Методические рекомендации. Главной целью семинарского занятия является выявление исторической сущности и
Главной целью семинарского занятия является выявление исторической сущности и значимости революционного процесса в России в 1917-1920 гг. При обсуждении первого вопроса необходимо выявить причины революции, показать, что она была вызвана системным кризисом самодержавия и была закономерной как вариант разрешения противоречий в российском обществе. Охарактеризуйте хронику революционных событий в Петрограде и их итоги, выявите своеобразие Февральской революции и причины образования двоевластия. Основным содержанием второго вопроса является анализ расстановки основных политических сил в стране и характеристика внутренней и внешней политики Временного правительства. Изучите Декларацию от 3 марта 1917 г. и определите характер и специфику преобразований, намеченных Временным правительством. Рассмотрите позицию классов и основных политических партий в 1917 г. их стратегию и тактику, Дайте содержательный анализ программ кадетов, эсеров, меньшевиков и большевиков. Выявите, как шло нарастание кризиса и углубление дестабилизации российского общества летом-осенью 1917 г. и вскройте социальное содержание этих перемен. При рассмотрении вопроса о перегруппировке политических сил и борьбе за массы в летний период следует показать социальную напряженность в стране, охарактеризовать июльские события в Петрограде, определить их характер и дать оценку действиям большевиков. При этом следует также осветить подготовку и осуществление корниловского мятежа. Выявите политические силы, поддерживавшие Корнилова, его взаимоотношения с Керенским. На основе изучения программы Л. Корнилова и его действий докажите, что это была попытка установления в стране военной диктатуры. Объясните причины провала корниловского выступления и его последствия. В процессе подготовки к третьему вопросу необходимо показать смену тактики большевиков в борьбе за власть. Выявите разногласия по вопросу о восстании в ЦК партии, определите позиции Каменева и Зиновьева, рассмотрите суть расхождений между Лениным и Троцким. Охарактеризуйте основные мероприятия большевиков по подготовке восстания и деятельность Временного правительства в этот период, его просчеты и ошибки. Изучите основные документы, принятые II Всероссийским съездом Советов и проанализируйте содержание Декрета о мире и Декрета о земле. При подготовке вопроса о гражданской войне необходимо выяснить точки зрения отечественной историографии по вопросам об истоках и причинах гражданской войны, о социальном составе участников, охарактеризовать противоборство «красных» и «белых» на основных фронтах гражданской войны, идеологию «Белого дела» и его лидеров. Необходимо было раскрыть сущность политики «военного коммунизма», дать оценку причин, обусловивших победу большевиков в гражданской войне. Источники и литература 1. Дан Ф.И. К истории последних дней Временного правительства //Октябрьская революция: Мемуары / Сост. С.А. Алексеев. //http:www.hrono.ru/statii/dan_vprav.html. 2. Декрет о земле съезда Советов рабочих и солдатских депутатов [http:www/historiydoc.edu.ru]. 3. Декларация Временного правительства о его составе и задачах //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/dekl_vrprav.php. 4. Калягин А.В. Россия: год 1917. Мультимедийное учебное пособие. (Электронная версия) [http://media.ssu.samara.ru/aivirus]. 5. Калягин А.В. Гражданская война в России 1917 – 1920 гг.: Учебное пособие (Электронная версия) [http://media.ssu.samara.ru /avirus]. 6. О причинах русской революции / Отв. ред. Л.И. Гринин, А.В Коротаев. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 7. Революция 1917 г. и Гражданская война в России (Цикл дискуссионных передач, организованных «Радио Свобода» с участием ученых-историков). [http:www.swoboda.org/programs/cicles/civilwar]. 8. Новейшая история России: Учебник. /Под ред. А. Н. Сахарова. — М.: Проспект, 2012.
Индивидуальные задания 1. Российская интеллигенция и революция. 2. Корниловский мятеж и его последствия. 3. Установление советской власти в Нижнем Новгороде и губернии. 4. Брестский мир: сторонники, противники, условия. 5. Судьба Всероссийского Учредительного собрания 6. Белогвардейские правительства и их политика. 7. Кронштадтское восстание 1921 г. 8. «Военный коммунизм»: политика и идеология Тема X СССР в годы нэпа 1.Социально-экономические проблемы новой экономической политики. 2.Общественно-политическая жизнь страны в условиях нэпа. 3.Национальная политика. Образование СССР. Вопросы для обсуждения 1. Почему после окончания гражданской войны появилась необходимость в смене экономического курса? Что нового появилось в экономической политике советского государства в 1920-е гг. по сравнению с периодом «военного коммунизма»? 2. Сравните цели, методы, итоги новой экономической политики и политики «военного коммунизма». Каковы причины свертывания нэпа? 3. Охарактеризуйте особенности рынка в условиях нэпа и роль товарно-денежных отношений в советской экономике 1920-х гг? 4. В чем причины внутренней борьбы в РКП (б) – ВКП (б) в 1920-е гг.? Почему в СССР не было создано массовых оппозиционных организаций и борьба за личную власть закончилась победой Сталина? 5. В чем суть разногласий между программами создания союзного государства, какая из них была реализована в итоге?
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |