Московского городского педагогического университета
Современная российская общественно-политическая ситуация заставляет историков более внимательно отнестись к проблеме патриотизма в целом и, Общеизвестно, что сталинская политика в различных сферах, в том числе, политической, идеологической, вызывала недовольство определенных слоев населения страны. Гитлер неоднократно высказывался в поддержку мусульман Сравнительный анализ источников и историографии демонстрирует, что подобных настроений в других мусульманских анклавах Поволжья не существовало[119]. В связи с этим встает вопрос об истоках и характере патриотизма тюрок-мусульман этих регионов: о том, какие факторы имели решающее значение в том, чтобы поддержать существующий строй, советскую власть или же попытаться противостоять ей? Содержащиеся в различных источниках факты дают основания говорить Особо следует сказать о тех жителях татарских селений, которые пожертвовали своими жизнями ради Победы. До настоящего времени не установлены имена, места гибели многих фронтовиков. Следуя за официальными опубликованными в «Книге памяти» данными, можно обозначить общее количество погибших и пропавших без вести, к примеру, татар-нижегородцев — 6.708 человек[122]; число положивших жизни на алтарь Победы куйбышевских мусульман точно не определено. По приблизительным оценкам, практически каждый десятый житель татарских селений Куйбышевской области отдал свою жизнь Документы свидетельствуют, что жители татарских деревень активно оказывали помощь фронту, как людскими, так и материальными ресурсами. Так, только в период с 1 января 1942 г. по 1 ноября 1943 г. колхозы Краснооктябрьского района Горьковской области отправили на фронт более 30 тонн сельхозпродуктов, 8.500 индивидуальных подарков. Татарское население собирало средства для строительства эскадрильи «Валерий Чкалов»[123]. В татарских селениях Куйбышевской области также прошла волна сборов вещей в пользу фронта: например, ученики школы татарского села Ново-Урайкино в 1942–1943 гг. собрали «в фонд Красной Армии 760 рублей , 30 платков, сшили 25 кисетов»[124]. Многие жители татарских селений области были мобилизованы На собраниях низовых партийных организаций звучали слова доверия, восхищения партией, правительством и Сталиным. Как указывалось в протоколах, колхозники высказывали «единодушную поддержку кандидатур Сталина, Молотова, Жданова»[125]. Полагаем, что нельзя воспринимать заявления татарских Что сыграло решающую роль в распространении подобных настроений? Определенную роль сыграли массовая пропаганда, политико-идеологические усилия партии и государства. Не стоит отказываться от идеи о том, что партийные структуры играли роль организаторов, исполнителей важных производственных мероприятий (мобилизаций и пр.), тыловых заданий по оказанию помощи семьям фронтовиков и т.д. Иное дело, в нашем конкретном случае не стоит преувеличивать важность партийных усилий, придавая ей характер исключительной. Еще один фактор, который сыграл важную роль в налаживании отношений между властью и обществом — изменения в антирелигиозной политике. Общеизвестно, что в силу ряда обстоятельств партия была вынуждена отказаться от резких атеистических выпадов, которые имели место в 1930-х гг. Поднявшаяся волна ходатайств с просьбами об открытии мечетей, привела к тому, что в Куйбышевской и Горьковской области в военные и первые послевоенные годы было открыто 22 мечети (из них 19 в сельской местности Куйбышевской области, три — Даже подобные робкие шаги навстречу исламу часть татарского населения восприняла и расценила как позитивные, что также содействовало укреплению патриотических настроений, росту убежденности в силе и правоте Советского государства и Коммунистической партии. Однако, не стоит оценивать патриотизм татар изучаемых областей как однозначно светско-советский (рожденный колхозным строем и Советской властью). Навряд ли стоит связывать его исключительно с послаблениями в духовной сфере. Для представителей всех поколений татар не существовало проблемы поддержать власть или заявить о ее неприятии в виду того, что государство закрыло мечети, репрессировало мулл. Важным первоистоком патриотизма являлись ценностные ориентации местных татар, закрепленные в традиции, исторической памяти. В отличие от крымцев, кавказцев, казанцев, издревле тяготеющих к Турции как центру исламской цивилизации, местные татары сотни лет ощущали себя частью Российского государства. Подобно тому, как в XVI–XVIII вв. «служилые» татары-мусульмане включались в процесс решения государственных военно-политических задач, так и теперь их потомки, живущие в Советское время, воевали за могущество и величие своей Родины. В трудные годы Ливонской войны, Смуты, Северной войны, Наполеоновских войн и Первой мировой войны десятки тысяч татар-мусульман из этих мест находились в авангарде российских войск. Будучи свободными (лично независимыми) ратниками-воинами на службе у «Белого Царя», они вполне разделяли традиционные религиозные исламские идеи о поддержке любой власти, которая лояльно относится к исламу. Осторожные шаги навстречу религии и верующим также сыграли свою позитивную роль. Вышеуказанные исторические обстоятельства, поддержанные частичными послаблениями в религиозной сфере, поддерживали нацеленность татарского населения изучаемых регионов на патриотическое служение обществу и государству в период Великой Отечественной войны. Фашистские концентрационные лагеря Ю. Ф. Шакурова студентка 4 курса факультета строительства дорог
У современного человека появилось много новых проблем, и прошлое его интересует все меньше и реже. Сегодня осуждаемая всем миром теория нацизма вновь стала популярной среди молодежи разных стран. Чтобы проиллюстрировать опасность фашизма для человечества, я решила показать его ужасы глазами узника времён ВОВ. Эта страшная участь постигла брата моего прадедушки — Хайретдина Фарзутдиновича Фарзутдинова: он побывал в немецком плену, перенес тяжелые испытания, выжил и остался верен нашей Родине. Я провела опрос братьев Хайретдина, его родных и близких; ознакомилась Хайретдин Фарзутдинович — один из шестерых сыновей в семье — родился в 1914 году. Детство и юность прошли в деревне Зирекла Самарской губернии. Семья была большая и дружная. Жизнь в деревне была трудная. Но все, что было до войны, для тех, кто пережил эту страшную трагедию, это время кажется безмятежной молодостью. В Красную Армию Хайретдин был призван 25 июня 1940 года. Службу 22 июня 1941 года полк Хайретдина вместе с остальными частями Красной армии начал борьбу с фашистскими захватчиками. В августе 1942 года в бою под Ростовом Хайретдин со своими товарищами был взят в плен. Хайретдин вспоминает: «Что делать? Пока немцы подходили ближе, я вырыл канавку, туда положил автомат, комсомольский билет и со слезами закопал. Их набралось больше тысячи человек. Пленных солдат повели на запад, Всех пленных немцы разместили в лагере, и каждый день вызывали на построение, пытаясь найти людей еврейской национальности. Найденных загоняли на площадку 2×2, огороженную колючей проволокой, и закрывали их, плотно стоящими к друг другу. Так они стояли целыми сутками без еды и воды и умирали медленной смертью. Остальных кормили плохо. Очередь за баландой двигалась круглосуточно, её за трое суток получали максимум по два раза. Вскоре военнопленных переправили в Мейсен на Эльбе. Им предстояла работа на фарфоровом заводе. Немцы-мастера ознакомили их с операциями и обязанностями, надзиратели же периодически устраивали внезапные проверки. Обед был крайне скудным. Голодные люди день и ночь думали о еде. Им удалось выведать, что между цехами разгружают картошку. Её они запекали, ставя на тележку, ещё теплую после изготовления фарфора. Немки, работавшие с ними, догадывались об этом, но никому не говорили. Человечность — это качество, которое ещё не раз встретит Хайретдин по отношению к себе Апрельской ночью 1943 года Хайретдин с товарищами совершил побег с территории завода, перебравшись через 3-х метровый забор. Передвигались только ночью. Через 10 дней вышли к вокзалу, и им повезло забраться в тронувшийся продуктовый вагон. Но вскоре он остановился, и, чтобы их не поймали, каждый побежал, спасая себя. Опять настало жуткое время: «К горлу подкатывает тяжелый ком, и невольно из глаз льются слезы, но что делать? Где выход?» — делится воспоминаниями Хайретдин. На шестые сутки к вечеру Хайретдин забрался в товарный поезд и в нём попал на территорию завода, где его снова задержали немцы и отправили в камеру. Здесь Хайретдина вновь одолела тоска: «Так закончилась моя недолгая свободная жизнь. Что меня ожидает впереди? Видимо, помучают, поиздеваются Через несколько часов пленников прибавилось. С помощью лезвия ножа, Задача оставалась прежней: добраться до своих. Но через два дня их снова поймали. Его периодически вызывали на допросы, однажды предложили перейти на службу к немцам. Хайретдин отказался. За совершенные побеги его подвергли наказанию: 12 дней по 12 часов он вместе с другими узниками стоял под палящим солнцем без головного убора и воды. Затем их отправили во Францию, а потом в Польшу, где порядки были более жесткими, чем в Мейсене. За любую провинность или просто так могли избить Затем его переправили в сторону Франции. На работу заключенных сопровождали солдаты с автоматами и овчарками. В пути собак отпускали, и они начинали атаковать заключенных. Собак отзывали только тогда, когда жертва была уже не в состоянии сопротивляться и падала без сил. Так, день за днем, месяц за месяцем, в боли, в страданиях, в надежде прошло четыре года. Шел 1945-ый год. Приближение фронта послужило причиной того, что заключенных различных лагерей для военнопленных срочно сняли с работы и отправили в «лагерь смерти» — Бухенвальд. В тот период, когда они прибыли в этот Из воспоминаний Хайретдина: «Над воротами крупными буквами по-немецки написано "Каждому свое". Узники читали эти слова по-немецки, и переводили Подъем в лагере был в 5 утра. Тех, кто вовремя не просыпался, надзиратели стаскивали с нар и выволакивали на площадь, окруженную забором из колючей проволоки, который, как и ворота, находился под током высокого напряжения. Каждому из тысяч узников выдавали жетон, в столовой его обменивали В середине лагеря был крематорий. Его печи сутками, неделями, месяцами, годами работали без остановки. Говорили, что за иные сутки сжигали до полутора тысяч человек. В Бухенвальде Хайретдину не суждено было умереть. Видимо, Бухенвальд До конца войны оставалось совсем немного. Узники знали, что немцы отступают, а Красная Армия ведет боевые действия на территории Германии. В душе теплилась надежда, что, может быть, они доживут до дня освобождения. 29 апреля 1945 года. Наступило утро, но команда «Подьём!» так и не прозвучала. Из лагеря никто не уходил. Да и уйти было невозможно. Во-первых, все были сильно истощенные, а во-вторых, голые. После обеда к концлагерю подошла колонна машин с солдатами. Это были американские войска, которые быстро организовали доставку пищи, но от переедания погибло значительное количество узников. «Как было обидно видеть умирающих людей: ведь они пережили столько мучений - и умереть в день освобождения» - вспоминал Хайретдин. Вскоре американцы доставили им одежду, привезли походные бани. Затем их перевели в основной лагерь — Дахау, где каждый день их посещали американские эмиссары, которые призывали бывших узников к эмиграции После долгих уговоров, обещаний райской жизни их, не поддавшихся, отправили в Австрию, где Хайретдин впервые увидел наших солдат. После этого через Венгрию эшелоном отправился в Румынию в город Яссы, оттуда добрался Далее он прибыл в Одесский пересыльный пункт. Здесь людей начали Из числа бывших красноармейцев, среди которых оказался Хайретдин, Признание Хайретдина героем со стороны государства было подтверждено Надо сказать, что концлагеря, голод, холод и лишения не прошли для него бесследно. Хайретдин приехал больным туберкулезом. Он умер 7 декабря Для целого поколения нашего народа главной целью стала защита Родины. Оно готово было отдать свою жизнь за победу в войне, те, кто не мог участвовать в военных действиях, пытались любыми способами отстоять свободу своей страны. Так, Хайретдин, участвуя в военных действиях, испытал тяготы фашистского плена. Под натиском немцев не предал Родины, а, вернувшись на родную землю, продолжил трудиться на благо Отечества. Начиная свою работу, я планировала проследить путь солдата, заключенного Изучив свидетельства очевидцев — заключенных концлагерей, я еще больше утвердилась в мысли о том, что нет ничего страшнее, чем фашизм. На примере судьбы Хайретдина Фарзутдиновича можно сделать вывод Важно, чтобы все помнили ужасы фашизма и не допустили повторение этой трагической страницы в истории человечества!
К вопросу об истории государственной военной пропаганды А. В. Солнцев
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |