Основные признаки свободной конкуренции
1. Неограниченное число участников конкуренции, свободный доступ на рынок и выход из него: каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить деятельность. Сделать это можно по-разному: · открыть свое дело · приняв непосредственное участие в труде · нанять работников · купить акции · приобрести государственные облигации · положить деньги в банк · инвестировать их в недвижимость 2. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов — участник конкуренции вкладывает свои деньги не просто так, а ради увеличения дохода. 3. Полная информированность каждого участника конкуренции (о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т.п.) позволяет сделать правильный, наилучший выбор, например, между покупкой дома и приобретением акций (в последнем случае участнику надо знать, какие именно акции принесут ему максимальный доход). 4. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку их число очень велико, вклад каждого производителя-продавца в общий объем производства и предложения незначителен, поэтому цена, за которую он собирается продавать свой товар, почти не отражается на рыночной. Таким образом, реальные уровни цен устанавливаются некой «невидимой рукой» (механизм рынка). Несовершенная конкуренция и ее виды Рынок несовершенной конкуренции предполагает: · чистую монополию · монополистическую конкуренцию · олигополию Чистая (абсолютная) монополия. Такая монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей. Этой модели присущи четыре характерные черты: · продавец выступает как единственный, а отрасль — синоним фирмы, поскольку фирма всего одна · реализуемый продукт уникален, т.е. не существует его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт) · монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок · на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного характера В первом случае говорят о естественных монополиях. Это предприятия общественного пользования — электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. Действительно, довольно сложно предположить, что у метрополитена появится конкурент. Как правило, в странах с рыночной экономикой подобные естественные монополии или находятся в собственности государства, или действуют под его строгим контролем. Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В данной ситуации не требуется присутствия на рынке тысяч или даже сотен фирм, как при совершенной конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической — дифференцированную. Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного обслуживания, близости к покупателям, интенсивности рекламы и т.п. Следовательно фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг. Что же монополистического в этой модели? Каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром; она может повышать или понижать цену на него независимо от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Кроме того, на рынках монополистической конкуренции наряду с мелкими и средними могут действовать и весьма крупные фирмы. Олигополия. Главная особенность — немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое число фирм (в пределах десятка) господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической. Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и материалов, полуфабрикатов (руда, нефть, сталь, цемент и т.д.), дифференциация — на рынках потребительских товаров. Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по иным способам ограничения конкуренции между ними. В результате олигополия сближается с монополией.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (943)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |