Упражнения с предложениями
Синтаксическая работа в системе развития речи Упражнения со словосочетаниями 1. Постановка вопросов к подчиненным словам от главных в предложении. 2. Схематическое изображение связей между словами в предложении: Солнышко отражается
весеннее в озере 3. Объяснение значений встретившихся в текстах словосочетаний. 4. Составление словосочетаний с новыми словами. 5. Усвоение оборотов речи, устойчивых сочетаний. 6. Преобразование, изменение словосочетаний путем замены одного или двух слов. 7. Обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения, предупреждающие подобные ошибки. 8. Составление словосочетаний заданного типа по схеме: прил. + сущ. по картине «Березовая роща» 9. Составить словосочетание, заменив данное сок из моркови – морковный сок 10. Составить словосочетания со словом так, чтобы каждое имело разное значение мотор разговор Завели собаку хозяйство 11. Выбрать фразеологизмы (или распределить на две группы: словосочетания и фразеологизмы) Вешать пальто, вешать нос; на черный день, на осенний день. 12. Продолжи цепочку слов: серый дом – дом слона – слоновая кость – кость мамонта - … Упражнения с предложениями Упражнения с предложениями могут быть разделены на: - аналитические (в которых преобладает анализ готовых предложений); - синтетические (предусматривающие самостоятельное построение предложений); В зависимости от степени самостоятельности и познавательной активности учащихся упражнения с предложениями делятся на три группы: 1) упражнения на основе образца; 2) конструктивные упражнения; 3) творческие упражнения. Упражнения на основе образца предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций, понимание их внутренних связей, их значения, а также их внешних связей в тексте. Среди упражнений этой группы значительное место принадлежит аналитическим, а также наблюдению, слушанию предложений, их чтению. 1. Чтение и запись образцов предложений, отработка интонации и выразительности, выяснение значений и смысловых центров предложения, а в некоторых случаях – запоминание, заучивание предложений. 2. Построение предложений по вопросам учителя. Вопрос служит основой построения предложений – ответа и выполняет роль «образца»: в нем дано не только основное содержание ожидаемого ответа, но и почти все слова ответа, и даже схема синтаксической структуры ответа. Например: Что дети собирали в лесу? Дети собирали в лесу грибы. Необходимо внимательно следить за уровнем развития речи учащихся и вовремя переходить на более сложный вариант вопроса - образца Что дети делали? В дальнейшем вопросы ставятся так, чтобы натолкнуть учащихся на составление предложений, не копирующих вопросы, а вполне самостоятельных: Почему? Как? Зачем? 3. Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре. Образцы желательно брать из художественной литературы. Упражнения на основе образца рассматриваются как первая ступень познавательной самостоятельности и активности учащихся, но и они необходимы в общей системе. Конструктивные упражнениявключают задания на построение и перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей. Школьники учатся строить предложения без образца, в соответствии с практически усвоенными правилами связей, учатся перестраивать предложения, соединять 2-3 простых в одно сложное, заменять элементы предложения и т. д. 1. Восстановление предложений из разрозненных слов или деформированного текста. Учащиеся должны восстановить смысл, содержание предложения, затем расположить слова в нужном порядке и связать их союзами, предлогами, окончаниями. Слова для составления предложений могут быть даны в нужной форме (синем, в, хлещут, море, волны) или в начальной (синее, в, хлестать, море, волна). Деформировать рекомендуется текст, незнакомый детям. 2. Деление текста, записанного без заглавных букв и точек, на предложения. Эти упражнения помогают детям находить границы предложения в собственной речи. 3. Распространение данного простого предложения с помощью вопросов. Например. «Птицы вернулись» - «Какие птицы?» - «Перелетные птицы вернулись». – «Откуда вернулись?» - «Перелетные птицы вернулись из теплых стран». – «Куда вернулись?» - «Перелетные птицы вернулись из теплых стран в своих родные гнезда». 4. Соединение 2-3 простых предложений в одно сложное. 5. Построение предложения заданного типа (изученной конструкции), например, простого распространенного; с однородными подлежащими и т.п. 6. Составление предложений по данной синтаксической схеме: ПС
какая? где ? у кого? Смешная обезьянка сидела на плече у фотографа или подлежащее сказуемое
втор. член втор. член
втор. член
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |