Тема 5. Методы обучения в современной школе
Темы практических занятий по «Теориям и технологиям обучения» Тема 1. Процесс обучения Современное понимание сущности и структуры процесса обучения. Цель обучения. Двусторонний и личностный характер процесса обучения. Репродуктивный и продуктивный варианты организации процесса обучения. Структурные компоненты процесса обучения. Логика процесса усвоения знаний и способов познавательной деятельности. Психологические основы процесса усвоения знаний и способов познавательной деятельности учащихся. Мотивы и стимулы учения. Единство функций процесса обучения. Задания для самостоятельной работы: 1) выполните критический анализ содержания таблицы (Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1. - С. 294). Дополните ее своим видением рассматриваемой проблемы.
Литература: 1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. 2. Крившенко Л.П. Педагогика. – М., 2004. 3. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): учебное пособие. – Изд-е 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д, 2010. 4. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2008. 5. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2010. 6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2003. 7. Ситаров В.Д. Дидактика. – М., 2002. 8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html.
Тема 2. Учебная деятельность и школьник как ее субъект Сущность понятия «учебная деятельность». Особенности современной учебной деятельности школьников. Содержание и строение учебной деятельности учащихся (основные компоненты структуры учебной деятельности). Учебная задача и учебные действия. Главные особенности учебных действий. Формирование учебных действий. Средства выполнения учебных действий. Усвоение теоретических знаний. Психологические основы учебной деятельности школьников. Репродуктивный и продуктивный варианты учебной деятельности. Формирование и развитие учебной деятельности. Принципы учебной деятельности (наследования культуры; социализации; последовательности; самоопределения). Ученик как субъект учебной деятельности. Формирование и развитие школьника как субъекта учебной деятельности.Психическое развитие школьника в процессе учебной деятельности. Отношение школьников к учебной деятельности. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников. Задания для самостоятельной работы: 1) установите взаимосвязь учения с другими видами деятельности школьников; 2) определите признаки проявления субъектности учащихся в процессе учебной деятельности.
Литература 1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. 2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб.пособие для студ.высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 3. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2005. 4. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. – М.: «Эгвес», 2006.
Тема 3. Законы, закономерности и принципы обучения. Законы обучения и их содержание. Понятие «закономерности обучения». Объективные и субъективные закономерности и их примеры. Принципы как категория дидактики. Роль принципов обучения в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса. Системы дидактических принципов (Бабанский Ю.К., Занков Л.В., Загвязинский В.И., Оконь В., Скаткин М.Н.; Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.) и их характеристика.
Задания для самостоятельной работы: 1) разделитесь на группы по 3-4 человека. На основе имеющихся знаний о закономерностях обучения и гуманитарных отношений сформулируйте содержание принципа гуманитарности в обучении. Обсудите получившиеся варианты; 2) охарактеризуйте принцип фундаментализации содержания общего среднего образования; 3) сформулируйте содержательно-процессуальные, гносеологические, психологические, социологические и организационные закономерности процесса обучения. Литература: 1. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1983. 2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1982. 3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. 4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990. 5. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980. 6. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. 7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2002. Тема 4. Содержание образования в средней общеобразовательной школе Понятия «базовая культура личности», «содержание образования». Факторы, влияющие на обновление целей и содержание образования. Современные требования к содержанию образования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования. Концепция фундаментального ядра содержания общего образования. Федеральный государственный стандарт образования (по специальности). Сущность, задачи и содержание политехнического образования. Единство общего, политехнического и профессионального образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования (учебный план, типовые учебные программы, авторская учебная программа, учебная литература). Задания для самостоятельной работы: 1) почему государственный стандарт образования в 90-е годы прошлого века называли средством спасения нации? 2) назовите факторы, влияющие на обновление госстандарта; 3) проанализируйте учебник (по специальности) и выпишите 10 заданий
Литература: 1. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. перераб. и доп. – М.,1982. 2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. 3. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. 4. Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа / [Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. 5. Развитие универсальных учебных действий / Под ред. С.Г. Воровщикова, Н.П. Авериной. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. 6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2008. 7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html. 8. Формирование учебных универсальных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. 9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
Тема 5. Методы обучения в современной школе. Понятие о методах обучения. Приемы обучения. Проблема классификации методов обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Характеристика классификаций методов обучения в зависимости от источника знаний, дидактических задач, типа познавательной деятельности учащихся, дидактической цели и средств обучения, целостного подхода. Выбор методов обучения. Педагогические условия эффективного применения методов обучения.
Задания для самостоятельной работы: 1) проранжируйте известные вам методы обучения в порядке убывания их потенциала в формировании гуманитарной среды школы. Сопоставьте и обсудите с однокурсниками свои варианты списков; 2) используя дополнительные источники, дополните перечень критериев выбора методов обучения, разработанный Ю.К. Бабанским; 3) составьте два перечня средств обучения, использующихся при дистанционном обучении, включив в первый традиционные средства обучения, а во второй – средства обучения, связанные с телекоммуникационными технологиями. Определите общие дидактические функции для каждой группы. Литература: 1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985. 2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. перераб. и доп. – М.,1982. 3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. 4. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М.: Высш. шк., 2008. 5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). – Рига, 1995. 6. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): учебное пособие. – Изд-е 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д, 2010. 7. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения / Под ред. Т.С. Паниной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 8. Педагогика: учеб. / под. ред. Л.П. Крившенко. – М., 2005. 9. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. 10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2008.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (949)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |