Образовательное право в России: принципы и формы существования
Образовательное право определяется как совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для регулирования образовательных отношений. В науке выделяют восемь наиболее важных форм существования образовательного права: - образовательное законодательство (совокупность нормативных актов, регулирующих соответствующие отношения); - отрасль образовательного права (совокупность норм права, правил поведения, содержащихся в этих нормативных актах); - система правоотношений в сфере образования (реальные отношения людей, урегулированные нормами права); - правосознание (представления людей об образовательном праве); - представления людей о справедливости общественных отношений в сфере образования; состояние свободы человека в системе образования; - учебная дисциплина; - субъективное право человека на образование. Образовательное законодательство регулирует отношения: - во всех образовательных организациях; - в процессе осуществления индивидуальной педагогической деятельности; - между органами управления образованием и образовательными организациями; - между образовательными учреждениями и семьей, воспитывающей детей дошкольного и школьного возраста на дому; - между родителями и их детьми по обучению и воспитанию; - между образовательными организациями и обучающимися; - между органами местного самоуправления и органами управления образованием, образовательными организациями, семьями, имеющими детей. В процессе реализации своего права на образование каждый субъект, будь то отдельный гражданин или группа граждан, образовательная организация или орган управления образованием, вступает в особые отношения, получившие название «образовательные». Под ними понимаются отношения по воспитанию, обучению, складывающиеся в образовательных учреждениях, а также имущественные, трудовые, управленческие, финансовые, земельные, семейные и все другие отношения, складывающиеся в системе образования. Система и принципы образовательного права. Юридически образовательное законодательство выполняет в обществе те же функции, что и другие отрасли права: - регулятивную — упорядочение образовательных отношений на принципах свободы, справедливости, признанных в данное время в обществе, в государстве; - защитную — защита интересов человека, гражданина, общества, государства, различных сфер экономики, науки, социальных сфер жизни, разных социальных групп. Основные функции образовательного законодательства состоят в следующем: - развитие личности, основанное на обучении и воспитании; - обеспечение получения каждым гражданином уровня образования, удовлетворяющего потребности производства, системы государственного управления, науки, социальной деятельности государства в квалифицированных специалистах, которые в состоянии не только справляться с поставленными задачами, но и совершенствовать свою сферу деятельности; - обеспечение непрерывности образования для всех граждан государства. Новые виды деятельности, постоянное обновление техники требуют постоянной переквалификации; - правовое воспитание, которое позволяет человеку полнее осознавать свое место в изменяющемся мире, государстве, обществе, трудовом коллективе, семье, осознавать свою меру ответственности перед обществом, осознавать ценность прав и свобод каждого гражданина. Принципами законодательства об образовании являются: - обеспечение приоритетности сферы образования среди других сфер; - гуманистический характер образования; - автономия образовательного учреждения; - обеспечение охраны, защиты прав ребенка в сфере образования; - обеспечение охраны и защиты права на образование учащихся, студентов; - обеспечение академической свободы педагогов; - обеспечение доступности и бесплатности образования; -обеспечение охраны жизни и здоровья ребенка2. В сфере педагогических отношений они имеют свою специфику, так как включают в себя принцип педагогического сотрудничества. Учет этой особенности позволяет понять характер взаимодействия между педагогом и обучающимся, а также определить основания, которыми руководствуется педагог при выборе методического инструментария или отбора содержания учебного материла и т.д. Образовательное право может быть представлено совокупностью из шести принципов:общедоступность образования; обязательность основного общего образования; бесплатность общего, начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования; государственная социальная помощь обучающимся; свобода и плюрализм в образовании (право обучающихся на выбор образовательного учреждения и формы образования, академические свободы педагогическим работникам и автономия образовательным учреждениям); светский характер образования.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2565)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |