Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Журналистское творчество



2016-09-16 642 Обсуждений (0)
Журналистское творчество 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава вторая.

1Журналистское творчество как профессиональная деятельность

Журналистика как профессия подчиняется законам творчества. На поверхности журналистской деятельности с наибольшей очевидностью и яркостью выступает обычно сам поиск информации, романтика такого поиска. Ещё в 1925 году поэтесса Вера Инбер писала: «Журналист есть нечто среднее между писателем и авантюристом в самом лучшем смысле этого слова… В то время, когда писатель сидит за своим столом и пишет, а авантюрист рыщет по свету, журналист рыщет и пишет…»(«Журналист»,1925 г № 5,с.252).

Однако трудоёмкость творчества журналиста очевидна: она связана не с простым сбором актуальной информации, а с особой её обработкой. Необходимо глубокое постижение внутреннего смысла событий и фактов. Между простым описанием событий, фактов, общеизвестной их оценкой и точным их толкованием лежит работа творческой мысли пишущего.

Любая творческая деятельность характеризуется тем, что её результатом является качественно новый продукт, специфический для этого конкретного вида деятельности. Журналистика «выходит» на массовую аудиторию целой совокупностью различных по типу и позиции номеров газет или журналов, программ телевидения или радио. В их подготовке участвует большое количество людей творческого профиля, объединённых в творческие коллективы.

Во время процесса журналистской деятельности находят своё применение привычные, рутинные (от фр."routine" - «проторенный путь») формы труда, но при этом непременно обогащённые оригинальными, уникальными (лат." unicus" –«неповторимый») приёмами и результатами деятельности. Без использования рутинных форм плодотворная деятельность невозможна. Но, с другой стороны, если журналист прибегает только к рутинным (репро-дуктивным) приёмам деятельности, он остаётся на уровне элементарного пользователя уже известными формами труда, известной технологией. Твор-чество есть соединение репродуктивных и продуктивных форм деятельно-сти. Рутинная деятельность проистекает из массы накопленного опыта. Уникальная является продуктом интуиции, творческой деятельности. Итак, хорошее владение методикой – написания стихов или статьи, составлением резюме или пресс-релиза - это основа максимальной мобилизации наличных способностей к творчеству. Свобода творчества в том и проявляется, что на базе уже имеющихся знаний происходит «прорыв» в сферу творческих фантазий.

Следует выделить три вида творчества в журналистике.

Рутинная (от опыта) или уникальная (идущая от интуиции) творческая деятельность в журналистике подразделяется на редакторскую (обеспечение идейной направленности издания, тематики, проблематики, правка материалов), организационную и авторскую (тексты, макетирование газетных страё1ниц, создание сюжетов телепередач) Остановимся более подробно на каждом виде творческой деятельности. Каждый из этих видов имеет свою специфику, а деятельность отдельного журналиста относится,в основном, к какому-то одному из них.

РЕДАКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

К первому виду относится организационно-управленческое творчество редактора, ответственного секретаря, заведующего отделом. Этот вид творчества характеризуется достижением продуктивных результатов в планировании, в организации деятельности редакционного коллектива, в подборе и расстановке кадров, в создании условий, которые обеспечивают единство индивидуальных и коллективных форм творчества. Творчество редактора выражается прежде всего в продуктивной деятельности по созданию коллектива, по управлению творческим процессом в этом коллективе. Творчество редактора ориентировано на продуктивную переработку больших объёмов самой разнообразной информации, определяющей работу всего колллектива. Редакторская (лат.redactus «приведение в порядок») деятельность заключается и в том, что сам журналист постоянно сталкивается с «литературным редактированием» - различными видами правки текста (сокращение, уточнение, стилистические замечания). Вместе с автором эту работу осуществляет специально уполномоченный сотрудник редакции (корректор, редактор), представитель её руководства, но элементарную редакторскую правку должен уметь произвести сам журналист).

Другим видом журналистского творчества является организаторская деятельность журналистов, предметным основанием которой выступают внередакционные социальные связи редакции. Основные задачи этой деятельности: поддержание деловых связей с учредителем и издателем, оптимизиция отношений с подразделениями информационной, технической, научной инфраструктур журналистики; формирование массовых связей, отслеживание поведения аудитории (общественности) и снабжение сведениями о её интересах и реакции на выступления СМИ. Это поле обширной деятельности отделов массовой работы, социологических исследований, рекламы, общественных приёмных, службы с в я з е й с о б щ е с т в е н н о с т ь ю.

Третьим видом творчества журналиста является его непосредственная авторская деятельность.

Это подготовка собственных произведений, режиссура, компоновка в номер (теле-радиопрограмму), другие виды работы, защищаемые законодательными актами по авторскому праву. Читатель судит о журналистике не по тому, как планируется или организуется работа журналистов, а по тому, какие материалы предлагаются ему.

Типы творчества

Авторская деятельность помогает читателю, радиослушателю, телезрителю сформировать мнение или позицию по обсуждаемой проблеме (публицистический тип творчества), представить образную картину мира, обогащая миросозерцание (художественный тип),получить научные знания, связанные с мировоззрением (научный тип творчества).

Информационная политика (подача информации) реализуется в журналистике при участии всех видов творческой деятельности, выработанных человечеством – научного, художественного и публицистического. Разные издания в качестве основных используют либо научные, либо художественные, либо публицистические типы творчества.

К научному типу творчества в журналистике прибегают тогда, когда требуется донести до читателя полученные научным путём сведения, важные для формирования научной картины мира. Это – мировоззренческие концепции, исторические характеристики, разнообразные сведения из области науки. Наиболее характерными видами работ этого типа творчества являются: исследовательская статья, диссертация, лекция. Всё большее значение приобретает привлечение к участию в журналистике учёных разных профилей. Проникновение в язык науки, строгость в обращении с научными понятиями, регулярное деловое общение с учёными – всё это важные качества журналистов, необходимые в повседневной работе.

Художественный тип творчества также широко представлен в журналистике, причём в ряде программ ТВ и радио, в «толстых» журналах и некоторых других СМИ художественные произведения занимают иногда преобладающее место. Роль и место художественного типа творчества в журналистской деятельности определяется способностью художественных произведений активно участвовать в формировании миросозерцания, в создании художественной картины настоящего, прошлого и будущего. Художественные произведения играют огромную роль в эмоционально-образной ориентации аудитории в жизни общества. В связи с этим в журналистике (особенно на ТВ и радио) формируется особый отряд творческих кадров – это люди, которые приобрели вторую специальность искусствоведов, деятели искусств, а также профессиональные журналисты, приобщившиеся к миру искусства.

Однако при всей значимости научных и художественных произведений ведущее место в журналистике занимают произведения публицистического типа творчества. Именно взаимодействие с общественным мнением является основной задачей журналистики. Являясь проводником политики определённого издания, журналист обязан высказать читателю свою позицию. Обладая глубокими знаниями об обществе и мире явлений, умея раскрывать источники противоречий и суть конфликтов (социальных, трудовых, нравственных) журналист ведёт анализ социальной действительности. Рассмотрим некоторые виды аналитической деятельности.

Политический анализ – анализируя состояние политических сил в обществе, установки политических лидеров, действия властей, силовых структур, пути решения социальных проблем в обществе, журналист выясняет причины явлений, процессов. ситуаций, вырабатывает прогноз их развития, определяет систему требований к различным политическим институтам и социальным силам с целью изменить доминирующую политическую линию, предлагает практические решения по улучшению ситуации в соответствии со своей социальной позицией, интересами тех групп, на платформе которых он стоит .

Экономический анализ – представлен такими его видами, как

а) общеэкономический – экономика региона, отрасли, отдельных видов бизнеса, призванный формировать рыночное сознание, пропагандировать цивилизованное предпринимательство, способствовать социальной ориентированности российского бизнеса, сбалансированности экономических интересов разных общественных групп, социальных слоёв);

б) финансовый – анализ работы банков, выявление их рейтинга, определение надёжности;

в) производственно– технический - анализ роли техники и технологии, организации труда в выполнении производственных задач отрасли или коллектива предприятия);

г) коммерческий – анализ рентабельности, состояния оборотных средств предприятия, взаимоотношения с банками и т.п..

Экологический – в центре анализа проблемы выживания человека в постиндустриальном обществе, реализуемая через решения множества относительно частных вопросов,

Юридический – изучение состояния законности в обществе, соблюдение правовых норм.

Военный – выявление, оценка стратегических или тактических преимуществ или недостатков, которые несут Вооружённым силам страны, стране в целом те или иные явления..

Спортивный – исследование проблем подготовки спортсменов, реализации потенциала, созданного в ходе тренировок, составление прогноза дальнейших спортивных достижений.

Искусствоведческий – анализ произведений различных видов искусства: живописи, литературы, театра, кино и др.

Исторический – изучение генезиса явлений, процессов, анализ исторических событий.

Нравственный – изучение состояние нравственности в обществе, оценка явлений и поступков людей.

Социологический – публикации, содержащие социологический анализ - особенно анализ общественного мнения в период выборных кампаний - способны сильно влиять на позицию аудитории..

Статистический: данные статистики– средние и относительные величины, итоговые сводки, индексы, статистические таблицы, графики. балансы – отличное подспорье при подготовке журналистских материалов.

Психологический – рассматривается поведение отдельной личности, соци-альной группы, общества в целом.

Художественный – «фоновый» (случайные художественные фрагменты в тексте, образные слова. тропы, «полный»( полнота создаваемого образа, яр-кость конкретных деталей сюжета и композиции демонстрируют стремление автора к художественной типизации, « портретный» ( создание портрета ге-роя с акцентом на его оригинальность и необычность).

Если рассматривать публицистику как творческую форму, возникшую для “обслуживания” общественного мнения, можно выделить ряд характерных черт публицистики как типа творчества. Она создаёт целостную картину современности как момента перехода из прошлого в будущее. Публицистика призвана целостно рассматривать явления действительности, т.е. давать их характеристики на пересечении политического, правового, эстетического подхода к жизни. Важной чертой публицистики является её синкретизм ,т.е. одновременное использование как научных. так и художественных средств подачи материала.



2016-09-16 642 Обсуждений (0)
Журналистское творчество 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Журналистское творчество

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (642)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)