Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 113.Критерии научности. Функции науки



2018-07-06 402 Обсуждений (0)
Вопрос 113.Критерии научности. Функции науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Критерии научности:

1) Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых).

2) Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет»; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания.

3) Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).

4) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.

5) Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости. Общезначимость сама по себе не есть критериальный признак истинности того или иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за какое-то положение, вовсе не означает, что оно истинно.

Функции науки.

В методологии науки выделяются такие функции науки, как описание, объяснение, предвидение, понимание. При всем свойственном Конту эмпиризме он не склонен был сводить науку к собранию единичных фактов. Предвидение он считал основной функцией науки.

Э.Мах единственной функцией науки объявил описание. Объяснение и предвидение Мах по сути сводил к описанию. Теории с его точки зрения - это как бы спрессованная эмпирия.

В. Дильтей разделял науки о природе и "науки о духе" (гуманитарные). Он считал, что основная познавательная функция наук о природе - объяснение, а "наук о духе" - понимание.

Однако науки о природе также выполняют функцию понимания. Объяснение связано с пониманием, поскольку объяснение аргументированно демонстрирует нам осмысленность существования объекта, а значит, позволяет понять его.

Вопрос 119
Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе
свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным
доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на
другом материальном объекте) — следы человека на грунте, следы грунта на обуви
человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема.
Отражение бывает:
• физическим;
• химическим;
• механическим.
Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии:
• раздраженности;
• чувствительности:
• психического отражения.
Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно
материалистической концепции сознание — это способность высокоорганизованной
материи отражать материю

Вопрос 120. 121.122

Элементарными формами отражения являются: механическое; физическое; химическое.

Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу.

Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются: раздражимость; чувствительность; психическое отражение.

Раздражимость – простейшая форма биологического отражения – реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример – высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха «за Солнцем».

Чувствительность – следующая, более высокая форма биологического отражения – способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

Психическое отражение – систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

Сознание – высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – то есть обращенности сознания на само себя – мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

Вопрос 123, 124.

происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:
• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
• сознание присуще всем живым организмам;
• сознание — свойство исключительно человеческое. Согласно космической
(божественной) точке зрения
сознаниесуществует само по себе, независимо от его материальных носителей — живыхорганизмов, человека. Сознание "исходит" непосредственно из космоса (другой вариант -из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы "мирового сознания"рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Существуют теориипроисхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:
• теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем, развита
Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество
неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена
энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
• теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность,
"внутренняя сторона", "мозг" материи;
• теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание —
результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

• теория психосферыРейзера, согласно которой Галактика — громадный разум,
который вступает в контакт с человеческим мозгом и "заряжает" его разумом;
• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее
проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.
Основная идея другой, "биологической" точки зрения: сознание - порождение
живой природы и присуще всем живым организмам.
Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
• многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими,
собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы
сознания;
животным присущи своя "мораль", правила поведения, привычки, качества, борьба,
лидерство, внушаемость и т. д. Согласно "человеческой" точке зрения сознание —
продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные
обладают не сознанием, а инстинктами.
Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины
ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные
руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим,
кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта,
животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к
достаточно высокой "социальной" организации с распределением ролей.
Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой
природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания
имеет человек.

Вопрос 125.

1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уже сама грамматическая структура слова «сознание» говорит о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

2. Мотивация - совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.

4. Воля - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность. В сфере воли резюмируется содержание других сфер сознания.

5. Самосознание - это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом часть неординарная. Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я - концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Л»: «реальное Я», «динамичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.



2018-07-06 402 Обсуждений (0)
Вопрос 113.Критерии научности. Функции науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 113.Критерии научности. Функции науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)