Психологическим практикум
Игра « Семейный совет» Цель игры: научиться нейтрализовать комплекс неполноценности и самоутверждение за счет других. Все участники игры разбиваются на три «семьи». Задание для всех: провести «семейный совет» по проблеме, сформулированной в индивидуальном задании. На «семейном совете» каждый «член семьи» имеет голос вне зависимости от возраста и индивидуальных особенностей и может свободно выражать свое мнение. Председатель «совета» записывает основные идеи, которые обсуждает «семья», решение «совета» и возможные последствия, если решение не будет принято. За ходом «семейного советаэ наблюдают по два представителя «общественности», однако «члены семьи» об этом как бы не знают. Наблюдатели нужны для более полного обсуждения хода и результатов «совета». Задания, полученные каждым из трех «семей» следующие. Первая: «муж» — русский немец, «жена» — русская, трое «детей» (мальчики 17 и 7 лет, девочка 14 лет). В «семье» также - «теща», «брат жены»(шурин), «свекор». «Муж» хочет эмигрировать в Германию, на свою историческую родину, естественно, с семьей. Его «жена» этого не хочет. Голоса «детей» и «родственников», конечно, разделились! Вторая: «семья» врачей, династическая. «Родители» — известные врачи, заслуженные, обеспеченные приносящей приличный доход практикой. Их «сын»., молодой человек, студент 5-го курса столичного медицинского университета, принимает неожиданное решение, ошеломившее родителей, - бросить университет, уехать на периферию, чтобы заняться прибыльным бизнесом. Третья: «дочь» 17 лет хочет выйти замуж за 27-летнего азербайджанца, становящегося на ноги предпринимателя. Выбор «дочери» «родители» не одобряют, зато ее 15-летний «брат» и «бабушка», напротив, считают, что решение «сестры» и «внучки» нормальное, что это ее личное дело. После замужества «дочь» хотела бы вместе с «мужем» первое время пожить у своих родителей. Обсуждение: каждая из «семей» рассказывает в общем кругу о том, по какой «легенде» шел «семейный совет», как он проходил, какое решение в конце концов было принято. Наблюдатели делились своими впечатлениями. Всеми оценивались эффективность «семейного совета», особенности коммуникативного поведения. Игра «Почувствуй другого» Цель игры: научиться понимать психологическое состояние собеседника, вербализировать их. Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает каждому играющему по очереди сделать какое-то движение, которое отражает его внутреннее состояние, а все остальные повторяют движение каждого 3-4 раза, стараясь при этом прочувствовать состояние другого человека. Обсуждение: проводится с помощью ответов на вопросы: —Как Вам кажется, что испытывал тот, кто демонстрировал свое —Удается ли через повторение движения глубже проникнуть в —Что мешает (или, напротив, помогает) этому? Игра «Скрытый мотив» Цель игры: научиться понимать проблему собеседника, открыто им не высказываемую. Игра проходит в парах. Ведущий вручает каждому из них карточку с текстом, состоящим из трех частей. 1. Посвящена общему описанию ситуации, зачитывается до начала 2. Содержит текст, который обладатель карточки будет открыто 3. Излагает истинную причину поведения участника в ситуации, Задача второго участника, принимающего на себя другую роль, указанную в карточке, - понять истинную позицию собеседника. Для достижения этой цели он использует уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника и т.д. В его задачу вовсе не входит решать проблему собеседника, необходимо только понять, в чем дело. В каждой паре состоится два разговора: сначала один из участников будет разбираться в проблеме другого, потом - наоборот. Примеры текстов карточек: 1. Сын (дочь) уговаривает мать (отца) поехать в-санаторий. Мать 2. Мать (отец) отказывается, говоря что семье сына (дочери) будет 3. На самом деле у матери (отца) появился новый знакомый (знакомая), с которым (которой) мать (отец) расставаться сейчас вовсе не желает. 1. Сотрудник приходит к начальнику отдела и говорит, что хочет 2. Он говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше 3. На самом деле он считает, что его работа не оценивается по 1. Заведующий кафедрой написал заявление ректору академии с 2. Он объясняет, что хочет сосредоточиться на написании и 3. На самом деле он не кочет работать с начальником учебного Обсуждение: все по очереди обмениваются результатами беседы -удалось или не удалось понять проблему другого. Насколько использование в беседе приемов активного слушания помогает разобраться в скрываемой партнером проблеме. Игра «Опора» Цель игры: научиться ощущать и осознавать собственные способы психологической поддержки и доверия. Все участники разбиваются на тройки и становятся спинами друг к другу. Держаться друг за друга, поддерживать друг друга не разрешается. Совершенно расслабившись, каждый из тройки игроков опирается на спину других своих партнеров. Два других участника (или каждый из них) могут находиться в этом положении столько, сколько захотят. Обсуждение: проводится посредством ответов на вопросы: - Сложно ли было доверить свой вес партнерам? - Что было проще (приятнее, интереснее): опираться или под %к Игра «Ситечко для чая» Цель игры: научиться выделять е: общении с родителями (детьми) источники своей силы, спокойствия, защищенности, а также проявлять такое внимание, при которой можно нормально воспринимать окружающее и «отфильтровывать» через «чайное ситечко» ненужное или лишнее. Выбрав время, когда никто не мешает, сесть удобно, расслабиться и вообразить себя «ситечком для чая» (оно, как известно, пропускает заварку, удерживая чаинки). Подумать о той семье, в которой приходится сейчас жить (дома, в общежитии или в арендуемом жилье). Эту визуализацию можно проделатьс двух позиций: «Я — ребенок своих родителей» и «Я — родитель моич детей». Тест «Потребности, которые должны удовлетворяться в семье» Существуют эмпирически разработанные списки внутрисемейных потребностей для мужа и для жены. /. Список потребностей для мужа: 1. Гарантированное внимание 2. Секс 3. Семья — «тихая гавань» 4. Комфортные бытовые условия 5. Внешняя привлекательность жены 6. Общие интересы 7. Открытое общение //. Список потребностей для жены: 1. Гарантированное внимание 2. Интимность 3. Надежность 4. Муж как семьянин 5. Внешний статус мужа 6. Общие интересы 7. Открытое общение Первый этап: и муж, и жена берут Список I и по одному бланку для заполнения. Оба бланка маркируются: «Список I» и инициалами заполнявшего. Затем: — муж в графе «Для него» под буквой А ранжирует по 5-батаьной
—он же в графе «Как он думает, как считает она» ранжирует, как —жена в своем бланке заполняет только графу «Как она думает, Второй этап: и муж, и жена берут Список II и по одному бланку для заполнения. Оба бланка маркируются словами «Список II» и инициалами заполнявшего. Затем: —жена в графе «Для нее» пою, буквой А ранжирует по 5-балльной —она же в графе «Как она думает, как считает он» ранжирует, как — муж в своем бланке заполняет только графу «Как он думает, как Обсуждение; проводится при сопоставлении точек зрения на актуальность потребностей по каждому списку и на степень их удовлетворения. Бланк дия заполнения Бланк мужа Бланк жены Л-Важность; Б— Степень А— Важность; Б— Степень удовлетворения удовлетворения (по 5-балльной системе) (по 5-бапльной системе) Для него Как он думает, Для :.icc Как она думает, как считает она как считает он А Б А Б А Б А Б 1.___ 1._________ 1. ______ 1._______ 2.__ 2.______ 2. ______ 2.______ 3.__ 3.______ 3. ______ 3.______ 4.__ 4.______ 4.______ 4.______ 5.___ 5.__________ 5. _______ 5._______ 6.___ 6._______ 6. _______ 6._______ 7.___ 7._______ " 7. _______ 7._______ • Расшифровка потребностей Для мужа: 1. Гарантированное внимание: подпитка чувства мужской значи 2. Секс: удовлетворение. 3. «Тихая гавань»: возможность расслабиться, похучить поддержку, 4. Комфортные бытовые условия: чтобы было чисто, уютно, сыт 5. Внешняя привлекательность жены: ею можно гордиться на лю 6. Общие-интересы: хобби, отдых, выезды, развлечение, спорт, 7. Открытое общение: искренность, потребность знать жену лучше, Для жены: 1. Гарантированное внимание: интерес к ней, разговоры с нею, 2. Интимность: достаточное количество телесного контакта, 3. Надежность: опора, защищенность, поддержка, в том числе, 4. Муж как семьянин: внимание к дому, детям, живет интересами 5. Внешний статус мужа: им можно гордиться, он авторитетен, 6. Общие интересы: совместная деятельность, хождение по гостям, 7. Открытое общение: искренность, потребность знать мужа лучше, тЕМА 18 БОЛЬШАЯ ГРУППА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН /. Методология исследования психологии больших социальных групп 2. Особенности психологии классов. 3. Психологические особенности этнических групп. Ключевые понятия темы: большая группа, психология классов, структура общественной психологии киассов, классовые потребности, классовые интересы, классовые чувства, классовый характер, структура психологии этнической группы. Литература: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1997, "' 2. Кон И. Национальный характер. Миф или реальность? //Иностранная литература. — 1970. — N° 3. 3. Социальная психология классов. — М., 1985.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (341)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |