трамваев с электрической тягой связано с именем: А) Т. Эдисона; Б) С. Родса; В) К. Бенца.
4) В каком году в Лондоне был открыт первый метрополитен? А) 1872 г.; Б) 1868 г.; В) 1863 г. 5) Неотъемлемой частью уличного пейзажа конца XIX – начала XX века стало (а) появление: А) электромобилей; Б) фонарных столбов; В) мальчишек, продающих газеты. 6) Машину, предназначенную для шитья одежды, изобрёл: А) Л. Даггер; Б) Зингер; В) Р. Хилл. 7) Основателем первого способа фотографирования является: А) Л. Даггер; Б) Л. Шоулс; В) Зингер. 8) На смену свечам и масляным лампам в 50-е годы пришли: А) фонари; Б) керосиновые лампы; В) светильники. 9) В каком году Л. Шоулз получил патент на изобретение пишущей машинки? А) 1867 г.; Б) 1870 г.; В) 1875 г. 10) Великобританию XIX в. называли: А) «мастерская мира»; Б) «полицейский Европы»; В) «викторианское королевство».
II. Ответьте на следующие вопросы: 1. Какие изменения произошли в социальном составе общества в XIX веке? Как изменилось городское и сельское население? 2. Благодаря каким достижениям в различных отраслях науки формировалась эволюционная картина мира? 3. Объясните, почему основные научные открытия и изобретения были сделаны в европейских странах и США. 4. Какое влияние имел промышленный переворот на развитие европейских стран? Что такое фабрика, модернизация, индустриальное общество? 5. Охарактеризуйте основные черты экономического развития ведущих стран Западной Европы в первой половине XIX века. 6. Какие перемены происходили в экономике развитых стран во второй половине XIX в.? Что такое монополии, и почему они возникали? Чем отличались различные типы монополистических объединений? Составьте сравнительную таблицу. 7. Какова была роль государства в экономике ведущих стран в XIX в.? 8. Документ из романа Чарлза Диккенса «Лавка древностей» (1841 г.) По обеим сторонам дороги и до затянутого мглой горизонта фабричные трубы, теснившиеся одна к другой в том удручающем однообразии, которое так пугает нас в тяжелых снах, извергали в небо клубы смрадного дыма, затемняли Божий свет и отравляли воздух этих печальных мест. Справа и слева, еле прикрытые сбитыми наспех досками или полусгнившим навесом, какие-то странные машины вертелись и корчились среди куч золы, будто живые существа под пыткой, лязгали цепями, сотрясали землю своими судорогами и время от времени пронзительно вскрикивали, словно не стерпев муки. Кое-где попадались закопченные, вросшие в землю лачуги - без крыш, с выбитыми стеклами, подпертые со всех сторон досками с соседних развалин и все-таки служившие людям жильем. Мужчины, женщины и дети, жалкие, одетые в отрепья, работали около машин, подкидывали уголь в их топки, просили милостыню на дороге или же хмуро озирались по сторонам, стоя на пороге своих жилищ, лишенных даже дверей. А за лачугами снова появлялись машины, не уступавшие яростью дикому зверю, и снова начинался скрежет и вихрь движения, а впереди нескончаемой вереницей высились кирпичные трубы, которые все так же изрыгали черный дым, губя все живое, заслоняя солнце и плотной темной тучей окутывая этот кромешный ад. ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ 1. Каковы были последствия промышленного переворота для рабочих? 2. Было ли, на Ваш взгляд, подобное положение рабочих неизбежным? III. Соотнесите учёного и его изобретение:
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2919)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |