Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цель композиционного анализа



2016-09-16 443 Обсуждений (0)
Цель композиционного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования и науки Украины

 

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

 

 

Направление подготовки: 6.060102 «Архитектура»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

К выполнению графоаналитического задания

По дисциплине “История искусства, архитектуры и градостроительства

эпохи Возрождения”

для иностранных студентов

 

Утверждены

на заседании кафедры

основ архитектуры.

Протокол № 6 от 26.01.2016 г.

 

 

Харьков 2016

Методические указания к выполнению графоаналитического задания по дисциплине “История искусства, архитектуры и градостроительства эпохи Возрождения” для студентов специальностей: Архитектура зданий и сооружений, Дизайн архитектурной среды, Реставрация памятников архитектуры и градостроительства, реконструкция объектов архитектуры, Градостроительство / Составители: Е. И. Ремизова, И. И. Крейзер - Харьков: ХНУСА, 2016. – 26 с.

 

 

Рецензент И. В. Кудряшова

 

 

Кафедра основ архитектуры

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Дисциплина “История искусства, архитектуры и градостроительства эпохи Возрождения” читается для специальностей: Архитектура зданий и сооружений, Дизайн архитектурной среды, Реставрация памятников архитектуры и градостроительства, реконструкция объектов архитектуры, Градостроительство.

Дисциплина “История искусства, архитектуры и градостроительства эпохи Возрождения” является продолжением и составляющей курса “История искусства, архитектуры и градостроительства”. Возрождение находится в ряду других исторических эпох, которые изучаются на протяжении 4-х курсов.

Цель дисциплины – формирование профессионального мышления, направленного на творческое освоение историко-культурного массива сведений, которые относятся к эпохе Возрождения; понимание механизма развития и взаимодействия архитектуры, искусства и градостроительства в этот период, понимание специфических особенностей развития культуры разных стран и народов Европы.

Задачи дисциплины:

- сформировать представление об основных этапах развития культуры Возрождения в контексте мировой истории;

- освоить творческое наследие мастеров искусства, архитектуры и градостроительства, выявить стилевые направления и школы;

- изучить особенности развития национальных школ и традиций;

- выявить типологические особенности сооружений, строительные и конструктивно-технические приемы в архитектуре.

Данная дисциплина читается в V-м семестре, содержит в себе раздел – Западная Европа. При чтении материала особенное внимание уделяется проработке основных категорий и понятий, которые детерминируют мышление, мировоззрение художника и восприятие художественного произведения человеком данной эпохи. Введены специальные темы, которые раскрывают природу организационных форм художественной и архитектурной деятельности и механизмы их развития.

Итогом изучения дисциплины должны стать знания:

- об основных периодах развития искусства, архитектуры, градостроительства эпохи Возрождения;

- о характере эволюции культуры Возрождения в целом и отдельных ее школ и мастеров;

- об эволюции градостроительных принципов, архитектурных типов зданий и сооружений, изменения строительно-технических приемов в процессе исторического развития архитектурной профессии;

- о художественных особенностях развития разных жанров искусства, архитектурной стилистике разных европейских стран;

- о творчестве известных мастеров Ренессанса, их почерке, приемах и произведениях;

- о влиянии эпохи на развитие новых идей в архитектуре и искусстве Европы в последующий период.

Перечень дисциплин, которые обеспечивают учебный процесс:

1. История искусства, архитектуры и градостроительства (ИИАГ) – I-IV семестры.

2. Художественные методы архитектурной композиции (ХМАК) – III-IV семестры.

Дисциплина “История искусства, архитектуры и градостроительства эпохи Возрождения” кроме лекций и коллоквиумов имеет практическое задание – графоаналитическую работу, в которой предусматривается композиционный анализ сооружений, их пространственная организация, анализ художественных произведений (живописных и скульптурных) выдающихся художников эпохи Возрождения.

Методические указания по выполнению графоаналитического задания по дисциплине “История искусства, архитектуры и градостроительства эпохи Возрождения” соответствуют учебному плану и предназначены для отечественных и иностранных студентов, которые учатся на архитектурном факультете Харьковского национального университета строительства и архитектуры (ХНУСА).

Цель и задание методических указаний – раскрыть содержание графоаналитического задания, средства и методы его выполнения, создать представление о приемах работы с историческим материалом. Показать специфические отличия способов выполнения задания от графических заданий по курсу “Художественные методы архитектурной композиции” (2 курс) и рефератов по дисциплине “История искусства, архитектуры и градостроительства” (1, 2 курса).


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Графоаналитическое задание по дисциплине “История искусства, архитектуры и градостроительства эпохи Возрождения” дает возможность студенту детальнее изучить выдающийся исторический этап, который повлиял на последующее развитие европейской архитектуры. Лектором разработаны темы (приложение А), для индивидуальной работы, которые охватывают все периоды и сферы европейского Возрождения (архитектурные памятники, художественные произведения, скульптуру). Каждый студент должен сделать самостоятельное небольшое исследование по выбранной теме. Работа выполняется в течение семестра. На коллоквиумах студент консультирует работу у преподавателя. Три модульных контроля осуществляются во время коллоквиумов и соответствуют стадиям выполнения работы: утверждение темы и обсуждение материала, подобранного студентом, выполнение анализа вчерне (схемы, таблицы, зарисовки) и оформление законченной работы.

При изучении дисциплины “История искусства, архитектуры и градостроительства” студентам предлагается на материале эпохи Возрождения научиться применять при анализе произведений разных мастеров (архитекторов, художников, скульпторов) композиционные схемы, графические модели, эскизные рисунки, сопровождая их текстовыми объяснениями.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Материалом анализа являются памятники архитектуры и градостроительства, живописные и скульптурные произведения эпохи Итальянского Возрождения.

 

2.1 Основные типы графоаналитических заданий:

 

1. Анализ памятника с целью выявления художественного содержания, тектонических особенностей, конструктивных систем, объемно-пространственной организации разных типов архитектурных сооружений Возрождения. Например, “Анализ капеллы Пацци во Флоренции, арх. Ф. Брунеллески”.

2. Анализ и сравнение ряда произведений мастеров раннего Возрождения с целью выявления средневековых и античных влияний. Например, “Античные аллегории в живописи Сандро Ботичелли и их композиционное отображение” или “Взаимосвязь античных, византийских, средневековых тенденций в архитектуре итальянского Проторенессанса (схематический анализ планировочных и фасадных решений)”.

3. Анализ сюжетной основы и композиционных приемов построения пространства в живописных и скульптурных произведениях мастеров Возрождения. Например, анализ эволюции композиционных приемов построения сюжетов: “Тема “Поклонения волхвов”, “Страшный Суд”, “Сравнительный анализ скульптурных композиций Лоренцо Гиберти в северных и восточных дверях флорентийского баптистерия”.

4. Сравнительный анализ композиционных приемов в построении художественных произведений мастеров эпохи Возрождения разных периодов и школ. Например, “Сравнительный анализ изображений мадонны в живописи Ван Эйка и Рафаэля”.

5. Исследование философских взглядов и композиционных представлений отдельного мастера. Например, “Анализ понятий и приемов в теоретических трактатах Л. Б. Альберти” или “Исторические взгляды Вазари. Понятие времени и истории”.

6. Анализ и сравнение социальных, функциональных и композиционных идей в градостроительстве эпохи Возрождения. Например “Идеальный город в философских и архитектурных воззрениях эпохи Возрождения”.

7. Интерпретация идей эпохи Возрождения в архитектуре Барокко, Эклектики, западного и советского Ар Деко, Постмодернизма (на примере творчества Роберта Вентури, Майкла Грейвза, Рикардо Бофилла, Марио Ботта, Альдо Росси).

Для выполнения задания (тип 1), необходимо подобрать иллюстративный ряд: проекции – планы всех уровней, фасады, разрезы, фото, аксонометрические изображения, дающие полное представление об объекте анализа. Найти в литературных источниках описание объекта, комментарии, исторические факты, относящиеся к данному объекту. Принцип работы по данному типу задания следующий:

- выявить и показать на схемах функциональную организацию пространства внутри сооружения;

- используя планы и разрезы показать на схемах конструктивную основу данного объекта;

- в виде схематических зарисовок продемонстрировать композиционный способ сборки объемов здания;

- выявить особенности данного типа сооружения, в комментариях объяснить эволюционные изменения и новизну.

В задании (тип 2) подбираются произведения мастеров раннего Возрождения в количестве от трех до семи. Затем необходимо найти в архитектуре и искусстве Древнего Рима и Средневековой Европы прототипы, на основе которых проводится сравнительный анализ с выбранными произведениями раннего Возрождения. Сравнение осуществляется по ряду признаков, например, авторская трактовка библейского сюжета; отличительные черты в композиционном построении живописного полотна; схематический анализ планировочных и фасадных решений архитектурных объектов и т.д. В выводах к выполненному анализу необходимо указать античные и средневековые влияния.

В задании (тип 3) необходимо выявить эволюционные изменения в построении пространства в живописных и скульптурных произведениях мастеров Возрождения. Для этого выбираются несколько произведений разных авторов, разных периодов Возрождения. Проводится сравнение сюжетной трактовки, композиционных приемов, моделирование объема светотенью и т.д. Можно привлекать для сравнения произведения предшествующих периодов как отправной точки. В результате сравнения необходимо выявить содержательные аспекты, признаки и приемы, характеризующие тенденции эпохи Возрождения.

В задании (тип 4) анализ проводится также как и в типе 3, выбираются произведения разных школ периода Возрождения. Можно сравнивать представителей севера Италии (Сьенская школа) с представителями Флорентийской или Венецианской школ, а также сравнивать работы разных стран. Например, сопоставить работы итальянских мастеров с работами мастеров Северного Возрождения, т.е. выбрать примеры с принципиальными отличиями систем художественного мышления и закономерностями изменения композиционных приемов творчества в разные исторические периоды.

В задании (тип 5) проводится исследование эволюции авторского метода развития творческих подходов, философских взглядов, композиционных представлений на материале произведений одного мастера Возрождения, созданных в разное время. Сравнение проводится по ряду признаков. В конце необходимо сформулировать, в чем состояло творческое кредо мастера.

В задании (тип 6) необходимо найти описания идей, положенных в основу формирования городов. Подобрать несколько планов идеальных городов разных авторов. Провести анализ социальных, функциональных и композиционных идей, сделать сравнительный анализ и проследить их влияние на градостроительство последующих эпох.

В задании (тип 7) на примере архитектурных произведений одного или нескольких мастеров исторических периодов Барокко, Эклектики, западного и советского Ар Деко, Постмодернизма (на примере творчества Роберта Вентури, Майкла Грейвза, Рикардо Бофилла, Марио Ботта, Альдо Росси) проводится сравнение с произведениями эпохи Возрождения. Выявляются общие идеи, морфологические, композиционные признаки. Необходимо показать развитие идей Возрождения в последующие эпохи.

Выполнение графоаналитического задания преследует несколько педагогических задач:

- познакомить студентов с историко-архитектурным достоянием;

- научить студентов находить необходимые литературные источники по истории архитектуры, выявлять принципиально разные точки зрения на один и тот же вопрос;

- научить приемам анализа, сравнения и классификации;

- научить дополнять и развивать знания, приобретенные на 1-м и 2-м курсах по курсу композиции;

- научить рисовать аналитические схемы, находить адекватные графические средства выражения, оставляя только четкие и краткие объяснения, которые бы замещали многословные тексты.

 

Цель композиционного анализа

 

Композиционное мышление – характерная особенность профессии архитектора. Оно формируется в процессе создания художественного произведения или при изучении исторического наследия. Овладение методикой композиционного анализа является неотъемлемой составляющей процесса становления архитектора, в результате которого появляется профессиональное понимание архитектуры прошлого и современности, вырабатываются рабочие инструменты анализа собственного творчества.

Исследование архитектурного наследия направлено на раскрытие художественного содержания произведения. Выявление методов, средств и приемов творчества архитектора, скульптора или художника, которые раскрывают художественное содержание произведения, является целью композиционного анализа.

 



2016-09-16 443 Обсуждений (0)
Цель композиционного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цель композиционного анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)