Заключительные замечания
Как вы уже знаете, я убежден в том, что описанные выше положения относительно содержания теории личности показывают плодотворность комбинирования модели самореализации и актуализационной версии модели согласованности. Но столь же возможно, что кто-то сможет предложить еще более четкую структуру содержательных характеристик, что приведет к разработке совершенно новой теории личности. Я же буду считать, что добился своей цели, если написанная мною книга сделала задачу разработки теории личности более понятной, важной, ощутимой и вдохновляющей. Приложение
Теория Фрейда Ядро личности Тенденция ядра Максимизация удовлетворения инстинктов при одновременной минимизации наказания и вины (так называемый принцип реальности), что представляет собой компромисс, обусловленный неизбежностью конфликта между человеком (чьи инстинкты эгоистичны) и обществом (цель которого – достижение общественного блага). Принцип реальности детерминирует вторичные процессы мышления, отличительными особенностями которых являются формулирование и проверка стратегий максимизации удовлетворения потребностей при минимизации наказания и вины. Характеристики ядра Ид. Состоит из инстинктов, представляющих собой изначальное содержание психики. У всех инстинктов есть источник – биологические (метаболические) нужды организма, и из этого источника они черпают свою энергию. Цель всех инстинктов сводится к редукции напряжения (или удовлетворению), что достигается посредством получения объектов, адекватных источнику и цели инстинкта. Инстинкты функционируют в соответствии с принципом удовольствия или тенденцией максимизировать удовлетворение инстинктов без соотнесения их с внешней реальностью. Принцип удовольствия предполагает вовлечение первичных процессов мышления, где воображаемые объекты обеспечивают воображаемое (следовательно, лишь частичное) удовлетворение и снижение напряжения. Каждый человек обладает инстинктами жизни, смерти и сексуальным, причем последний является особенно важным. Эго. С обретением опыта психика человека становится более дифференцированной; облегчается функционирование в соответствии с принципом реальности посредством вторичных процессов мышления. Основная функция эго – защитная, оно оставляет в сознании лишь те составляющие и формы инстинктов, которые с меньшей вероятностью влекут за собой наказания и вину. Соответствие принципу реальности обеспечивается посредством защитных процессов, которые сами по себе неосознаваемы. Суперэго. Часть психики, дифференцированная от эго, содержит в себе традиционные ценности и табу общества, которые объясняются ребенку родителями. Именно наличие суперэго делает возможным переживание вины – внутреннего отражения наказания. Ценности и табу накладывают ограничения на возможные формы удовлетворения инстинктов. Когда какие-то инстинктивные импульсы приводят к наказанию и вине, в качестве предупреждения возникает тревога; человек начинает демонстрировать защитное поведение в той или иной форме, чтобы избежать тревоги, устранив инстинктивные импульсы из сферы сознания. Поскольку конфликт между ид, с одной стороны, и суперэго или обществом – с другой, неизбежен, все поведение человека защитно. Развитие Стадии психосексуального развития Оральная (первый год жизни): эрогенная зона – рот, основная активность – захватывание (оральная агрессивность) и получение (оральное слияние). Важнейшая область конфликта – кормление. Анальная (второй год жизни): эрогенная зона – анус, основная активность – исторжение (анальная экспульсивность) и удержание (анальная ретенсивность). Важнейшая сфера конфликта – приучение к туалету. Фаллическая (с третьего до пятого года жизни): Эрогенная зона – гениталии, основная активность предполагает гетеросексуальное взаимодействие. Это период актуализации эдипова комплекса, когда ребенок соперничает с родителем того же пола за внимание родителя противоположного пола. Для мальчиков особую важность приобретает комплекс кастрации, для девочек – зависть к пенису. Латентная (с шести лет до достижения пубертата): сексуальные инстинкты дремлют, ребенок овладевает навыками, не имеющими прямой связи с сексуальностью. Генитальная (от достижения пубертата до окончания жизни) характеризуется зрелой сексуальностью, где комбинируется все, чему человек научился на прегенитальных стадиях; эта стадия характеризуется сексуальными контактами и оргазмом. Человек, достигший этой стадии, способен к любви и плодотворной работе. Фиксация Когда конфликт, неизбежно разворачивающийся на каждой фазе развития, выражен минимально, ребенок благополучно переходит к следующей стадии. Если родители интенсифицируют конфликт, чрезмерно ограничивая ребенка или потакая ему, демонстрируя непоследовательность, развитие ребенка затрудняется чрезмерными проявлениями защитного поведения, цель которых – избавление от тревоги посредством избегания конфликта. Эта задержка развития называется фиксацией и свидетельствует о том, что активность соответствующей стадии психосексуального развития остается слишком важной для личности и после достижения пубертата. Периферия личности
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |