Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теории о происхождении государства



2016-09-17 389 Обсуждений (0)
Теории о происхождении государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Теологическая теория.

Основная идея – божественный первоисточник происхождения и сущности государства и права: вся власть от бога. Это придавало ей обязательность и святость. Так, по древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими небесными сферами. Вся власть сконцентрирована в особе правителя в виде его личной потенции и внутренней силы, а остальные должностные лица и государственный аппарат в целом есть лишь проводники высшей власти.

В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия. Боги, являясь источниками власти правителя, сами вместе с тем продолжают оставаться вершителями земных дел. Согласно мифам египтян, а затем и греков, боги выступают также в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей в учрежденных ими государствах и обществах.

Своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый, истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем (верховным законодателем, правителем и судьей). Законы еврейского народа получены прямо от бога – законы Моисея. В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от бога, от его имени, но в экстраординарных случаях он действует непосредственно – через откровения, чудеса.

Законы, правосудие, справедливость по-египетски – олицетворение богини Маат. Судьи носили ее изображение и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти фараонов, жрецов, официально одобренных правил поведения означал, что все они соответствуют естественному божественному порядку справедливости.

Патриархальная теория.

Представители: Платон, Аристотель.

Платон в труде «Государство» конструирует идеальное, справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. Государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.

Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 в. в сочинении англичанина Р. Фильмера «Патриарх», где он доказывал получение власти от бога, затем передачи ее старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.

Договорная теория.

Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Дж. Локк.

Государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном состоянии», который превращает их в единое целое, в народ. На основании первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – государство. Оно обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание (Руссо, Радищев).

Дж. Локк обосновывал идею монархии, т.к. общественный договор есть определенный компромисс между монархом и подданными, есть определенное ограничение свободы и монарха, и народа.

Теория насилия.

Л. Гумплович (профессор государственного права в Австрии), К. Каутский.

Причина происхождения и основа политической власти и государства – не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В результате насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война.

К. Каутский в книге «Материалистическое понимание истории» писал, что племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на себя, платить дань или подати. При всяком случае такого завоевания возникают классы, но не вследствие раскола общины на различные подразделения, а в результате соединения двух общин, из которых одна делается господствующим, другая – угнетенным и эксплуатируемым классом. Принудительный же аппарат, который создается победителями для управления побежденными, превращается в государство.

Государство – это «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена превращаются в касты, сословия, классы.

Органическая теория.

Г. Спенсер.

Государство – результат органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.



2016-09-17 389 Обсуждений (0)
Теории о происхождении государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теории о происхождении государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (389)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)