Социально-философская парадигма искусства.
Парадигма – теория, концепция. Самое общее определение искусства – это понимание его как чувственно-образной сферы культуры, системы чувственно-образных форм воспроизведения действительности, освоения и осмысления мира человеком (2-е значение – мастерство), это творческая деятельность, направленная на создание особого рода явлений – художественных произведений, воздействующих на чувственную сферу человеческой психики, и вызывающих определенные эмоции. Искусство – это искусственный мир, созданный человеком. Искусство начинается тогда, когда человек выражает свое миропонимание и мироощущение в специально созданных чувственных образах и опредмечивает их в соответствующих произведениях. Но как определить искусство с философской точки зрения? В свое время Спиноза утверждал, что всякое определение есть отрицание – т.е. отделение чего-либо от другого, как иного, отличного, выделение его особых черт. Через схожесть определения невозможно. Философский концепт искусства и заключается в выяснении отличимых существенных черт искусства, а также тех потребностей личности и обществ, которые обуславливают именно искусство, а не что-либо иное. Почему искусство это «не» наука, не религия, не мораль и т.п. 1. Искусство – феномен социальный и является ответом на потребность человека самоутвердится и реализовать себя в мире. Именно в искусстве человек может «играть» своими сущностными силами как свободный субъект, может выбирать не только место, время и предмет изображения, но и воплощать в образе собственное представление о каком-либо феномене и оценивать его с точки зрения красоты или безобразия. 2. Искусство появляется в момент обособления эстетической деятельности от утилитарной. Эстетическое освоение действительности (Н.Чернышевский: «деятельность, производящая предметы под преобладающим влиянием эстетического чувства»). 3. Искусство является результатом развития особой способности человека – художественного осмысления мира. Эти «раздумья», связанные с целой гаммой человеческих чувств и переживаний, воплощаются в феноменах искусства, с свою очередь вызывающих эмоциональное восприятие и оценку изображаемого. Это «мысле – чувство». Познает мир (Л. да Винчи:«Живопись – наука и законная дочь природы»), это «мышление в образах». 4. Искусство может хранить в себе и прошлое, и настоящее, и будущее. Воссоздавая эпизоды прошлого, искусство влияет на настоящее и будущее, так как при помощи определенных эмоций и переживаний формирует отношение человека к происходящему и это отношение является «матрицей», через которую воспринимается мир. 5. Любое произведение искусства представляет какие-либо ценности, закрепляет их чувственным образом. Наиболее значительные произведения искусства представляют общечеловеческие проблемы, волнующие людей во все времена и имеющие непреходящее значение. Чернышевский: истинные художественные произведения искусства…всегда имеют содержанием своим что-нибудь интересное вообще для человека, а не для художника». 6. Искусство является формой общественного сознания, зависит от социально-исторических, политических, экономических условий. Искусство отражает реальность и это отражение различно – это может быть критическая оценка существующего, его отрицание, одобрение и поддержка, выражение протеста. Главная цель искусства – не просто отражать жизнь, но и показывать какой она должна быть по человеческим меркам. 7. Искусство существенным образом связано с культурой и той эпохой, в которой оно развивается. Оно «встроено» в общую духовную жизнь общества, взаимодействуя с другими формами общественного сознания (мораль, право, религия, наука, эстетическое сознание, политическое) и идеологией общества. Особенно с теми, которые опираются прежде всего на чувства и веру, и которые регулируют коллективные действия. Отражает нравственно-духовный климат эпохи, ее настроения. Делакруа «Свобода на баррикадах». 8. Искусство является мощным инструментом формирования личности, ее социализации. Может развивать или подавлять человеческое в человеке. Каждая социо-культурная эпоха создает определенный идеальный тип (модель) личности, существенные черты которой представляются в художественных произведениях. Итальянское и Северное Возрождение. 9. Искусство напрямую воздействует на менталитет – те установки личности, которые функционируют на уровне подсознания и формируются культурой. «Ненавязчивое» формирование этих установок через образно-чувственную систему человека – одна из основных задач искусства в культуре. 10. Искусство гетерогенно (разнородно) – в нем одновременно сосуществуют и художественное наследие прошлого, и современные феномены художественной культуры – и в соответствии с художественными традициями, и представляющие собой новаторский, нетрадиционный подход. 11. При этом часто новое искусство не воспринимается современниками, объявляется «лже искусством». Искусство имеет свойство опережать развитие социо-культурных процессов, создавая те образы, ту художественную реальность, которая еще недоступна современникам соответствующего «художественного гения». 12. Искусство является средством межличностной коммуникации, несет информацию в образно-чувственной форме, и предполагает отклик, обратную связь, обратное переживание, чувства и понимание. К.Изхард в работе «Психология эмоций» пишет: «Эмоции в целом лежат в основе социальных связей». К.С. Пигров: «Искусство – это синтезирующий институт социального понимания». Л.С.Выготский: «Искусство – это общественная техника чувств». Влияет на коллективное бессознательное. При помощи искусства эмоции типизируются, а значит типизируется и эмоциональная составляющая социальных отношений. Обеспечивает эмоциональное единство общества. 13. Искусство связано с творчеством – коллективным и личностным, талантами и гениальностью. Чем благоприятнее для самовыражения личности социально-исторические условия, чем больше в них свободы и духовной раскрепощенности – тем богаче искусство творцами и творческими достижениями в отражении и преобразования мира. Искусство – это творчество (Ж.Маритен: «искусство призвано не подражать, а творить». 14. Искусство призвано вызывать различные чувства, а не только прекрасного. Н.В. Гоголь: «Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства». В искусстве может выражаться социальнозначимое через его противоположность, через чувство протеста и отрицание социально-деструктивного («Выбор Софи»). 15. Искусство является одним из носителей исторической памяти, достижений и утрат общества и человека, а также давать надежду на будущее и формировать образ будущего (фантастика). 16. Главная цель искусства – формирование эстетического сознания, оно обращено не только к чувствам, но и к интеллекту, и к знаниям, и к духу в целом. 17. Связано с природой, отражение действительности (Аристотель: «искусство (поэзия) – подражает природе). 18. Искусство всегда предполагает зрителя, определенную аудиторию.
3. Описательно-оценочный характер философии искусства. 4. Культура как контекст развития искусства. 5. Определение понятия искусства. Функции искусства. 6. Художественное и эстетическое, их взаимосвязь. 7. Методология восприятия и анализа художественного произведения. Художественная критика произведений искусства. 8. Искусство в контексте культуры индустриального и постиндустриального общества. 9. Особенности и основные направления искусства модернизма. 10. Формирование постмодернизма в культуре и искусстве, его основные черты. 11. Сравнительный анализ искусства модернизма и постмодернизма. 12. Модернизм и постмодернизм в России. 13. Философские проблемы искусства и его роль в современном мире. Особенности современного искусства. 14. Художественные чувства и эмоции, их взаимосвязь. 15. Основные категории философии искусства.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (688)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |