Изучение нового материала. Конспект урока по теме
Конспект урока по теме «Химическое равновесие. 11 класс.» Выполнила: студентка 4 курса, 1 группы Вавилова Антонина. Тема: Обратимость химических реакций. Тема урока: Химическое равновесие. Тип урока: комбинированный. Цель урока: сформировать представления учащихся о химическом равновесие. Обучающая цель: познакомить учащихся с условиями химического равновесия. Развивающая цель: обновить знания учащихся об обратимости химических реакций и принципе Ле Шателье. Воспитательная цель: продолжить формирование логического мышления за счет аналогии и проведения сравнения. Ожидаемые результаты:
Методы: рассказ, , актуализация знаний, работа с учебником. Оборудования и средства: Основы общей химии.11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. - 14-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2012 – 159с. : ил Этапы урока:
Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Антонина Кирилловна. Сегодня мы с вами поговорим об обратимости химических реакций и принципе Ле Шателье. Изучение нового материала. Для начала давайте вспомним классификацию химических реакций по направлению протекания. Какие это два типа реакций? Верно, обратимые и необратимые. Какие вы знаете признаки необратимости реакции? Точно, выпадение осадка, выделение газа или образование малодиссоциирующих молекул. А какие реакции называют обратимыми? Верно: так называют реакции, которые протекают одновременно в противоположных направлениях. примером такой реакции может служить реакция растворения сернистого газа в воде. SO2 + H2O → H2SO3 Оказывается, что в водном растворе может образоваться только определенное количество сернистой кислоты. Это объясняется тем, что сернистая кислота непрочная, и происходит обратная реакция, т.е. разложение сернистой кислоты на оксид серы (IV) и воду. Следовательно, данная реакция не идет до конца потому, что одновременно происходит две реакции – прямая (между оксидом серы и водой) и обратная (разложение сернистой кислоты), а значит правильнее будет записать уравнение данной реакции так: SO2 + H2O ↔ H2SO3. На прошлом уроке вы говорили о скорости химической реакции зависит. Кто вспомнит как скорость реакции зависит от концентрации? Точно, чем выше концентрация одного из исходных веществ, тем больше число соударений между молекулами и тем выше скорость реакции. В начале реакции скорость прямой реакции максимальна, а скорость обратной реакции равна нулю. Почему? Потому что продуктов реакции еще нет. С течением реакции концентрация реагирующих веществ уменьшается, а концентрация продуктов увеличивается. Что соответственно происходит со скоростью прямой реакции? Верно, она уменьшается, а скорость обратной реакции соответственно растет вплоть до того момента когда скорости прямой и обратной реакций становятся равны.
Отсюда вы можете сформулировать определение химического равновесия. Кто это сделает? Верно: химическое равновесие – состояние системы, при котором скорость прямой реакции равна скорости обратной реакции. А что будет с концентрациями? Точно, их соотношение будет постоянным, т.е. сколько молекул продукта образуется в единицу времени, столько их и разлагается. До каких пор в системе будет сохраняться равновесие? Точно пока условия протекания реакции будут неизменны. А какие это условия? Да, концентрация, температура и давление. Влияние этих факторов на равновесие определяет принцип Ле-Шателье. Давайте его запишем: Если на систему, находящуюся в равновесии оказали внешнее воздействие, то равновесие в системе сместится в сторону обратную этому воздействию. Обсуждение начнем с влияния концентрации. 1)Влияние концентрации: Итак, согласно принципу Ле-Шателье, если мы добавим избыток исходных веществ, то в какую сторону сместится равновесие? В сторону прямой реакции или обратной? Верно, в сторону прямой реакции, потому что система будет стремится вернуть прежнее равновесие, а для этого ей нужно повысить количество продукта. Таким образом, увеличение концентрации реагентов (жидких или газообразных) смещает равновесие в сторону продуктов, т.е. в сторону прямой реакции. Увеличение концентрации продуктов (жидких или газообразных) смещает равновесие в сторону реагентов, т.е. в сторону обратной реакции. A + B = C + D [A], [B] - вправо [A], [B] - влево [C], [D] - влево [C], [D] - вправо Итак давайте рассмотри реакцию получения оксида серы (VI): 2SO2 +O2 ↔ 2SO3 + Q Если концентрация оксида серы (VI) увеличится, то в какую сторону сместится равновесие реакции? Верно, в сторону исходных веществ. 2)Влияние температуры: Какие бывают реакции по тепловому эффекту? Верно, экзотермические и эндотермические. Какие реакции называют эндотермическими, а какие экзотермическими? Реакция образования оксида серы (VI) является экзотермической. Что будет, если мы повысим температуру? Система будет стремится понизить свою температуру и равновесие сместится в строну прямой реакции. 2SO2 +O2 ↔ 2SO3 + Q t° Þ равновесие смещается влево t° ¯ Þ равновесие смещается вправо (для экзотермической реакции) 3)Влияние Давления: При увеличении давления, равновесие смещается в сторону образования веществ, занимающих меньший объём, т.е. в сторону с меньшим количеством моль газообразных веществ. Итак, если мы повысим давление при проведении реакции получения оксида серы (VI) в какую сторону сместится равновесие? Точно, в сторону прямой реакции. 4)Как вы знаете на скорость химической реакции влияют вещества, которые называются катализаторами. Катализаторы увеличивают как скорость прямой реакции, так и обратной, поэтому не влияют на равновесие, но ускоряют его достижение. 3)Закрепление материала (будут на слайде): 1. Какие из предложенных реакций являются обратимыми? a) 2KMnO4 K2MnO4 + MnO2 + O2 (необратимая) б) N2 + 3H2 2NH3 (обратимая) в) N2 + O2 2NO (обратимая) г) 2Na + H2O 2NaOH + H2 (необратимая) д) C2H2OH + HBr C2H2Br + H2O (обратимая) е) SO2 + H2O H2SO3 (необратимая) ж) BaCl2 + ZnSO4 BaSO4 + ZnCl2 (необратимая) 2. Укажите, в каком направлении сместится химическое равновесие в системах при увеличении давления? a) CaO(тв.) + СО2(г.) СаСО3(тв.) (прямо) б) N2(г.) + 3H2(г.) 2NH3(г.) (прямо) в) N2(г.) + O2(г.) 2NO(г.) (не сместится) 3. Укажите в каком направлении сместится химическое равновесие в системах при понижении давления? г) I2(г.) + 5CO2(г.) I2O5(тв.) + 5CO(г.) (обратно) д) 3O2(г.) 2O3(г.) (обратно) е) NH3(г.) + H2O(ж) NH3 * H2O(р-р) (обратно) 4. Укажите все возможные способы смещения равновесия в строну образования оксида углерода (II) в системе: CO2(г.) + С(тв.) 2СO(г.) + Q уменьшить давление повысить концентрацию углекислого газа понизить температуру 4) Домашнее задание(распечатать и раздать) Укажите в каком направлении сместится равновесие если а) повысить температуру, б) увеличить давление, в) увеличить концентрацию кислорода (в реакциях 1,3 и 4) и азота(в реакции 2). 1. 2HgO 2Hg + O2 – Q 2. N2 + 3H2 2NH3 + Q 3. N2 + O2 2NO – Q 4. 2H2 + O2 2H2O + Q Тест для следующего урока: Вариант 1. Назовите признаки необратимости реакции. 2. Как влияет температура на равновесие химической реакции? 3. Укажите все возможные способы смещения химического равновесия в сторону образования карбоната бария в системе: BaCO3(тв.) BaO тв.) + CO2(г.) – Q
Вариант 1. Какие реакции называют обратимыми? 2. Как концентрация влияет на равновесие химической реакции? 3. Укажите все возможные способы смещения химического равновесия в сторону образования метана в системе: CH4(г.) + 4S(ж) CS2(г.) + 2H2S(г.) + Q
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |