Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приемы работы с учебником на уроке



2018-07-06 4642 Обсуждений (0)
Приемы работы с учебником на уроке 4.80 из 5.00 5 оценок




П.И. Пидкасистый утверждает, что работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует несколько приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

- Конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

- Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

- Тезирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного текста.

- Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

- Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

- Рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

- Составление справки — сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.

- Составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного.

- Составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

- Составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Следует учесть, что большинство из представленных выше примеров не используются в начальных классах. Знакомство с этими приемами осуществляется постепенно.

П.И. Пидкасистый рекомендует работу с учебником по мере необходимости использовать на всех элементах урока. Ниже приводятся примеры заданий, широко распространенных в практике передовых учителей. При комплексном использовании такие задания образуют определенную систему в работе с учебником.

- Учитель составляет систему вопросов, на которые в тексте учебника нужно найти ответ. Для младших классов вопросы подбираются такими, чтобы ответ на них содержался в одном предложении текста. Его и надо выписать. При незначительном усложнении вопросов ответы будут содержаться уже в абзацах. Их можно зачитывать и затем отвечать своими словами. Это наиболее распространенный прием в работе с учебником.

- Пересказ своими словами основной мысли прочитанного абзаца, ее обоснование и доказательство.

- Разделить текст на смысловые части и выделить в них смысловые опорные пункты, которые являются стержнем абзаца или текста. Чем короче и точнее фраза, определяющая смысл абзаца, тем выше уровень развития данного вида навыков.

- Составление различных планов текста, простых, развернутых, устных, письменных. Такие планы могут быть составлены в виде вопросов, цитат, тезисов и т.д.

- Выделение материала, характеризующего какой-либо признак, понятие, положение. Например, найдите в тексте описание признаков плода и т.п.

- Сравнение различных объектов и понятий, составление сравнительных характеристик.

- Работа по обобщению и систематизации знаний.

- Работа с первоисточниками.

- Внеклассное чтение.

Как считает И.П. Подласый, наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством педагога и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний. Подготавливая школьников к работе с книгой, учитель указывает, с каким ранее изученным материалом необходимо сопоставить или объединить новый материал. Если работа ведется на уроке, то весь процесс изучения материала по книге разбивается на отдельные части, выполнение которых контролируется. Прочитав отрывок текста, дети, по указанию учителя, делают остановку и выполняют необходимые действия: понять, запомнить, сравнить, сопоставить и т. д. Работа школьников над текстом учебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке. Объединение материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника — важнейшее условие правильной работы с книгой. При чтении книги у учеников должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация основных положений книги в виде структурно-логической схемы (опорного конспекта).

Большой эффективностью отличаются программированные учебные книги, в которых кроме учебной содержится и управляющая информация. Работая с ними, школьники получают необходимые указания, выполняют предусмотренные действия, а главное — получают немедленное подкрепление правильности выполняемых действий. Для облегчения запоминания педагог будет знакомить детей с правилами заучивания различной информации, постоянно контролировать развитие памяти, помогать ее совершенствовать.

Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти.

К недостаткам метода работы с книгой относятся значительные затраты времени и энергии, поэтому данный метод относится к малоэкономичным. Кроме того, он не учитывает индивидуальных особенностей школьников. Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управления процессом обучения. Поэтому учитель будет выбирать только хорошие книги и обязательно сочетать данный метод с другими методами обучения. Работу с книгой он будет практиковать в своем классе ежедневно.

Итак, работа с книгой будет восстановлена как полноправный и важный метод обучения. То, что ученик прослушал и даже понял, он вскоре забудет, а то, что прочитал и осмыслил, — будет знать.

Структурные компоненты учеб­ника существенно отличаются один от другого. Каждый из них выполняет свою, свойственную лишь ему дидактическую функ­цию, Однако при этом структурные компоненты дополняют друг друга, тесно связаны между собой, что обеспечивает целостность учебника, позволяет рассматривать его как комплексное средство обучения. В практике работы это свойство учебника недооценива­ется. В основном, на уроках проводится работа с текстами, чаще — с преобладанием полного чтения, реже используются иллюстрации.

Вопросы и задания, как правило, применяют для организации практической работы на уроке. Большинство вопросов и заданий предлагается использовать при выполнении домашних заданий. Однообразие приемов работы с учебником снижает интерес к нему и учебному предмету. Вместе с тем в методике обучения естество­знанию разработано много приемов работы с учебником. Их клас­сифицируют в зависимости от компонента учебника.

Г.Н. Аквилева и З.А. Клепинина предлагают разнообразные приемы работы с текстом. Полное чтение текста дает возможность сформировать у школьников целостное пред­ставление об объектах природы, об их взаимосвязях. При выборе приема следует учитывать объем текста и знания детей по данно­му вопросу. Тексты небольшого объема можно читать полностью, не разделяя их на части. Большие статьи, как правило, разделены на логически законченные части. Их можно читать последовательно, по частям или блокам, с последующим обсуждением.

Выборочное чтение — прием, который можно широко применять на уроках. В этом случае необходимо тщательно проработать содер­жание статьи, отобрать фрагменты для чтения, продумать, каким способом выделить их в тексте и ввести в урок. Фрагменты текста можно использовать в качестве иллюстрации и рассказу учителя; для сравнения с результатами наблюдений в природе, что позволяет их уточнить и сделать выводы; для установления причинно-след­ственных связей на основе анализа фактов, с которыми школьни­ки познакомились на уроке или в природе.

Целесообразно использовать и такие приемы работы с текстом, как нахождение ответа на вопросы учебника, описания к конкрет­ной иллюстрации, составление плана статьи, выделение главной мысли, чтение определения и описания понятий.

Многие из названных приемов применяются и при работе с рас­сказами. Но есть и специфика в работе с ним. Она состоит в том, что рассказ — это художественное произведение, работа с ним на­правлена на формирование образа объектов природы, их эмоцио­нальное восприятие. Поэтому рассказ лучше сначала прочитать целиком, чтобы не нарушить впечатления. Потом можно читать его по частям. После прочтения дети отвечают на вопросы учителя, вы­деляют главные авторские мысли, проводят сравнение с тем, что знают по этому вопросу или что наблюдали лично в природе, уточ­няют и конкретизируют свои представления. Дополнительные тексты, в основном, рекомендуются для чтения дома. Их чтение не является обязательным для всех учащихся.

На следующем уроке учитель спрашивает о прочитанном. Дети увлеченно рассказывают о том новом, что узнали. Это вызывает интерес у остальных и побуждает их не только читать тексты учеб­ника, но дополнительно и детские книги о природе.

Возможен и другой подход к использованию дополнительных текстов на уроке. В рекомендациях для учителя А.А. Плешаков пишет о том, что такие тексты полезно использовать в качестве основных, а основные — как дополнительные. Учитель сам определяет, в каком качестве использовать тексты учебника, исходя из их содержания и целей урока.

Вопросы и задания учебника используются для организации наблю­дений, опытов, беседы на разных этапах урока, в проверке знаний, для проработки материала дома. Кроме этого, вопросы и задания при­меняются для организации работы с текстами и иллюстрациями учебника.

Г.Н. Аквилева и З.А. Клепинина рекомендует разнообразные приемы работы и с иллюстрациями. Как уже от­мечалось, иллюстрации в учебниках естествознания выполняют ин­формационную функцию. С целью получения этой информации ис­пользуется прием рассматривания, целенаправленного наблюдения. «Чтение» информации достигается постановкой вопросов, направ­ляющих внимание детей на важные элементы изображения. Кроме того, широко используется при работе с иллюстрациями учебника прием сравнения. Сравнивают изображения на иллюстрациях с тем, что дети наблюдали в природе, или иллюстрации между собой, на­пример: состояние местности в разные времена года. Сравнение по­могает выделить сходства и различия предметов, ландшафтов; уточ­нить их признаки, связи с окружающими предметами природы.

Сравнение иллюстраций и содержания статьи помогает конкре­тизировать текст, сформировать полные и четкие представления о тех объектах, о которых идет речь в учебнике.

Прием составления рассказа, с опорой на иллюстрации учебни­ка, также широко используется в практике работы, особенно часто при проверке знаний. Разнообразие иллюстраций, вопросов и зада­ний делают возможным реализацию индивидуального подхода к учащимся при работе с учебником.

На уроках «Окружающего мира» следует вести работу со всеми компонента­ми учебника, поэтому использовать разнообразные приемы работы, в различных сочетаниях.

В настоящее время в дополнение к учебникам разрабатываются тетради на печатной основе. В комплекте учебник-тетрадь веду­щую роль играет учебник, а тетрадь способствует конкретизации, углублению и расширению знаний, излагаемых в учебнике; форми­рованию практических умений и навыков, приемов самостоятельной работы. Работу с тетрадью на уроке проводят при проверке знаний, закрепление их. Кроме того, работа с тетрадью включается в домашнее задание. Школьники выполняют в тетрадях практические работы, ведут записи наблюдений. Следует отметить еще один немаловажный момент: при работе с тетрадью повышается скорость выполнения заданий. В последние годы идет активный поиск новых форм учебных пособий. Создаются альбомы - задачни­ки, справочные материалы, тетради для проверки знаний, атласы, хрестоматии и т. д. Бесспорно, все эти пособия помогают учителю дать детям более глубокие знания по большинству вопросов программы начальных классов.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что работа с книгой на уроках окружающего мира играет очень важную роль в подготовке учащихся к дальнейшему обучению в средней и старшей школе. Работа с материалами учебника позволяет приобрести навыки общения с другой научной литературой, подготавливает учащихся к самообразовательной деятельности. Без прочных навыков работы с книгой высокой продуктивности обучения достичь нельзя, поэтому задания такого рода просто необходимо включать в образовательный процесс, особенно в начальных классах. Ведь в этот период обучения закладываются основы всех навыков, без которых дальнейшее обучение крайне затруднительно. Правильно организованная работа с учебником является незаменимым дополнением к практическим работам, одновременно являясь их основой, так как без теоретических знаний практическая деятельность невозможна. В своей работе мы будем применять данный метод в соответствии с рекомендациями ведущих зарубежных педагогов и передовых исследователей педагогического процесса нашей страны.

 

 



2018-07-06 4642 Обсуждений (0)
Приемы работы с учебником на уроке 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Приемы работы с учебником на уроке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4642)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)