Задачи воспитательной работы
Содержание воспитательной работы В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности: ·познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии; ·художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям; спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни; трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе; ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях; ·общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности; свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком. 2. Стадии развития воспитательной системы Концепция воспитательной системы образовательного учреждения Этапы развития воспитательной системы школы. Опыт показывает, что воспитательная система школы проходит в своем развитии четыре этапа. Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, органов само- и со-управления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главная трудность педагогического управления воспитательной системой на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Последний должен быть инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива. Третий этап - окончательное оформление системы. На данном этапе школьный коллектив - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Отмечается значительное повышение культуры педагогов-воспитателей, обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями гуманистического воспитания. Все это, по мнению Е. В. Бондаревской, является ярким показателем обновления воспитания, опирающегося на идеи гуманизации. Система накапливает и передает от поколения к поколению свои традиции. Воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом. Четвертый этап - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому "кризису" системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего сводятся к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны. Воспитательная система школы диалога культур. Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов.В этой системе находят свое воплощение идеи М.Бахтина о культуре как диалоге ("любая культура - это живой процесс общительной связи"), идея Л.Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В. Библера о философской логике культур. Управление воспитательным процессом Основные способы достижения целей воспитательной системы Динамика общественной жизни имеет очевидную тенденцию к ускорению. Поэтому образовательные учреждения не могут развиваться, не обновляя свою деятельность в новых социокультурных условиях. Необходимость модернизации управления остро ощущается на всех уровнях системы. В силу этого происходит осмысление накопленного положительного опыта в ходе научных изысканий, практических наработок и поиск новых путей оптимального управления в соответствии с концептуальной идеей грядущих преобразований. Мы считаем, как и B.C. Лазарев, что управление – это «особый вид деятельности, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы». Полагаем, что управление образовательным учреждением – это целенаправленная, организованная система действий по обеспечению эффективной деятельности всех участников образовательного процесса с целью сохранения, развития и адаптации ее к изменяющимся условиям. В имеющейся управленческой литературе термин «управление», как заметила Т.И. Шамова, трактуется с трех позиций: как деятельность, как воздействие одной системы на другую и как взаимодействие субъектов. В области управления образовательными учреждениями в настоящее время выделяется ряд общих проблем: l недостаточная целеустремленность управления, его нецелевой характер; l реактивный, запаздывающий характер управления, отсутствие механизмов опережающего реагирования на возникающие проблемы; l недостаточное развитие обратной связи в управлении, слабость контроля за исполнением принятых управленческих решений; l недостроенность подсистем управления, ответственных за развитие управляемого объекта; l низкая наукоемкость управления, слабая ориентация на научные подходы в управлении; l несбалансированность между рутинными решениями и творческими составляющими управленческой деятельности и т.д. Наряду с ростом требований к школе и внутришкольному управлению можно наблюдать и появление некоторых позитивных, благоприятных возможностей для совершенствования управления: 1. Определение имиджа образовательного учреждения, исходя из образовательного спроса учащихся, родителей и возможностей самого учреждения; 2. Создание возможностей для повышения управленческой квалификации; 3. Изменение во взглядах организационной и управленческой науки на организацию, человека и их взаимоотношения; 4. Распространение и развитие в менеджменте идей гуманизма, личностного роста; 5. Динамичное развитие практики управления (менеджмента); 6. Доступ к мировому управленческому опыту, интенсивная работа по научно-методическому, психологическому сопровождению образования. Ключевым элементом, обеспечивающим эффективное управление, служит оценка качества образования, основывающаяся на достоверных и сопоставимых данных о достигнутых образовательных результатах, степени их соответствия нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Качество управления образовательным учреждением рассматривается с различных точек зрения: одни подразумевают качество управленческого труда, другие – качество построения управляющей системы, третьи –качество управленческого взаимодействия с объектом, четвертые – качество принятых управленческих решений, пятые – качество последствий управления. При этом нельзя не признать, что в любом из приведенных пониманий есть свой резон и что они действительно имеют отношение к качеству управления образовательным учреждением. Если понимать внутришкольное управление как систему особого внутри-организационного сервиса, управленческого обслуживания функционирования и развития образовательного учреждения, можно предположить, что продукцией управления являются: l услуги, оказываемые коллективу образовательного учреждения и другим клиентам, преимущественно в форме взаимодействия с клиентами – прямого и опосредованного; l продукты – то, что управленцы производят (своими силами или с привлечением другие работников и учащихся) для достижения определенных результатов, например управленческие решения. Говорить о настоящем успехе управления можно лишь тогда, когда мы знаем реальные результаты и последствия управления для всех его клиентов (включая самих управленцев и систему управления образовательным учреждением). Иными словами, при всей важности доброкачественности продукции внутришкольного управления (услуги и управленческие решения) о достижении определенного качества управления образовательным учреждением важнее судить по его результатам. Что такое результаты управления? Как можно обнаружить результаты управления? Словарь С.И. Ожегова трактует результат как «то, что получено в завершение какой-нибудь деятельности, работы, итог». Близкая к этому (но более живая и яркая) интерпретация этого слова предложена полтора века назад в словаре В.И. Даля: «Результат – следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог, развязка, исход, конец дела». Т.е. результат реальный итог работы, ее последствие. Поэтому его желательно выявлять и учитывать полностью, видя в нем не только достижение или недостижение поставленных целей (как это часто бывает), но и всю полноту полученных итогов и последствий. Система внутришкольного управления служит интересам образовательного учреждения, следовательно, оценка ее успешности должна осуществляться не по показателям системы управления, а по результатам деятельности самого образовательного учреждения как управляемого объекта. Бесспорным в такого рода высказываниях и их смысловой основе следует признать то, что: l управление не самоцель, а функция организации, значит, его результаты следует соотносить с успехом управляемого объекта; l результаты систем управления и управленческой деятельности в конечном счете проявляются в результатах деятельности организации (в нашем варианте – организации образовательным учреждением); l оценка управления не может и не должна проводиться в отрыве от результатов управляемого объекта. Необходимо учитывать особенности образовательного учреждения и внутришкольного управления. В образовательном учреждении вообще достаточно сложно выявить точные общие результаты деятельности, а также вклад в них системы управления по сравнению с промышленными рыночными структурами, результаты деятельности которых выявляются с большой точностью и объективностью по множеству показателей в статике и динамике, что существенно облегчает оценку и фирмы как организации, и менеджмента, системы управления. Поэтому, оценка конечных результатов образовательного учреждения необходима, но еще недостаточна для оценки результатов системы внутришкольного управления. По механизму получения результаты могут являться либо итогом воздействия на объект продуктов и услуг управления, либо итогом прямых управленческих воздействий, либо косвенным итогом ожиданий работников образовательного учреждения, основанных на их прежнем опыте взаимодействия с системой управления. l Принципы управления воспитательной системой:
l принцип гуманизации; l принцип природосообразности; l принцип индивидуализации; l принцип субъектности; l принцип выбора; l принцип доверия и поддержки; l принцип системности; l принцип коллегиальности; l принцип самоактуализации; l принцип успешности; l принцип надежды и надежности; l принцип открытости и гласности; l Основные концептуальные подходы в управлении воспитательной системой школы; l личностный подход; l компетентностный подход; l системный подход; l ситуационный подход; l мотивационный подход; l синергетический подход; l рефлексивный подход; l культурологический подход. Способы и средства управления воспитательной системой школы: l гуманизация и социализация отношений; l включение детей, педагогов, родителей в коллективные творческие дела; l сохранение традиций и введение инноваций; l создание объединений по интересам (клубов, обществ, движений, центров); l интеграция учебного и воспитательного процесса в образовательный; l самоактуализация в деятельности; l моделирование социальных ситуаций. Признаки воспитательной системы l целостность; l структурность; l динамизм; l взаимодействие со средой; l взаимодействие с другими воспитательными системами.
3. Воспитательная работа школы. Анализ воспитательной работы школы Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса вуза, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов. Цель воспитательной работы: обеспечение саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности студента в образовательном пространстве университета на основе актуализации духовно-нравственных, интеллектуальных, культурных, эколого-валеологических ценностей, в проекции на выполнение активной гражданской роли и конкурентоспособности на рынке труда и понимание недопустимости нарушения правил и норм делового оборота в предпринимательской деятельности. Способ достижения цели: профессионально-психологическое формирование личности будущего специалиста, имеющего высокий морально-этический уровень и умеющего управлять своим интеллектуальным потенциалом при решении практических задач в области экономики и управления. Концепция воспитательной работы: открытость воспитательной работы; ценностно–ориентированный подход к построению воспитательной работы; стимулирование социально-позитивных форм активности личности; моделирование профессионально-этических отношений; приоритет делового сотрудничества субъектов учебно-воспитательного процесса; социально-педагогическая и психологическая поддержка. Направления воспитательной работы: основное влияние на формирование личности будущего специалиста оказывать в ходе учебного процесса при обучении профессиональным навыкам, дополнительное влияние оказывать во внеучебное время через организованные при кафедре временные творческие студенческие коллективы, содействие активам учебных групп в проведении досуга, бесед, встреч, дискуссий, экскурсий и туристических походов и участие в мероприятиях по поддержанию чистоты и порядка в помещениях вуза и на закрепленной территории. Формы воспитательной работы: коллективные и индивидуальные мероприятия со студентами, организуемые и проводимые кураторами учебных групп и преподавателями кафедры. Период и этапы воспитательной работы: все время обучения в университете с учетом профессионально-возрастной специфики каждого курса. Объект воспитательной работы и его структура: студенты учебных групп пяти курсов бюджетной и внебюджетной форм очного обучения. Задачи воспитательной работы Формирование у студентов отношения к учебе как к профессиональному труду и чувства принадлежности к социально-профессиональной группе – экономисты-менеджеры. Всестороннее развитие человеческих и профессиональных качеств будущих специалистов, постоянное стимулирование посильной для студентов творческой деятельности, интереса к работе экономистов-менеджеров, самостоятельности в освоении теоретической базы выбранной профессии. Основными интегрированными задачами воспитательной работы являются: l удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии путем получения классического университетского образования - высшего уровня воспитанности и образованности; l формирование у студентов гражданской позиции, уважения к закону, социальной активности и ответственности, потребности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократического общества; l освоение и принятие для себя высших нравственных, культурных и научных приоритетов, основанных на общечеловеческих ценностях, достижениях мировой и национальной культуры, традициях народов Марий Эл и России; l развитие отношения к достижениям мировой, национальной культуры, образования, интеллекта и науки как к самостоятельным ценностным феноменам; l формирование у студентов профессиональной позиции и этики, осознания общественной миссии своей профессии, ответственности специалиста за результаты и последствия своих действий, профессионально значимых качеств личности и профессиональной корпоративности; l формирование у студентов значимых качеств и свойств личности семьянина и гражданина.
Воспитание толерантности: l формирование позитивного морального климата в учебных группах на основе признания равной значимости всех членов коллектива, уважения убеждений других лиц и их действий; l поощрение стремления более сильных студентов оказывать помощь коллегам, испытывающим трудности в учебе, менее способным и менее удачливым; l предупреждение случаев нетерпимости и неприязни в межличностных отношениях между студентами в учебных группах; l своевременное выявление неформальных "агрессивных" лидеров и публичное осуждение попыток унижения или подавления личностей с их стороны. 5.Этапы становления воспитательной системы школы Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Ее компоненты: · цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается); · деятельность, обеспечивающая реализацию целей; · субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий; · рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; · среда системы, освоенная субъектом; · управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы. Первый этап развития воспитательной системы - становление. Одной из основных целей воспитательной системы на первом этапе является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в единый воспитательный коллектив являются общность целей, включение в совместную деятельность, гуманные отношения внутри коллектива. Чтобы создать единый воспитательный коллектив, необходим благоприятный психологический настрой в учительской среде. Путь к этому может лежать через следующие действия: · создание малого педагогического совета, который является своеобразным оперативным штабом и центром формирования общественного мнения; · формирование инициативных групп по моделированию воспитательной системы, которые формируют видение настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы; · ознакомление педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения; · выход на коллективы педагогов, родителей, шефов (обсуждение модельных разработок и программ построения воспитательной системы); · включение детей в разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника; · диагностику состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьника, определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации; · создание инициативной группы из числа учителей и учащихся, систематизирующей и обобщающей информацию и предложения. На первом этапе идет формирование целевой установки, вырабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса, формируется концепция школьной воспитательной системы. Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается « система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея». Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Рождаются коллективные традиции. Появляются новые формы взаимодействия системы с внешней средой. Управление воспитательной системой осуществляется как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровнях. Отсюда потребность в социально-психологической службе. На данном этапе следует проследить, как относятся учащиеся к происходящему, почему участвуют в том или ином деле, каково самочувствие ученика в школе. Третий этап, завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебно-познавательную деятельность. Рамки урока становятся тесными, начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания. Идет интеграция учебной и внеучебной деятельности. Она проявляется: · в общей направленности целей учебной и внеучебной работы на формирование личности и коллектива; · во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внеучебную и наоборот; · в многообразии форм, методов, приемов, обеспечивающих эти взаимопереходы; · в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности. Школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. У большинства школьников, педагогов формируется «чувство школы». Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений. Налаживаются связи с социумом. В управление системой включается все большее количество участников: детей, родителей. Резко возрастает роль самоуправления и саморегуляции. Четвертый этап - обновление и совершенствование системы: усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более тонкими - отношения, более разветвленными - связи и, конечно же, более сложными становятся организационные, управленческие процессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень [11, c. 19-20]. Воспитательная система - не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога. Ниже приводится программа самоанализа состояния воспитательной системы школы, разработанная В.А.Караковским. 6.Инновационные воспитательные технологии Исследованием и разработкой инновационных методов занимается инноватика - область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности, значительное место среди проблем которой, ставших предметом и объектом ее исследований, занимает относительно самостоятельная область знаний - социальная инновация. Это новые средства регулирования и развития социальных процессов, способных соответствовать сложности общественной ситуации, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества в условиях высокой неопределенности обстоятельств. Технология - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и / или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами. При этом: - под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т.п.); Инновационные социальные технологии - процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов. Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков. 1. По степени новизны: • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии; 2. По объекту применения: • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих; 3. По масштабам применения: • отраслевые; 4. По причинам возникновения: • реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; 5. По эффективности: • экономическая; Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Однако решение ряда проблем, обнаружившихся в современных условиях ее развития и выражающихся в почти полной разрегулированности и неадекватности социальных механизмов осуществления инновационных процессов, достаточно однозначно требует использования социогуманитарного знания (как теоретических конструкций, т.н. конкретных методов исследования различных социальных явлений) как средства оптимизации инновационных процессов и построения инновационной деятельности на всех уровнях. Это, в свою очередь, предполагает создание гибкой, обоснованной системы научного обеспечения нововведений, учитывающей логику и специфику осуществления не только собственно нововведения, но и особенности восприятия, оценки, взаимоадаптации элементов социальной системы, конкретных субъектов исторического действия к новым условиям жизнедеятельности, а также экспертно-отслеживающей возможные перспективы и последствия реализации конкретного нововведения. При этом процесс реализации нововведения становится более оптимальным. В основе технологии обеспечения нововведений должен быть такой подход к их изучению, в рамках которого возможно одновременное рассмотрение различных сторон взаимодействия социальной среды и нововведения, выявление тех сторон этого взаимодействия, которые в большей степени влияют на успешность инновационных процессов, а также распознавание и предвидение возможных проблем инновационной практики.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (513)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |