РАЗДЕЛ VI. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В 1920-Е-1930-Е ГГ
Политика «военного коммунизма» завела страну в тупик. В деревне сократилась площадь посевов. В результате голода 1921-1922 гг. в Советской России умерло около 8 млн. человек - вдвое больше, чем суммарные военные потери страны в Первой мировой и Гражданской войнах. Однако страна нашла в себе силы не только для восстановления хозяйства в условиях новой экономической политики (нэп), но и для стремительного экономического рывка в годы первых пятилеток. Важнейшим событием в истории страны стало образование в 1922 г. СССР. В 1920-е гг. в Советском Союзе проводилась политика по развитию национальных культур, решению межнациональных проблем на основе идей пролетарского интернационализма. Ряд прогрессивных социальных реформ были осуществлены в это время в СССР впервые в мире. Очевидны успехи СССР в области ликвидации массовой детской беспризорности и неграмотности, равноправия женщин, внедрения основ социальной гигиены, создания системы охраны материнства и детства. В 1930-е гг. было введено всеобщее бесплатное начальное образование, а в городах - 7-летнее обучение. Вторая половина 1920-х и 1930-е гг. вошли в отечественную историю как время форсированной индустриализации, осуществленной чрезвычайными методами и во многом за счет разорения деревни. Цена индустриализации оказалась крайне высокой. По сравнению с периодом нэпа в начале 1930-х гг. упал уровень жизни населения. Приоритет тяжелой промышленности привел к диспропорциям в народном хозяйстве. Трагедией для страны стала насильственная коллективизация, сопровождавшаяся жестокими репрессиями в отношении зажиточного крестьянства. Трудности с продовольствием вынудили власть ввести в городах карточную систему снабжения в 1930-1935 гг. Коллективизация и подкосившие деревню чрезмерные хлебозаготовки привели в 1932-1933 гг. к голоду и эпидемиям, которые по разным оценкам унесли жизни от 3 до 6 млн. чел. Советская модернизация затронула все стороны жизни – начиная с промышленности и сельского хозяйства и кончая образованием, наукой, социальной сферой, повседневной жизнью и бытом людей. Резко ускорились миграционные процессы, наблюдался заметный рост городского населения. В результате индустриального рывка в годы первых пятилеток были созданы новые отрасли отечественной промышленности: автомобильная, тракторная, химическая, станкостроение, моторостроение, самолетостроение и др. Опережающими темпами развивалась военная промышленность, а также связанная с военными разработками наука. Тем самым были заложены основы для Победы 1945 г., а также для послевоенных достижений в области космических и ядерных технологий и др. Развитие СССР в 1920-30-е годы носило противоречивый характер. С одной стороны – ускоренная модернизация промышленности, культурная революция в городе и деревне, развитие образования и науки, возможности профессионального и карьерного роста («социальные лифты»). С другой стороны – свертывание демократии, поиски «врагов народа» и массовые репрессии. Пик массовых репрессий пришелся на 1937-1938 гг. В 1930-е гг. в СССР был построен «сталинский социализм», характерными чертами которого стала гиперцентрализация управления в ущерб регионам, диктатура вождя, подмена партийными органами власти Советов, приоритет административных методов решения политических и экономических задач. Рядом с индустриальными гигантами первых пятилеток выстроились лагерные вышки ГУЛАГа, где использовался принудительный труд заключенных.
СССР в годы нэпа. 1921-1928 гг. Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Голод 1921-1922 г. и его преодоление. Разруха. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно- денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922-124 гг. Создание Госплана, начало разработки годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В.Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции в партии к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Рабочие и крестьяне. Эмансипация женщины. Социальные «лифты». Положение бывших представителей «эксплуататорских классов». Лишенцы. Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Деятельность Коминтерна. Проблема царских долгов. Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций.
Культурное пространство советского общество в 1920-1930-е гг. Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Наступление на религию. Советские обряды и праздники. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий. Изъятие церковных ценностей. Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия. Создание ведомственной науки. ЦАГИ.
Понятия и термины: нэп, нэпман, «червонец», «лишенцы», «антоновщина», трудармия, ГОЭЛРО, продналог, хозрасчёт, трест, синдикат, концессия, пятилетка, коммуна, кооперация, ТОЗ, наркомат, кулаки, бедняки, середняки, номенклатура, ликбез, рабфак, комсомол, пионерия, Коминтерн, Пролеткульт, социальные лифты, обновленчество, «комчванство», «выдвиженцы», Союз воинствующих безбожников, эмансипация женщин, Комакадемия. Персоналии: А.С. Антонов, Г.Я Сокольников, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, М.Я. Фрунзе, Г.К. Орджоникидзе, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.И. Калинин, Г.В. Чичерин, Г.М. Кржижановский, М.Н. Покровский, А.В. Луначарский, А.М. Горький, Д. Бедный, В.Е. Татлин, В.В. Маяковский, М.А. Булгаков, С.А. Есенин, В.И. Вернадский, А.Ф. Иоффе, П.Л.Капица, И.М. Губкин, В.Э. Мейерхольд, Г.В. Александров, А.П. Довженко, Л.П. Орлова, А.В. Щусев, М.А.Шолохов, А.С. Макаренко, Н.А. Семашко, Н.К. Крупская, И.Э. Бабель, Б.А. Пильняк, А.П. Платонов События/даты: октябрь 1917 – январь 1924 гг. – В.И.Ленин во главе страны март 1921 г. – восстание в Кронштадте август 1920 – июнь 1921 гг. – Тамбовское восстание 1920 г. – принятие плана ГОЭЛРО 14 марта 1921 г. – переход к нэпу 1921—1922 гг. – Голод в советской России 16 апреля 1922 г. – Договор в Рапалло 1922 г. – завершение гражданской войны на Дальнем востоке. 1922 г. – создание СССР 1922-1924 гг. - финансовая реформа 1923 г. – создание Госплана 1924 г. – принятие Конституции СССР 1924 - март 1953 гг. – И.В. Сталин во главе СССР 1924 г. – «Полоса признания СССР» 1925 г. – начало разработки ежегодных народнохозяйственных планов 1928-1929 г. – свёртывание нэпа 1928 г. – Шахтинский процесс 1929 г. – принятие первого пятилетнего плана
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2122)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |