5.После завоевания территории Казахстана Чингизхан разделил его на улусы, и она вошла в состав трёх объединений. 1улус — сын Джучи Большая часть от Игрыша до Волги, северная часть Семиречья, весь Восточный Дешт-и-Кыпчак до Нижнего Поволжья, Хорезм. 2 улус — сын Шагатай -Южный и Юго-Восточный Казахстан, Восточный Туркестан, северо-Восточная часть Семиречья, Монголия. 3 лус — сын Угедей районы верхнего Иртыша и Тарбагатая. 4 улус — сын Тулуй монгольские земли.
6. Золотая Орда: территории, система государственного и административного управления.
Золотая Орда — государство во главе с потомками Джуги, старшего сына Чингисхана. Образовано около 1224 года как владение в составе Монгольской империи. Политическим центром улуса было Нижнее поволжье.
7. Ак Орда, Могулистан — государства XIV-XVвв. на территории Казахстана , территория, политическая история, общественный строй, хозяйство.
Ак Орда (Белая Орда) — одна их двух частей Золотой Орды — делилась на части: западную — Северное Причерноморье, Крым и восточную — Поволжье, северный Кавказ. Ак Орда населена тюрко-язычными племенами, издавна обитавшими в степях Каз-на.
8.Во главе государства стоял хан из рода Орда — Ежана, которому подчинялись крупная кочевая знать. Такая же адм. система управления была и в государстве Моголистан. Могулистан — гос-во 1346-1706гг. образов. в сер. 14 века на терр. Юго — Востока Каз-на и Киргизии Вост. Туркестана в результате Чогатайского улуса, уйгурское государство.
9. Государство Кочевых Узбеков: территория, политическая история, общественный строй.
Государство Кочевых Узбеков — тюркское государство образовавшееся в результате распада Золотой Орды и усилившихся феодальных усобиц как в самой Золотой Орде, так и в империи Тимуридов в восточной части Дашт-и-Кипчаков на территории Казахстана в 1420-х годах. Оно просуществовало более сорока лет, но сыграло значительную роль в дальнейших судьбах народов Средней Азии и Казахстана. Основателем этого государства был Абул-Хаир хан. В середине 15века государство объединяло под своей властью обширную территорию, в которую входили большая часть современного Казахстана и Юго-Западная Сибирь.
10.
Билет 26
1. Педагог-просветитель казахского народа Ыбрай Алтынсарин.
Ыбрай Алтынсарин (Ибрагим) (1841-1889) – выдающийся просветитель, педагог, фольклорист, этнограф и общественный деятель Казахстана.
Родился в 1841 году в ауле Жанбыршы на территории современной Костанайской области. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда - Балхожи Жанбурчина. С самого детства проявлял сильную тягу к знаниям и самообразованию. В годы учебы в Оренбурге он близко познакомился с ученым-востоковедом В.В. Григорьевым. Он предоставил юноше свою личную библиотеку, где И. Алтынсарин проводил все свое свободное от занятий время.
В 1857 году он окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с золотой медалью. Ибрай свободно владел русским, арабским, татарским и персидским языками.
После окончания школы народный просветитель около трех лет работал писарем у своего деда. За это время он глубоко убедился в насущной необходимости просвещения своего народа. Его жена Айганыс была известна как мудрая и умная женщина. Она создала все условия для научно-педагогической деятельности своего мужа.
Ибрай отмечал, что «школы — это главные пружины образования» казахов. Он мечтал об открытии светских школ для казахских детей.
В 1864 году состоялось торжественное открытие школы с интернатом для казахских детей. В результате агитационной работы на учебу записались 16 мальчиков. Позже численность учащихся школы стала увеличиваться.
В 1879 году И. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. По его инициативе была создана сеть учебных заведений. Также открыл двухклассные русско-киргизские (казахские) училища в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах.
С именем И. Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. Выдающийся просветитель открыл несколько школ для девушек с интернатами (общежитиями).
Написал для учащихся русско-казахских школ два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку».
Он сочинил такие стихотворения как «Лицемерному судье», «Друзьям из молодежи», «Мать».
Своими произведениями он широко пропагандировал образование и науку, осуждал невежество.
В 1869 году И. Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в должности делопроизводителя. Затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и обязанности уездного судьи.
Ы. Алтынсарин не переставал оставаться патриотом своей земли и народа.
Благодарные потомки не забыли своего просветителя. К примеру, его именем названа Казахская национальная академия образования.