Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типичные ошибки в письменных работах студентов



2016-09-17 730 Обсуждений (0)
Типичные ошибки в письменных работах студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




Текст

Судебный оратор должен построить свою речь так, чтобы более трудные для усвоения части перемежались с более легкими; при этом он может использовать многочисленные приемы возбуждения утомленного внимания слушателей: яркий образ, интересную цитату, остроумную шутку, изменение темпа речи и т.п. Однако судебный оратор не должен злоупотреблять такими приемами, а пользоваться ими следует очень осторожно. Характер и обстановка всего судебного процесса, задачи, стоящие перед ним, требуют от его участников большой выдержанности и тактичности, так как основная задача судебной речи – убедить суд и присутствующих в зале судебного заседания в правоте своей позиции, поэтому установление и поддержание контакта со слушателями не должно превращаться в самоцель, а должно служить лишь средством привлечения их внимания к судебной речи. (М.П. Некрасова)

 

Возможный вариант составления конспекта

Метаинформация Основная информация
СО должен построить свою речь так, чтобы более трудные для усвоения части перемежались с более легкими. Для этого он использует такие приемы: яркий образ, интересную цитату, остроумную шутку, изменение темпа речи и т.п.
СО не должен злоупотреблять такими приемами, а пользоваться ими следует очень осторожно. Задача судебного оратора. В СП важны выдержанность и тактичность. – убедить суд и присутствующих в зале судебного заседания в правоте своей позиции.
Список аббревиатур (любую вновь избранную для себя аббревиатуру обязательно зафиксируйте в собственном словарике или на полях рабочей тетради). СО – судебный оратор СП – судебный процесс.
Конспект составлен по: Некрасова М.П. Судебная речь. – Калининград, 1990. – С. 56.
V

 

Каждый студент должен научиться работать над всеми видами конспекта, поскольку основы конспектирования входят в понятие «высшее образование».

Доклад– это публичное сообщение (обычно в устной форме). Доклад студента на семинарском занятии содержит в себе развернутое изложение какой-либо темы. Доклад посвящен одной проблеме, поэтому студент может построить свое выступление, исходя из проблематики данного занятия или по собственной инициативе, предварительно обсудив тему с преподавателем. Например, на семинаре, тема которого посвящена проблемам коммуникации, уместно сделать такие доклады: «Роль эвфемизмов в культуре устной речи» или «Примеры вандализации языка в современном российском обществе и способы ее устранения».

Более узкой теме, чем доклад, посвящено научное сообщение. Оно не претендует на всеобъемлющий охват материала. Количество источников при этом ограничено (1-3). Научное сообщение – своего рода эскиз будущего реферата.

Если Вы приступаете к написанию реферата или курсовой работы или готовитесь к устному сообщению по той или иной проблематике, то будет правильно предварительно изучить не только специальную литературу по теме, но и литературу, содержащую необходимые учебно-методические рекомендации по освоению данной отраслью знания[1].

Реферат как одна из форм учебной и научной работы представляет собой краткое изложение содержания книги, статьи, монографии и т.п. Реферат предполагает обращение к имеющейся по конкретной проблеме литературе, обзор существующих точек зрения, их пересказ с последующим детальным анализом, предполагающим сравнение и сопоставление позиций, высказывание своей точки зрения по существу поднятой проблемы с ее последующим обоснованием для того, чтобы всесторонне раскрыть вопрос и предложить свой вариант решения этого вопроса.

Реферат составляется студентом письменно, а его содержание доводится до слушателей во время семинара или практического занятия. Работа над рефератом представляет собой творческий процесс, включающий в себя: выбор темы; сбор информации; разработку плана и непосредственно создание текста. Например, к семинарскому занятию на тему «Стили речи русского языка» преподаватель может заранее попросить 3-4 студентов приготовить рефераты по одному из учебных изданий, предлагающих различные более сложный вид учебной работы по сравнению с докладом, хотя бы по охвату используемой и анализируемой литературы.

Структура реферата предполагает введение, основную часть, заключение; оформление реферата: титульный лист (не нумеруется); лист «Содержание», листы «Введение», «Основная часть», «Заключение» и «Список использованной литературы» (монографии, статьи, учебники, учебные пособия, энциклопедии и т.д.).

Общий объем реферата по гуманитарным дисциплинам – 20-25 страниц; из них введение – 2-3 страницы; заключение – 1-2; основная часть (главы и параграфы) должна составлять ¾ от общего объема.

Тематика рефератов сообщается преподавателем заранее (как правило, на первом занятии). Но практика показывает, что круг тем для реферирования расширяется по мере того, как студенты знакомятся со спецификой читаемого им курса. Именно доклады и рефераты обычно становятся основой курсовых работ.

Как в курсовой работе, так и в реферате должен быть представлен список литературы, которая Вами использовалась. Содержание с указанием глав или разделов также будет необходимо составить уже по завершении правки Вашего текста. В реферате и курсовой работе следует соблюдать графическую композицию текста. В связи с этим можно рекомендовать выделение его значимых частей посредством членения текста на абзацы.

В реферате студент аккумулирует и передает на бумаге самую суть того, о чем сообщается в письменном источнике (статье, монографии, учебном или научном издании). Он – «переводчик», «посредник» между лицом, написавшим этот текст (автором) и читающим реферат (преподавателем или перед учебной аудиторией). Также следует помнить, что именно реферат, а тем более – курсовая работа, будут тем «зеркалом», по которому читающий или слушающий смогут судить об уровне Вашего интеллекта, словарном запасе, «отношениях» не только с раскрываемой темой, но и русским языком в целом.

Часто в реферате или в курсовой работе отсутствуют нужные знаки препинания, пропускаются буквы, начинается придаточная часть, а главное предложение при этом отсутствует. Все это свидетельствует о том, что студент не отредактировал собственный текст. Не забудьте внимательно просмотреть Вашу работу прежде, чем сдадите ее на проверку преподавателю.

Курсовая работа является одной из форм промежуточного контроля успеваемости студента. Она свидетельствует об умении студента работать со специальной литературой, способности формулировать и аргументировать свою точку зрения. Необходимо уметь правильно оформить курсовую работу[2]. Неполнота и неточность реферата или курсовой работы – основная причина неудовлетворительной оценки.

Основные требования к научно-исследовательской работе в вузе:

1. Четкость и логическая последовательность в раскрытии темы.

2. Конкретность в изложении материала.

3. Проверенностъ и объективность приводимых данных.

4. Взвешенность и убедительность аргументации.

5. Обоснованность выводов.

Типичные ошибки в письменных работах студентов

1. Неоправданное использование иностранных слов:

Срок договора должен быть пролонгирован (вместо – продлен).

2. Внесение в текст архаизмов:

Разговор сторон на предмет иска о восстановлении на работу (вместо – по поводу). Считаю необходимым Вас уведомить (вместо – сообщить).

3. Склонение (несклонение) фамилий:

Потерпевшей Кочерга М.Л. была оказана срочная медицинская помощь (надо – Кочерге М.Л., так как русские, украинские, белорусские фамилии на -а, -я изменяются по падежам). Дмитриев А.М. спросил у квартиросъемщицы Брыля Р.И. (надо – Брыль Р.И., так как женские фамилии на согласный не склоняются). Заявления супругов Ремчуков приобщено к делу (надо – Ремчук, так как не изменяются фамилии на согласный, относящиеся к супружеской паре).

4. Правописание названий учреждений и должностных лиц.

Следует помнить, что с заглавной буквы пишется та часть названия, которая указывает на местонахождение учреждения: Российская академия правосудия. В особых случаях указывается государственный или негосударственный статус вуза: Государственное образовательное учреждение «Российская академия правосудия».

Не следует обособлять неоднородные приложения, которые характеризуют лицо с разных сторон: Доцент кафедры языкознания и иностранных языков (должность), кандидат педагогических наук (ученая степень) Степанов Иван Павлович. Председатель суда (должность), кандидат юридических наук (ученая степень) Сергеева Антонина Михайловна.

5. Использование аббревиатур:

Абитуриент обратился с иском в МИД России. Истец считает, что он грубо нарушил положение о свободе слова в России. МИД – это сокращение по заглавным буквам Министерства иностранных дел (Министерство – средний род). Следовательно, надо: Истец считает, что оно грубо нарушило положение о свободе слова в России.

6. Важно уметь грамотно оформить библиографию, т.е. список использованной литературы, которая действительно была использована при написании реферата, и в тексте на нее имеются сноски. Список составляется в алфавитном порядке авторов или названий. В конце списка указываются названия и адреса компьютерных баз данных (адреса INTERNET), сведения из которых были использованы при написании реферата.

Помните, что ссылку на первоисточник можно оформить двояко. Во-первых, путем сноски (в компьютере она идет в графе «Вставка»). Пример:

«Обязательным условием делового контакта является культура речи.Культурная речь – это, прежде всего, правильная, грамотная речь и, кроме того, верный тон общения, манера разговора, точно подобранные слова. Чем больше словарный запас (лексикон) человека, тем он лучше владеет языком, больше знает (является интересным собеседником), легче выражает свои мысли и чувства, а также понимает себя и других»[3].

Во-вторых, путем отсылки к разделу «Литература» или «Список литературы». В этом случае цитируемый первоисточник идет под номером (арабские цифры) в алфавитном порядке. Пример: «Специалисты рекомендуют:

1 – следить за правильным употреблением слов, их произношением и ударением;

2 – не использовать обороты, содержащие лишние слова (например, «абсолютно новый» вместо «новый»);

3 – избавиться от слов-«паразитов» («так сказать», «такая», «ну» и т.д.);

4 – избегать заносчивости, категоричности и самонадеянности» [3; с. 17].

 

Теперь об устном выступлении студента на семинарском занятии. Исследователь проблем деловой коммуникации Поль Сопер пишет: «Как и сражение, речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы должны быть стратегически разработаны так, чтобы они привели к поставленной цели. Цель же информационной речи – помочь познать и усвоить, а это достигается лишь при условии, если речь интересна и ясна». Интересной же и ясной мысль становится, если научиться ее развивать. Для этого есть специальные упражнения. Вот одно из них:

Необходимо развить мысль, которая начинается словами, приведенными ниже. Дано десять вариантов, по одному на день. Когда все они будут исчерпаны, следует возвратиться к первому и сочинять новые версии. Старайтесь, чтобы текст, который вы сочиняете, с каждым разом был длиннее. Выполнять ежедневно целый месяц!

1. Предполагают, что в двухтысячном году...

2. Сегодня трудно поверить, что было время, когда...

3. Известно ли вам, что...

4. Однажды, в зимний холодный вечер...

5. При перелете из Москвы в Лондон...

6. Если каждый день, несмотря на погоду...

7. Вы, конечно, помните, что произошло...

8. Книга — источник знаний, но...

9. Никто не знает, когда...

10. Сегодня я расскажу, что случилось...

 

Во всех случаях наиболее эффективной формой подкрепления успеха Вашего выступления является личное осознание проблемы доклада. Для этого Вы должны удостовериться в том, что сумеете выразить свою мысль максимально эффективно.

Самой эффективной формой выступления является сочетание в нем устного и письменного «блоков». Вместе с тем часто вызывает сомнения в компетентности и подготовленности докладчика момент, связанный с неотступным следованием заранее составленного им конспекта. Создается впечатление, что человек не владеет материалом. В связи с этим полезной будет такая рекомендация: «Конспект – слуга, а не хозяин речи. Его следует свободно править, если обстановка подсказывает это во время произнесения речи, от него можно отступить»[4].

Устная информация будет более доходчивой при использовании образных выражений, мимики, жестов, наглядных примеров и четких формулировок; и напротив – ее восприятие снижается при использовании выражений, имеющих оттенок неуверенности или оставляющих возможность различных толкований («наверное», «может быть», «следовало бы», «в принципе», «очень хорошее дело, но...», «возможно» и т.д.).

Правильно избегать выражений с оттенком неуверенности. К сожалению, нередко в устных выступлениях студентов можно услышать такие «опусы»: «Речь типа лакмусовая бумажка человека», «Язык и речь как бы не могут существовать без общества», «Понятие текста очень сложное. Ему еще никто не дал (в смысле определения)» и т.п. Все это свидетельствует о лексической бедности, шаблонности мышления, засоренности речи «словами-паразитами»: типа, как бы, так сказать и т.п.

Ряд оговорок свидетельствует о невнимательности студента: поставка (надо: постановка) ударения в словах; Ф.Н. Плевако, произнося свои речи, шептал (надо: шепелявил), лексифическое (надо: лексикографическое) описание; опустовавший (надо: опустевший) дом и др.

Другой вид оговорок – неправильное ударение. Здесь помогут рифмовки. Выберите слово, которое следует запомнить. Подберите к нему рифму (только обязательно соблюдая законы русского языка).

Я беру свой инструмЕнт, Слышен громкий диалог:

Быстро развожу цемЕнт. Обсуждают каталОг.

 

Брёл я долго и устал, Что за странный носорог –

Перешёл седьмой квАртал. Ел и твОрог , и творОГ?

 

Торты! тОрты!! тОрты!!! – У меня в ушах звенит

Не влезаем в шорты... Телефон опять звонИт.[5]

 

Рифмовки можно использовать и для тренировки нормативного формообразования существительных:

Уважают человека

У туркмен, татар, узбеков,

У таджиков и армян,

У монголов и цыган,

У якутов и тунгусов,

У башкир и белорусов,

У киргизов и грузин,

У бурят и осетин.

(Б. Успенский).

 

В детской сказке колобок без чулок и без сапог –

Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

Обошёл я кухню, обнаружил туфлю[6].

 

Язык публичного выступления во многом регламентирован.В своем публичном выступлении студенту надо учитывать существование речевого стандарта, социолингвистических и психолингвистических факторов общенародного («массового») языка. Но из принятого – выбирать самое лучшее, изящное, достойное и уважительное к аудитории. Так, вводные конструкции и предложения типа «словом», «понятно», «если хотите», «как все мы знаем» и др. придают «личностный» характер высказыванию, привлекают слушателей.

Используйте в своем выступлении только те слова, значение которых Вам совершенно ясно.Даже в научной дискуссии следует разъяснять значение терминов, известных лишь узкому кругу специалистов. Например, значение лингвистических терминов узуальный (обыденный) или континуум (текст, языковое пространство).

И учтите: рассуждать о культуре речи без соблюдения при этом самих правил культуры речевого поведения – бессмысленно.

И это по меньшей мере…

 


[1] Например, студентам-юристам будут полезны такие книги: Комаров С.А., Марченко А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. – М., 2001; Конституционное право России: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 2000. Также рекомендуем ознакомиться: Безрукова В. С. Как написать реферат, курсовую работу, диплом. – СПб., 2004; Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления. – М., 2004; Пособие по научному стилю речи. / Под ред. И.Г.Проскуряковой – М., 2004.

[2] Гаврикова Т.С., Шарандина Н.Л. Курсовая работа: структура и оформление. Методические рекомендации для студентов всех форм обучения. – М.: РАП, 2004.

[3] Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М., 2004. – С. 17.

[4] См.: Сопер П. Основы искусства речи. / Пер. с англ. – М., 1995; Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи: Учебное пособие. – М., 2010.

[5] Автор: учитель русского языка и литературы Подойницына Ирина Николаевна (МОУ Кадаинская СОШ Забайкальского края Калганского района).

[6] Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. – М., 2001.



2016-09-17 730 Обсуждений (0)
Типичные ошибки в письменных работах студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типичные ошибки в письменных работах студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (730)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)