Тема: Позвонки. Общее строение. Анатомические различия позвонков. Крестец, копчик. Ребра, грудина
Опорно - двигательный аппарат методические указания К практическим занятиям ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НОРМАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ
Тирасполь, 2010 г. УДК 611: 611.7 (075.8) ББК Е 86р30я73+ Е863.1р30я73 Ч 44 Опорно-двигательный аппарат: Методические указания/ Чепендюк Т.А., Назарчук О.Ф., Мураткова Н.В.- Тирасполь, 2010, с.
Методические указания предназначены для подготовки студентов к практическим занятиям и экзамену по нормальной анатомии, что способствует лучшему усвоению теоретических знаний и практических навыков при изучении опорно-двигательного аппарата. Данные указания включают: 1. Теоритические вопросы, в виде плана ответа 2. Практические навыки, которые должен освоить студент на занятии 3. Примеры тестовых заданий.
Авторы: Т. А. Чепендюк, О. Ф. Назарчук – преподаватели кафедры, Н. В. Мураткова
Рецензенты: Л. И. Гарбуз, к.б.н., доцент Р. В. Окушко к.м.н., доцент
Утверждено Научно-методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко Протокол №
© Т.А. Чепендюк, О. Ф. Назарчук, Н. В. Мураткова,2010 ВВЕДЕНИЕ
Изучение анатомии человека занимает одно из главных мест в программе подготовки врачей всех специализаций. При изучении нормальной анатомии опорно-двигательного аппарата закладываются базовые знания для обучения студентов на последующих кафедрах (топографическая анатомия, хирургия, травматология и др.), а также даёт возможность правильно оценивать разные патологические изменения костно-мышечного аппарата и адекватно назначать меры профилактики и способы лечения. Учебно-методическое пособие для подготовки студентов медицинского факультета к практическим занятиям по дисциплине «Нормальная анатомия» имеет важное значение для обучения студентов. Данное учебно-методическое пособие содержит тематические планы 3-х разделов, которые студенты изучают в I семестре: 1. Остеологию – наука о костях; 2. Артрологию – наука о соединениях костей; 3. Миологию – наука о мышцах. Методические указания к каждому практическому занятию составлены по следующему плану: 1. Вопросы, которые студент должен знать при подготовке к практическому занятию; 2. Практические навыки, которыми студент должен овладеть на практическом занятии; 3. Дополнительные материалы, используемые на практическом занятии (таблицы, муляжи, планшеты, влажные и сухие препараты, схемы). В конце каждого раздела приведены примеры тестовых заданий. Тестовые задания охватывают весь материал учебной программы по каждой теме практического занятия.
I. Остеология. Тема: Знакомство с кафедрой, организацией учебного процесса, предметом анатомии. Анатомическая терминология. Оси и плоскости человеческого тела. Эмбриогенез. Понятие о тканях, органах, системе, аппарате и органах.
Цель занятия:изучить оси и плоскости, ранние этапы развития человеческого организма, общее понятие о системах и аппаратах органов.
Приступая к занятию, студент должен знать:
I. Об анатомии человека: 1. определение 2. задачи 3. виды анатомии, их характеристика, связь с другими науками 4. определение: норма, аномалия, уродство и вариант нормы. II. Атомическую терминологию ΙΙΙ. Оси и плоскости человеческого тела IV. Условные линии человеческого тела: ориентиры, через которые они проходят, их значение к клинической практике. V. Эмбриональное развитие человека: 1. периоды (5), характеристика каждого 2. зародышевые листки (3), их производные 3. мезенхима, источник развития, её производные VI. Ткани: 1. определение 2. типы тканей (4), их характеристика VII. Органы, системы органов и аппараты органов: 1. определение 2. примеры В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками:
1. Схематически изобразить оси и плоскости человеческого тела. 2. Схематически изобразить основные этапы эмбрионального развития.
2. Тема: Скелет, развитие, общий план строения. Кость как орган, развитие костей, их классификация, строение и рост костей. Рентгенанатомия. Цель занятия:изучить общий план строения скелета, кость как орган, классификацию костей, строение и рост костей. Рентгенанатомия костей. Приступая к занятию, студент должен знать: I. Определение скелета, его значение. II. Развитие скелета в: 1. филогенезе (основные этапы) 2. онтогенезе: а) сроки появления костной ткани б) типы окостенения, их характеристика III. Строение основных отделов скелета: 1. Череп (лицевой и мозговой отделы) 2. Пояс верхних конечностей (лопатка и ключица) 3. Пояс нижних конечностей (тазовая кость) 4. Свободные верхние конечности (плечевая, кости предплечья и кисть) 5. Свободные нижние конечности (бедренная, кости голени и стопы) 6. Грудная клетка (грудина, ребра, грудные позвонки) IV. Кость, как орган – определение. V. Строение кости: 1. макростроение 2. микростроение: а) остеон (Гаверсова система), как структурно-функциональная единица б) каналы Фолькмана, их содержимое 3. источник роста костей в длину и толщину VI. Классификацию костей (5), их примеры. VII. Рентгенанатомию: 1. строение кости в рентгеновском изображении 2. понятия «затемнение» и «просветление» Наглядный материал, используемый на практических занятиях: 1. Скелет 2. Продольный спил бедренной кости В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками: 1. Схематически изобразить типы окостенения. 2. На мацерированном препарате бедренной кости показать основные анатомические структуры. 3. На распиле бедренной кости показать линии сжатия и растяжения. 4. Уметь назвать по-латыни все кости скелета.
Тема: Позвонки. Общее строение. Анатомические различия позвонков. Крестец, копчик. Ребра, грудина. Цель занятия:изучить общий план строения позвонков, их анатомические различия, строение крестца, копчика, ребер и грудины. Приступая к занятию, студент должен знать: I. Позвонки: 1. определение 2. какое место занимают в скелете 3. к каким костям относятся по классификации II. Общий план строения позвонков: 1. основные анатомические образования а) тело б) отростки: парные и непарные в) дуги 2. сравнительная анатомия позвонков различных отделов а) размер и форма позвоночного отверстия б) размер и форма тела позвонка, его особенности в) характеристика суставных отростков (плоскость расположения) г) характеристика поперечных отростков д) характеристика остистых отростков 3. связь особенностей строения позвонков с их функциональной нагрузкой III. Крестец и копчик: 1. определение 2. какое место занимают в скелете 3. к каким костям относятся по классификации 4. общий план строения по-русски и по – латыни 5. характеристика каждого отдела, поверхности и его образования. IV. Ребра: 1. определение 2. классификация ребер (3) 3. какое место занимают в скелете 4. к каким костям относятся по классификации 5. общий план строения общий план строения по-русски и по – латыни 6. характеристика каждого отдела V. Грудину: 1. определение 2. какое место занимают в скелете 3. к каким костям относятся по классификации 4. общий план строения по-русски и по-латыни 5.характеристика каждого отдела Наглядный материал, используемый на практических занятиях: 1. Позвоночный столб в целом 2. Шейные позвонки (CI, С II, С VII) 3. Грудной позвонок 4. Поясничный позвонок 5. Крестец 6. Ребра (I, II, III-X, XII) 7. Грудина В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками: 1. Показать на препаратах все имеющиеся на нем анатомические структуры.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (567)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |