С5. Лирический герой поэзии С. А. Есенина
Время, в которое жил и творил С. А. Есенин, было одной из самых сложных эпох в истории российского государства. Бурные события, происходившие в стране, сказывались на жизни каждого человека, жившего в это время в нашем государстве. А особенно сильно — на судьбах людей, наделенных сверхчувствительностью, обостренной восприимчивостью. К таким людям и относился Сергей Александрович Есенин. Его стихи — это искренняя исповедь романтической души, привлекающая одухотворенностью, стремлением воспеть лучшие человеческие качества. Есенинская поэзия правдиво раскрывает поиски сложной души поэта. Его мировоззрение меняется вместе с изменением окружающей обстановки. Все это нашло свое отражение в лирике С. А. Есенина, а значит, повлияло и на образ лирического героя, прошедшего вместе с автором сложный путь эволюции. Ранняя поэзия С. А. Есенина наполнена образами русских крестьян. В ней описывается деревенский быт: мужики сетуют на засуху, «скинув шапки, молясь и вздыхая»; рыбаки поют «где-то вдали, на изломе реки, древнюю песню»; «щенки кудлатые заползают в хомуты»: По лугу со скрипом Тянется обоз - Суховатой липой Тянет от колес. Первые стихи поэта отражают мир радостный и многоцветный. Все в нем живет и дышит, радуется и развивается. Россия предстает перед нами в виде бескрайних родных полей, лугов, озер и рек. На рязанской земле он впервые увидел и костер зари, и серебристую луну, и шелест тростника, и голубую гладь. Его поэзия полна задушевности, одухотворенности: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Ранняя поэзия С. А. Есенина по своему настроению напоминает народные песни. От матери поэт слышал сказания, поговорки, загадки. Именно фольклор укрепил его чувство любви к народу и к Родине: Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Сенокос некошеный, Лес да монастырь. ...Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль, Что под вечер путнику Нашептал ковыль? Первые стихотворения С. А. Есенина насыщены религиозными образами. Позднее он скажет: «Ото многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции». Молодой поэт исповедовал христианскую мораль, но Христос для него не Бог, а, прежде всего, идеальный человек. Иисуса, по мнению автора, как и многих других святых, можно встретить вместе с «каликами» и «богомолками» на дорогах святой крестьянской Руси. Лирический герой этого периода наполнен вселенской гармонией. Он странник, «захожий богомолец», идущий в «скуфье смиренным иноком», нашедший свои святыни в самой русской земле: Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья. Его храм создан самой российской природой: За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. Одно из основных чувств, которые испытывает лирический герой — это любовь к родине: Но не любить тебя, не верить Я научиться не могу. В сердце поэта с ранних лет запала Россия, ее бескрайние поля, раздольные песни, сельская тишина, звонкий девичий смех. «Моя поэзия богата одной любовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество», — писал С. А. Есенин. О, Русь — малиновое поле, И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. В 1915 году мировоззрение поэта резко изменяется, в его спокойный поэтический мир врывается образ грешника и богоборца: Не ищи меня ты в Боге, Не зови любить и жить... Я пойду по той дороге Буйну голову сложить. Период отрытого противостояния лирического героя Богу пришелся на тяжелое для страны время — время революции 1917 года. Год спустя он пишет целый цикл из десяти небольших поэм, в которых лирический герой провозглашает себя пророком и описывает «иную страну», «где живет божество живых». Отрекаясь от христианства, он восклицает: Тело, христово тело, Выплевываю изо рта. Но такое настроение не долго царит в душе С. А. Есенина. Вскоре он, а вместе с ним и его лирический герой, возвращается к традиционной крестьянской философии, проникнутой, по мнению поэта, идеей связи человека с космосом. В творчестве появляется образ луны. Она принимает непосредственное участие в судьбе лирического героя. Это отчетливо видно в стихотворении «Я последний поэт деревни...»: И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час. В этом же стихотворении звучит горькая для поэта мысль о том, что крестьянская культура постепенно умирает. Лирический герой осознает неизбежность происходящих перемен в России. Также он признает закономерный и естественный путь человека от рождения к смерти. В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу», написанном в -зрелый период жизни, в1922 году, поэт рассматривает проблему, встающую перед каждой личностью — приятие или неприятие неумолимого течения времени, ухода молодости, жизненных сил. Это стихотворение стоит чуть особняком в творчестве С. А. Есенина. Оно отражает мировоззренческую концепцию поэта. Тема этого произведения — размышление зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле: Я теперь скромнее стал в желаньях. Жизнь моя! Иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Но все-таки «утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств» не оставляют глубокой болезненной раны в душе поэта. Он понимает, что человек — это частица природы, а значит нужно просто подчиниться естественным законам мирозданья: Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. Лирический герой принимает смиренно все, что несет ему жизнь. Но его смирение не угнетающее, это восприятие мира целиком, во всем его многообразии. Неожиданные" яркие образы этого стихотворения сделали его одним из самых известных в творчестве С. А. Есенина. Горечь по поводу исчезновения крестьянской Руси приводит поэта к трагическому ощущению одиночества, ненужности в новой жизни. Свою раненую душу поэт прячет под маской. Обостренные до предела отношения поэта с окружающим миром, двойственность своего лирического героя отразились в цикле стихотворений «Москва кабацкая». В одном из произведении этого цикла «Исповеди хулигана» за напускной бравадой есенинского хулигана: Я нарочно иду нечесаным, С головой, как керосиновая лампа, на плечах. Сохраняется верность истинным ценностям поэта: Я люблю родину. Я очень люблю родину. Единственный путь достижения гармонии для лирического героя — это любовь, что и нашло свое отражение в стихотворении «Любовь хулигана»: В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Иногда лирическому герою ближе всех людей становятся животные: Средь людей я дружбы не имею. Я другому покорился царству. Каждому здесь кобелю на шею Я готов отдать свой лучший галстук. После возвращения из длительной заграничной поездки, С. А. Есенин предпринимает активную попытку преодолеть мировоззренческий кризис. Он создает цикл стихотворений «Персидские мотивы», самым известным из которых стало «Шаганэ ты моя, Шаганэ». В нем лирический герой признается, что как бы ни были прекрасны чужие страны, ничто не заменит ему красоты родного края: ...Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне... Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий... Большинство произведений этого цикла проникнуто ностальгией. Лирический герой не может не думать «про волнистую рожь при луне», про «рязанские раздолья». Даже сама прекрасная Шаганэ не в состоянии затмить северную девушку. Там на севере, девушка тоже, Может, думает обо мне... Краткий период относительной гармонии быстро заканчивается для С. А. Есенина. И опять на душе появляется тягостное ощущение одиночества и трагической для поэта ненужности новой России. В стихотворении «Русь советская» он восклицает: Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый Бог весть, с какой далекой стороны... Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец... Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. В этом стихотворении ярко проявляется раздвоенность лирического героя, внутренняя борьба между приятием и неприятием новой жизни в России. Ближе и роднее своей страны, своего народа у поэта нет. И ему ничего не остается кроме как принять обновленную Русь: Приемлю все. Как есть все принимаю- Отдам всю душу октябрю и маю... Поэт приносит своеобразную клятву верности своей стране: Но и тогда, Когда по всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». С. А. Есенин пытается понять всем своим существом новую систему ценностей российского государства. В произведении «Неуютная жидкая лунность» лирический герой «через каменное и стальное» видит будущую мощь родной страны. Родной с детства поэту мир деревни постепенно, но безвозвратно уходил. И сам Есенин все чаще стал задумываться о смерти. Эти мысли нашли свое отражение и в его произведениях. В стихотворении «Отговорила роща золотая...» лирический герой осознает невозвратимость прожитых лет, он сравнивает себя с рощей и журавлями, а свою молодую душу — с «сиреневой цветью»: ...Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. Трагизм неминуемого конца жизни человека сглаживается утверждением лирического героя, а значит и самого поэта, что жизнь не заканчивается смертью. Этот оптимизм отчетливо просматривается и в последнем стихотворении С. А. Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья...»: Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. Поэт рано ушел из жизни, но успел оставить нам прекрасное поэтическое наследие. В стихотворения он вкладывал всю свою душу. Очень точно о его творчестве сказал писатель А. Толстой: «...Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |