Приемы работы с учебником на уроке
П.И. Пидкасистый утверждает, что работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует несколько приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них: - Конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. - Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть. - Тезирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного текста. - Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница). - Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла. - Рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном. - Составление справки — сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д. - Составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного. - Составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме. - Составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов. Следует учесть, что большинство из представленных выше примеров не используются в начальных классах. Знакомство с этими приемами осуществляется постепенно. П.И. Пидкасистый рекомендует работу с учебником по мере необходимости использовать на всех элементах урока. Ниже приводятся примеры заданий, широко распространенных в практике передовых учителей. При комплексном использовании такие задания образуют определенную систему в работе с учебником. - Учитель составляет систему вопросов, на которые в тексте учебника нужно найти ответ. Для младших классов вопросы подбираются такими, чтобы ответ на них содержался в одном предложении текста. Его и надо выписать. При незначительном усложнении вопросов ответы будут содержаться уже в абзацах. Их можно зачитывать и затем отвечать своими словами. Это наиболее распространенный прием в работе с учебником. - Пересказ своими словами основной мысли прочитанного абзаца, ее обоснование и доказательство. - Разделить текст на смысловые части и выделить в них смысловые опорные пункты, которые являются стержнем абзаца или текста. Чем короче и точнее фраза, определяющая смысл абзаца, тем выше уровень развития данного вида навыков. - Составление различных планов текста, простых, развернутых, устных, письменных. Такие планы могут быть составлены в виде вопросов, цитат, тезисов и т.д. - Выделение материала, характеризующего какой-либо признак, понятие, положение. Например, найдите в тексте описание признаков плода и т.п. - Сравнение различных объектов и понятий, составление сравнительных характеристик. - Работа по обобщению и систематизации знаний. - Работа с первоисточниками. - Внеклассное чтение. Как считает И.П. Подласый, наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством педагога и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний. Подготавливая школьников к работе с книгой, учитель указывает, с каким ранее изученным материалом необходимо сопоставить или объединить новый материал. Если работа ведется на уроке, то весь процесс изучения материала по книге разбивается на отдельные части, выполнение которых контролируется. Прочитав отрывок текста, дети, по указанию учителя, делают остановку и выполняют необходимые действия: понять, запомнить, сравнить, сопоставить и т. д. Работа школьников над текстом учебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке. Объединение материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника — важнейшее условие правильной работы с книгой. При чтении книги у учеников должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация основных положений книги в виде структурно-логической схемы (опорного конспекта). Большой эффективностью отличаются программированные учебные книги, в которых кроме учебной содержится и управляющая информация. Работая с ними, школьники получают необходимые указания, выполняют предусмотренные действия, а главное — получают немедленное подкрепление правильности выполняемых действий. Для облегчения запоминания педагог будет знакомить детей с правилами заучивания различной информации, постоянно контролировать развитие памяти, помогать ее совершенствовать. Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти. К недостаткам метода работы с книгой относятся значительные затраты времени и энергии, поэтому данный метод относится к малоэкономичным. Кроме того, он не учитывает индивидуальных особенностей школьников. Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управления процессом обучения. Поэтому учитель будет выбирать только хорошие книги и обязательно сочетать данный метод с другими методами обучения. Работу с книгой он будет практиковать в своем классе ежедневно. Итак, работа с книгой будет восстановлена как полноправный и важный метод обучения. То, что ученик прослушал и даже понял, он вскоре забудет, а то, что прочитал и осмыслил, — будет знать. Структурные компоненты учебника существенно отличаются один от другого. Каждый из них выполняет свою, свойственную лишь ему дидактическую функцию, Однако при этом структурные компоненты дополняют друг друга, тесно связаны между собой, что обеспечивает целостность учебника, позволяет рассматривать его как комплексное средство обучения. В практике работы это свойство учебника недооценивается. В основном, на уроках проводится работа с текстами, чаще — с преобладанием полного чтения, реже используются иллюстрации. Вопросы и задания, как правило, применяют для организации практической работы на уроке. Большинство вопросов и заданий предлагается использовать при выполнении домашних заданий. Однообразие приемов работы с учебником снижает интерес к нему и учебному предмету. Вместе с тем в методике обучения естествознанию разработано много приемов работы с учебником. Их классифицируют в зависимости от компонента учебника. Г.Н. Аквилева и З.А. Клепинина предлагают разнообразные приемы работы с текстом. Полное чтение текста дает возможность сформировать у школьников целостное представление об объектах природы, об их взаимосвязях. При выборе приема следует учитывать объем текста и знания детей по данному вопросу. Тексты небольшого объема можно читать полностью, не разделяя их на части. Большие статьи, как правило, разделены на логически законченные части. Их можно читать последовательно, по частям или блокам, с последующим обсуждением. Выборочное чтение — прием, который можно широко применять на уроках. В этом случае необходимо тщательно проработать содержание статьи, отобрать фрагменты для чтения, продумать, каким способом выделить их в тексте и ввести в урок. Фрагменты текста можно использовать в качестве иллюстрации и рассказу учителя; для сравнения с результатами наблюдений в природе, что позволяет их уточнить и сделать выводы; для установления причинно-следственных связей на основе анализа фактов, с которыми школьники познакомились на уроке или в природе. Целесообразно использовать и такие приемы работы с текстом, как нахождение ответа на вопросы учебника, описания к конкретной иллюстрации, составление плана статьи, выделение главной мысли, чтение определения и описания понятий. Многие из названных приемов применяются и при работе с рассказами. Но есть и специфика в работе с ним. Она состоит в том, что рассказ — это художественное произведение, работа с ним направлена на формирование образа объектов природы, их эмоциональное восприятие. Поэтому рассказ лучше сначала прочитать целиком, чтобы не нарушить впечатления. Потом можно читать его по частям. После прочтения дети отвечают на вопросы учителя, выделяют главные авторские мысли, проводят сравнение с тем, что знают по этому вопросу или что наблюдали лично в природе, уточняют и конкретизируют свои представления. Дополнительные тексты, в основном, рекомендуются для чтения дома. Их чтение не является обязательным для всех учащихся. На следующем уроке учитель спрашивает о прочитанном. Дети увлеченно рассказывают о том новом, что узнали. Это вызывает интерес у остальных и побуждает их не только читать тексты учебника, но дополнительно и детские книги о природе. Возможен и другой подход к использованию дополнительных текстов на уроке. В рекомендациях для учителя А.А. Плешаков пишет о том, что такие тексты полезно использовать в качестве основных, а основные — как дополнительные. Учитель сам определяет, в каком качестве использовать тексты учебника, исходя из их содержания и целей урока. Вопросы и задания учебника используются для организации наблюдений, опытов, беседы на разных этапах урока, в проверке знаний, для проработки материала дома. Кроме этого, вопросы и задания применяются для организации работы с текстами и иллюстрациями учебника. Г.Н. Аквилева и З.А. Клепинина рекомендует разнообразные приемы работы и с иллюстрациями. Как уже отмечалось, иллюстрации в учебниках естествознания выполняют информационную функцию. С целью получения этой информации используется прием рассматривания, целенаправленного наблюдения. «Чтение» информации достигается постановкой вопросов, направляющих внимание детей на важные элементы изображения. Кроме того, широко используется при работе с иллюстрациями учебника прием сравнения. Сравнивают изображения на иллюстрациях с тем, что дети наблюдали в природе, или иллюстрации между собой, например: состояние местности в разные времена года. Сравнение помогает выделить сходства и различия предметов, ландшафтов; уточнить их признаки, связи с окружающими предметами природы. Сравнение иллюстраций и содержания статьи помогает конкретизировать текст, сформировать полные и четкие представления о тех объектах, о которых идет речь в учебнике. Прием составления рассказа, с опорой на иллюстрации учебника, также широко используется в практике работы, особенно часто при проверке знаний. Разнообразие иллюстраций, вопросов и заданий делают возможным реализацию индивидуального подхода к учащимся при работе с учебником. На уроках «Окружающего мира» следует вести работу со всеми компонентами учебника, поэтому использовать разнообразные приемы работы, в различных сочетаниях. В настоящее время в дополнение к учебникам разрабатываются тетради на печатной основе. В комплекте учебник-тетрадь ведущую роль играет учебник, а тетрадь способствует конкретизации, углублению и расширению знаний, излагаемых в учебнике; формированию практических умений и навыков, приемов самостоятельной работы. Работу с тетрадью на уроке проводят при проверке знаний, закрепление их. Кроме того, работа с тетрадью включается в домашнее задание. Школьники выполняют в тетрадях практические работы, ведут записи наблюдений. Следует отметить еще один немаловажный момент: при работе с тетрадью повышается скорость выполнения заданий. В последние годы идет активный поиск новых форм учебных пособий. Создаются альбомы - задачники, справочные материалы, тетради для проверки знаний, атласы, хрестоматии и т. д. Бесспорно, все эти пособия помогают учителю дать детям более глубокие знания по большинству вопросов программы начальных классов. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что работа с книгой на уроках окружающего мира играет очень важную роль в подготовке учащихся к дальнейшему обучению в средней и старшей школе. Работа с материалами учебника позволяет приобрести навыки общения с другой научной литературой, подготавливает учащихся к самообразовательной деятельности. Без прочных навыков работы с книгой высокой продуктивности обучения достичь нельзя, поэтому задания такого рода просто необходимо включать в образовательный процесс, особенно в начальных классах. Ведь в этот период обучения закладываются основы всех навыков, без которых дальнейшее обучение крайне затруднительно. Правильно организованная работа с учебником является незаменимым дополнением к практическим работам, одновременно являясь их основой, так как без теоретических знаний практическая деятельность невозможна. В своей работе мы будем применять данный метод в соответствии с рекомендациями ведущих зарубежных педагогов и передовых исследователей педагогического процесса нашей страны.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4642)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |