Формы правления: понятие и виды. Правовой статус Президента РФ: место в системе ОГВ, порядок выборов, полномочия
Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов гос-ой власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними, их взаимоотношение друг с другом и населением, т. е. эта категория показывает, кто и как правит в гос-ве. Категория «форма гос. правления» дает возможность уяснить: Таким образом, во-первых форма правления — это организация гос-ой власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней; а, во-вторых, форма правления — это комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (глава гос-ва, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Основным в понятии формы правления является организация верховной власти гос-ва и порядок ее образования. Главным, определяющим признаком является правовой статус главы гос-ва (выборный и сменяемый в республике, наследственный — в монархическом гос-ве). Современная юридическая наука различает две формы правления: монархию и республику. При монархической (греческое слово monarchia — единовластие) форме правления главой гос-ва является единоличный правитель — монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Монархия как форма правления отличается следующими признаками: Первым основанием классификации монархий является их разделение по тем историческим эпохам, в которых они существовали и существуют: восточно-деспотические, античные (рабовладельческие), феодальные (в т.ч. раннефеодальные, сословно-представительные,абсолютные (абсолютизм, самодержавие)), буржуазные (дуалистические и парламентарные). В современном мире существуют два типа монархий — абсолютная(которая существует ныне в двух формах — светской и теократической) и конституционная (существующая также в двух видах: дуалистической и парламентарной). Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты гос-ой власти (законодательной, исполн., судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. В настоящее время сохраняются ряд абсолютных монархий: (короче, тут источники расходятся в показаниях, включила ряд совпадающих стран): Бахрейн, Ватикан, Катар, Оман. В некоторых из этих стран в последнее время делаются первые шаги по переходу к конституционной монархии, однако, пока эти реформы не изменили абсолютного характера монархий. Город-гос-во Ватикан является теократической монархией. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежит Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган — парламент и независимые суды. Характерными институтами данного вида монархии являются контрассигнатура и цивильный лист. Контрассигнатура (контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра. Формально это объясняется тем, что глава гос-ва не ответственен за свои действия. Цивильный лист — сумма денег, ежегодно выдаваемая на содержание монарха. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования, в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен. Дуалистическая монархия является переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (в силу конституционных норм) и фактически (в силу неразвитости демократических институтов) сохраняет большие властные полномочия. В силу этого он находится в центре полит. системы данного гос-ва. Правительство несет двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется воле монарха. В настоящее время такая форма монархии существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале. Малайзии. Парламентарная монархия — более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (Нидерланды, Дания), он, в силу конституционно-правового обычая, не может воспользоваться ими самостоятельно. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет значительных полномочий. Правительство же ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов власти. Второй формой правления является республика (лат. res — дело, publicus — общественный) — форма гос. правления, при которой все высшие органы гос-ой власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Таким образом, республика как форма правления отличается следующими признаками: В республиканской форме правления различают республику президентскую, парламентскую и смешанного типа. Президентская республика (США, Мексика, Казахстан и др.) имеет юридически отличительные черты. Избираемый на всенародных выборах президент является одновременно главой гос-ва и исполн. власти. Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которые ответственны перед ним. В правительстве, как правило, отсутствует должность премьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство). Парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное пред ним правительство и избирает президента, являющегося главой гос-ва, но не исполн. власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы. Республика смешанного типа (полупрезидентская республика). Для нее характерно то, что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент является главой гос-ва и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Для республик смешанного типа характерен дуализм исполн. власти. По историческим периодам своего существования республики классифицируются на античные (гос-ва — полисы — Афины, Рим и т.д.); средневековые (феодальные), к числу которых относятся торгово-промышленные республики в Италии (Венеция, Флоренция), Нидерландах, РФ (Новгородская, Псковская); буржуазные, когда республиканская форма правления достигает своего расцвета, становясь способом полит. организации гражданского общества.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |