Педагогическое проектирование. Характеристика педагогического проекта.
Понятия «проектирование» в образовании стал активно разрабатываться в конце 80-х годов 20 века (А. Н. Алексеев, Г. П. Щедровитский, С. И. Краснов и др.). Но, несмотря на достаточно продолжительную историю развития представлений о педагогическом проектировании, до сих пор нет его единой трактовки. Исследователи по-разному определяют педагогическое проектирование: Н. О. Яковлева так рассматривает определение педагогического проектирования исходя из классических представлений о сущности проектирования, сохраняя его ключевые особенности: «Под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование». Е. И. Исаев, В. А. Болотов, В. Р. Имакаев: «Процесс «выращивания» новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых содержаний, технологий образования, способов педагогической деятельности и мышления»; В. И. Слободчиков: «Проектирование – деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике «промысливание» и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть, один из способов инновационной деятельности, использующий социокультурные механизмы конструирования и реконструирования социальных объектов»; В. С. Безрукова: «Предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности детей и педагогов»; В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов: «Содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи, осуществляемой на эмпирическо-интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях»; О. Г. Прикот: «Ценностно-ориентированная, глубоко мотивированная, высокоорганизованная, целенаправленная профессиональная деятельность по изменению педагогической действительности»; В. П. Беспалько: «Многошаговое планирование» Но, не смотря на такие разночтения в понятиях, общее для всех определений проектирования образовательной деятельности – составление планов, нацеленных на решение актуальных образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагогов, педагогических сообществ за определенный период времени. Итак, "проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике: • Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования; • Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями; • Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.
Типы проектов А) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты. Б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки. В) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия. Г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа - проекты, педагогические блоги. Д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы. Типы проектов по длительности. • мини– проекты можно осуществить за одно занятие или менее; • краткосрочные проекты. Для их реализации необходимо 4 – 6 занятий. • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. На их выполнение отводится около 30 – 40 часов, они осуществляются при участии руководителя. • годичные проекты реализовываются как в группах, так и индивидуально и только во внеурочное время. Проектная деятельность характеризуется выполнением конкретных правил: • в команде, работающей над проектом, все члены равны. • команды, разрабатывающие различные проекты, не являются соперниками; • каждый участник проекта вкладывается по мере собственных умений и навыков; • за полученный результат отвечают все члены команды [11, 85]. Структура педагогического проекта: Объем: не более 30 страниц (размер шрифта - 14 кегль, полуторный интервал, поля – 2,5 см, шрифт - Times New Roman). Время защиты: 10-15 минут 1. Титульный лист 2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.) 3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования). 4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели). 5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта). 6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые). 7. Целевая аудитория ( целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус). 8. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие). 9. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты, т.е. материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. Д.). Возможные последействия реализации проекта). 10. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов и т. д. Итак, проектная деятельность развивает творческие возможности, исследовательские умения и навыки, способствует формированию осознанного и гибкого мышления, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение аргументировать свою позицию, уверенность в собственных силах. И в детском саду использование проектов способно существенно повысить результативность обучения, увеличить мотивацию и заинтересованность дошкольников, способствовать развитию навыка работы в команде, умения слушать других и аргументировать собственную точку зрения.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2827)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |