Рассчитана на 105 часов, реализуется в течение 2016-2017 учебного года.
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и современной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
(3 ч. в неделю, 105 часов в год).
№
урока
| Тема урока
| Виды деятельности
обучающихся.
| Планируемые образовательные
результаты при изучении темы
| Ведущие методы и средства обучения на уроке
|
| Вершины русской литературы первой четверти 19 века, предопределившие развитие словесности на новом этапе
| Конспект лекции
| Выявление уровня литературного развития учащихся, формирование представления об отличительных чертах литературного процесса XIX века.
Повторение и обобщение ранее изученного.
| Лекция учитель
|
| Художественный мир Пушкина. Национальное своеобразие романтизма Пушкина.
| Анализ стихотворений
| Понимать связи литературных произведений данного периода с произведениями последующих периодов развития русской литературы,
понимать ключевые проблемы изученных произведений,
- уметь анализировать литературное произведение,
- выявлять элементы сюжета и композиции произведения, находить в нем изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейного замысла писателя;
- знать и использовать элементы литературоведческой терминологии при анализе художественного произведения;
| Репродуктивный, проблемное изложение материала
Коллективная, индивидуальная
Книга, ИКТ
Метод постановки проблемных вопросов, эвристический
Групповая
|
| Духовная просветленность поздней лирики поэта.
| Анализ стихотворений
|
| «Маленькие трагедии». Изображение в «Маленьких трагедиях» узловых этапов западной цивилизации и их оценка Пушкиным.
|
|
| Культ человеческой индивидуальности ,оборачивающийся разрушительным индивидуализмом.
|
|
| Крах на русской почве замыслов и идеалов европейского героя в повести «Пиковая дама»
|
|
| Религиозно-философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова
| беседа
| Представление учащимся многообразия лирической тематики Лермонтова и её художественного своеобразия
| Лекция учителя
|
| Поэтические находки в лирике Лермонтова (соединение жанровых традиций обличительной сатиры и элегии)
| практикум
| Изучат особенности художественного мира писателя.
Усовершенствуют опыт анализа лирического текста.
|
|
| Наполеоновская тема в творчестве Лермонтова («Два великана», «Воздушный корабль»). Предчувствие трагедии русского нигилизма и безбожия.
| практикум
|
|
| Бесстрашное обнажение кровавой изнанки войны в стихотворении Лермонтова «Валерик»
| практикум
|
|
| Идея воскрешения «мертвых душ» в творчестве Гоголя.
|
| Усовершенствуют опыт составления сравнительной характеристики.
Углубят знания по теме образ «маленького человека».
|
|
| Особенности последней петербургской повести Гоголя «Шинель». Социально и религиозно-философский смысл повести.
|
|
|
| Социально-бытовая проблематика «Шинели» как продолжение пушкинской традиции в освещении темы «маленького человека». Символический смысл образов повести.
| Круглый стол
|
|
| Формирование реалистического направления в европейской литературе 19 века в творчестве О.де Бальзака («Гобсек»), Ч. Диккенса («Жизнь и приключения Оливера Твиста), Г. Де Мопассана («Ожерелье») и других авторов.
| Лекция
| Репродуктивный, проблемное изложение материала
Книга, ИКТ
Коллективная, индивидуальная
|
| Формирование реалистического направления в европейской литературе 19 века в творчестве О.де Бальзака («Гобсек»), Ч. Диккенса («Жизнь и приключения Оливера Твиста), Г. Де Мопассана («Ожерелье») и других авторов.
| Лекция
|
| Становление и эволюция реализма в русской литературе 19 века. Ренессансный характер русского реализма.
| лекция
|
|
| Жизнь и творчество писателя. Драматическая связь художественного мироощущения Гончарова с динамичным временем эпохи 1860-х годов. Особенности его эстетической и общественной позиции
| беседа
| Знать основные особенности творчества и мировоззрения И. А. Гончарова, проблематику и идейное содержание основных произведений писателя, точки зрения критиков на роман «Обломов».
Уметь анализировать роман Гончарова, выявляя его специфические особенности, используя элементы литературоведческой терминологии, излагать устно и письменно свою точку зрения, аргументируя ее.
| Репродуктивный, эвристический, постановка проблемных вопросов
Коллективная, индивидуальная
|
| Роман «Обломов». Две трактовки Обломова и обломовщины в русской критике.
| беседа
|
|
| Полнота и сложность характера Обломова. Гончаров и Гоголь. Обломов и «лишние люди»
|
| Эвристический. Методы технологии развития критического мышления
Групповая, коллективная
|
| «Сон Обломова» как одна из мотивировок его характера. Сказочные и былинные ассоциации в сцене прихода гостей к Обломову.(Обломов и Илья Муромец, Обломов и Иванушка-дурачок)
| практикум
| Репродуктивный, эвристический, постановка проблемных вопросов
Коллективная, индивидуальная
|
| Андрей Штольц как антипод Обломова. Неудавшаяся попытка синтеза немецкой практичности и русской душевной широты.
|
| Эвристический
Коллективная, и
Индивидуальная.
Эвристический, постановка проблемных вопросов
|
| Споры по поводу любви Ольги Ильинской к Обломову в русской критике
|
|
| Семейная жизнь Андрея Штольца и Ольги Ильинской; причина тревог Ольги и бездуховный ответ на них Андрея Штольца. Любовь к Обломову русской женщины Агафьи Матвеевны Пшеницыной
|
|
| Историко – философский смысл романа. Роман «Обломов» в экранизациях
|
|
|
| Жизнь романа Гончарова во времени. На современном этапе развития европейской христианской цивилизации. Актуальный смысл проблематики творчества Гончарова.
| Развитие речи
| Индивидуально - групповая Подготовка к сочинению по роману.
|
| Историческая почва, обусловившая рождение национального драматурга, создателя русского театрального репертуара. Художественный мир Островского – драматурга.
|
| Углубят знания по теме «Жанровые признаки драмы». Узнают основные факты жизни и творчества писателя-
| Проблемное изложение материала.
ИКТ, книга
Коллективная, индивидуальная
|
| Творческая история «Грозы»
|
| Узнают содержание изученного литературногопроизведения; соотнесут художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскроют конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученного литературного произведения; выявят «сквозные» темы и ключевые проблемы; соотнесут произведение с литературным направлением эпохи;
Знать: основные этапы творчества драматурга, лучшие произведения, проблематику и идейное содержание драмы «Гроза»
Уметь: анализировать драматическое произведение с учетом его специфики; дать характеристику персонажам; определить конфликт драмы; сопоставлять точки зрения критиков; излагать устно и письменно свою точку зрения, аргументируя ее
| Проблемное изложение материала.
ИКТ, книга
Коллективная, индивидуальная
|
| Своеобразие жанра русской трагедии: общенациональный масштаб художественного обобщения, образы Волги в пьесе.
|
|
|
| Народные истоки характера Катерины, своеобразие ее религиозного мироощущения.
|
|
|
| Добролюбовская и писаревская Катерина перед судом Катерины Островского. Художественный мир Островского – драматурга в оценке Добролюбова и А.А. Герцена
|
|
|
| Национальное своеобразие поэтики драм Островского
| Развитие речи
| Подготовка к сочинению по драме «Гроза»
|
| Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева. Общественные взгляды писателя
|
| Выявят авторскую позицию;
Аргументированно формулируют свое отношение к прочитанному произведению;
Знать основные особенности творчества Тургенева, его мировоззрения, критические оценки романа «Отцы и дети».
Уметь анализировать роман, сопоставлять героев, излагать устно и письменно свою точку зрения, аргументируя ее.
|
|
| «Записки охотника» как художественное единство и исток русской литературно-худоственной мысли 1860-х годо
|
| Проблемное изложение материала.
ИКТ, книга
Коллективная, индивидуальная
|
| Особенности тургеневского романа. («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне») (обзор)
|
|
|
| Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Трагический характер основного конфликта
|
| Проблемное изложение материала.
ИКТ, книга
Коллективная, индивидуальная
|
| Споры Базарова с Павлом Петровичем, их философский и нравственный результат.
| практикум
| Эвристический, постановка проблемных вопросов
ИКТ
Коллективная, индивидуальная
|
| Базаров и Аркадий
|
| Усовершенствуют опыт составления сравнительной литературной характеристики.
| Проблемное изложение материала.
ИКТ, книга
Коллективная, индивидуальная
|
| Любовь Базарова к Одинцовой. Внутренний конфликт в душе героя, мировоззренческий кризис.
|
|
| Методы технологии развития критического мышления
Групповая, коллективная
|
| Второй круг жизненных странствий Базарова, сопровождаемый разрывами с Павлом Петровичем, Феничкой, Аркадием, Одинцовой.
|
|
| Проблемное изложение материала.
ИКТ, книга
Коллективная, индивидуальная
|
| Базаров под крышей родительского дома. Трагическое разрешение центральной коллизии романа.
|
|
| Методы технологии развития критического мышления
Групповая, коллективная
|
| «Отцы и дети» в русской критике (Антонович, Писарев, Страхов)
|
|
| Круглый стол, Проблемное изложение материала.
|
| Позднее творчество писателя (обзор)
|
|
| Репродуктивный
Книга
Индивидуальная
|
| Подготовка к сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
| Развитие речи
|
| сочинение
|
| Формирование личности Н.А. Некрасова. Начало журнальной и издательской деятельности в кругу писателей «натуральной школы». Талант Некрасова – редактора и журналиста.
|
| Усовершенствуют опыт анализа интерпретации художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализа эпизода(сцены) изученного произведения, объяснят его связь с проблематикой произведения;
Знать особенности творчества Некрасова, специфические черты его поэзии; историю создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», специфику жанра поэмы-эпопеи, ее проблематику и идейное содержание
Уметь анализировать стихи поэта, используя литературоведческие термины
| Частично-поисковый, работа с учебником, составление хронологической ленты биографии и творчества
|
| Поэтический сборник Некрасова 1856 года.
|
| Метод постановки проблемных вопросов
Коллективная
|
| Драматизм восприятия Некрасовым судьбы поэтического искусства в эпоху 1850-1860-х годов. («Поэт и гражданин», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Элегия»).Первый раздел поэтического сборника – народная жизнь в движении и развитии («В дороге», «Школьник», «Влас»).
|
| Метод постановки проблемных вопросов
Коллективная
|
| Своеобразие интимной лирики Некрасова.
| Практикум
| Анализ лирического текста, индивидуальная
|
| Творческая история поэмы-эпопеи Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
|
| Проблемное изложение материала
ИКТ, книга
Коллективная, индивидуальная
|
| Рыхлость композиции как характерный признак эпического повествования.
|
| Проблемное изложение материала, постановка проблемных вопросов
Коллективная, индивидуальная
|
| Семь странников – эпический образ народных правдоискателей. Эволюция их представлений о счастливом человеке и счастье народном.
|
| Усовершенствуют опыт анализа финала произведения.
| Проблемное изложение материала, постановка проблемных вопросов
Коллективная, индивидуальная
|
| Поп и помещик как герои поэтического эпоса. «Пир на весь мир» - финал эпической поэмы. Эволюция хорового народного образа в поэме-эпопее от «Последыша» к «Пиру на весь мир».
|
|
| Проблемное изложение материала, постановка проблемных вопросов
Коллективная, индивидуальная
|
| Новый тип счастливца-жизнеустроителя в образе Гриши Добросклонова. Песни Гриши.
|
|
| Проблемное изложение материала, постановка проблемных вопросов
Коллективная, индивидуальная
|
| «Последние песни» поэта. Некрасов и русская поэзия конца 19-начала 20 века.
| Развитие речи
|
| Подготовка к итоговому сочинению
|
| Мир природы в философской лирике поэта. Поэзия Ф.И.Тютчева в контексте русского литературного развития.
| Практикум
| Усовершенствуют опыт анализа и интерпретации художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализ эпизода(сцены) изученного произведения, его связи с проблематикой произведения;
| Индивидуально-групповая. Анализ поэтического текста.
Проблемное изложение материала, постановка проблемных вопросов
|
| Драматизм любви в поэзии Тютчева и его причины.
|
| Тема трагического одиночества и его преодоления. Тютчев о причинах духовного кризиса современного человека.
|
| Поэтическое открытие русского космоса и возрождение пушкинской гармонии в стихах Тютчева.
|
| Драматизм Личной судьбы Фета. Место в русской поэзии второй половины 19 века.
|
| Усовершенствуют знания жанрового определения лирического стихотворения.
| Постановка проблемных вопросов, эвристический
Коллективная, индивидуальная
|
| Социально-философские и эстетические взгляды Фета в его стихах о назначении поэта и поэзии.
|
|
| Поэзия А.Фета и «диалектика души» Л.Толстого. Своеобразие любовной лирики Фета.
|
|
| Природа в поэзии Фета. Обращение Фета к чувственной, музыкальной стихии человеческой души.
|
| Анализ стихотворения. А.Фета, Ф.Тютчева )по выбору учащихся)
|
| Жизненный путь и своеобразие художественного мироощущения А.Толстого.
|
| Знать основные художественные особенности поэзии А. Толстого, тематику и проблематику его творчества.
| Работа с учебником, репродуктивный, коллективная
|
| Любовная лирика Толстого.
|
|
|
| Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения.
|
| Сравнительно-аналитический, частично-поисковый
|
| Формирование сатирического дарования Салтыкова - Щедрина. «История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества Салтыкова – Щедрина 1860-х годов. Глупов с его обывателями и градоначальниками как город-гротеск – собирательный сатирический образ всей России
|
| Знать основные вехи творческого пути сатирика, тематику и проблематику его произведений.
Уметь анализировать произведение, с учетом его жанровой специфики.
Усовершенствуют опыт анализа финала произведения.
| Коллективная работа. Анализ текста
Работа с учебником, репродуктивный, коллективная,
Сравнительно-аналитический, частично-поисковый
|
| Сатира Салтыкова-Щедрина на любую безбожную власть. Градоначальники города Глупова как земные идолы.
| Практикум
|
| Связь глуповцев и их градоначальников. Сатирическая картина наиболее слабых сторон народного миросозерцания
| Практикум
|
| Угрюм-Бурчеев и его царствие – наканиеглуповцев за их одолопоклоннические грехи. Пророческий смысл финала сатиры.
|
|
| Биография и литературная деятельность Ф.М. Достоевского. Эволюция мировоззрения писателя. Формирование почвеннического миросозерцания.
|
| Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя, особенности его мировоззрения, художественное своеобразие романа «Преступление и Наказание», его философскую и этическую проблематику.
| Индивидуальная, репродуктивный,
|
| «Преступление и наказание». Творческая история романа «Преступление и наказание».
|
| Усовершенствуют умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
| Индивидуальный сообщения, частично-поисковый, репродуктивный
|
| Своеобразие взаимоотношений Раскольникова с его идеей о суверенных правах сильной личности. Богоборческий смысл этой идеи.
| Практикум
| Коллективная работа. Анализ текста
Работа с учебником, репродуктивный, коллективная,
|
| Связь теории Раскольникова с драматическими условиями жизни («на аршине пространства!») униженных и оскорбленных людей петербургских углов.
| Практикум
| Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Сравнительно-аналитический, частично-поисковый
|
| Идея и натура Раскольникова: сознательное и подсознательное в поступках и душевных переживаниях героя.
| Практикум
| Частично-поисковый анализ текста, работа с дополнительной литературой
|
| Раскольников и Порфирий Петрович, Раскольников И Сонечка Мармеладова. Источник духовной силы Сонечки.
| Практикум
| Сравнительная характеристика
|
| Религиозно-философский смысл романа, символический сон Раскольникова на каторге.
|
| Анализ текста, иллюстративный
|
| Полемический подтекст «Преступления и наказания». Пророческий смысл романа.«Преступление и наказание» в русской критике конца 1860-х годов.(Д.И.Писарев, Д.Н.Страхов).
|
| Частично-поисковый, эвристический, коллективно-групповая работа
|
| Отечественное литературоведение о жанровом своеобразии романов Достоевского. Христианский гуманизм Достоевского. Мировое признание творчества писателя.
| Развитие речи
| Подготовка к итоговому сочинению.
|
| Детские, отроческие и юношеские годы писателя. Начало творческого пути. Трилогия Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».
|
| Знать основные этапы жизненного и творческого пути Л. Толстого, эволюцию его мировоззрения, тематику и проблематику творчества; понятия «диалектика души» и «диалектика характера».
Уметь анализировать текст романа Л. Толстого, используя литературоведческие термины, сопоставлять персонажей, анализируя их портрет, речь, характер, определять авторское отношение к ним; анализировать отдельные эпизоды, выявляя их художественные особенности и место в идейном замысле писателя; устно и письменно высказывать собственную точку зрения, аргументируя ее.
| Работа с учебником, репродуктивный
|
| Место «Севастопольских рассказов» на пути к «Войне и миру».
|
| Частично-поисковый
|
| Роман – эпопея «Война и мир». Творческая история «Войны и мира». Эволюция замысла и ее связь с раздумьями Толстого о судьбах России в кризисную эпоху 1860-х годов.
|
| Репродуктивный, коллективная, анализ прозаического текста, аналитический
|
| «Война и мир» как роман – эпопея, жанровое и композиционное своеобразие.
| Практикум
|
|
| Толстовская философия истории. Наполеон и Кутузов, «толпа» и «народ».
| Практикум
| Проблемный, коллективная, индивидуальные сообщения, анализ эпизода
|
| «Война» и «мир» как два универсальных состояния общей жизни людей в художественном мире произведения.
| Практикум
| Проблемный, коллективный
|
| Народный характер войны 1812 года. «Мысль народная» и ее христианский смысл.
|
|
|
| Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе – эпопее.
| Практикум
| Анализ образа героя, частично-поисковый, РКМЧП, сенквейн
|
| Наташа Ростова и Платон Каратаев. «Драматический узел» романа.
|
|
| Роль эпилога в художественном единстве романа – эпопее.
|
| Проблемный, коллективно-индивидуальная, составление сравнительной характеристики(РКМЧП)
|
| Эволюция художественного метода Толстого. Мировое значение Толстого – художника и мировая известность его как религиозного мыслителя.
|
|
|
| Подготовка к сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
| Развитие речи
|
|
| Место Лескова в ряду писателей - классиков второй половины 19 века. Своеобразие общественной позиции Лескова.
|
| Знать основные особенности творчества писателя, своеобразие его общественной позиции, художественные особенности , проблематику повести «Очарованный странник».
Уметь анализировать произведение, используя литературоведческие термины.
| Составление хронологической ленты, работа с книгой, репродуктивный
|
| Повесть-хроника Лескова «Очарованный странник». Судьба очарованного странника Ивана Флягина. Общенациональный смысл его характера.
|
| Углубят опыт характеристики героя, определения рода и жанра произведения;
| Составление характеристики главного героя, проблемный, коллективно-индивидуальная
|
| Флягин как русский национальный характер в процессе его незавершенного становления и развития. Выявление русскостиФлягина в эпизоде татарского плена.
| Практикум
|
| Анализ эпизода повести
|
| Художественная и сердечная одаренность Флягина. Духовная любовь к цыганке Маше. Самоотверженность героя. Особенности языка хроники.
| Практикум
|
| Частично-поисковый, анализ текста, выборочное чтение
|
| Связь мироощущения Чехова с эпохой 1880-х годов. Существенные особенности реализма Чехова. Детские, отроческие и юношеские годы Чехова. Труд самовоспитания. Ранние рассказы Чехова и юмористическая беллетристика 1880-х годов. Своеобразие чеховского юмора.
|
| Знать основные этапы творческого пути А. П. Чехова, эволюцию его творчества; особенности мировоззрения; специфику чеховского юмора; тематику и проблематику изученных произведений; жанровые особенности «лирической драмы» А. П. Чехова, ее влияние на современный европейский театр.
Уметь анализировать рассказы и драму Чехова с учетом родовой и жанровой специфики, используя литературоведческие термины; аргументированно высказывать собственную точку зрения в устной и письменной форме.
| Частично-поисковый репродуктивный, работа с учебником
|
| Перемены в творчестве Чехова второй половины 1880-1890-х годов («Горе», «Тоска»). Духовное прозрение Чехова в сказке «Студент». Проблема вера и сомнения в творчестве позднего Чехова.
| Практикум
| Выявлять авторскую позицию;выразительно читать.Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
| Проблемный, анализ жанрового своеобразия произведения
|
| Нарастание масштабов художественного обобщения в «маленькой трилогии». Учитель провинциальной гимназии Беликов как олицетворение русской государственности с ее ненавистью к живой жизни и страхом перед нею («Человек в футляре»)
| Практикум
| Проблемный, анализ образа главного героя, выборочное чтение, РКМЧП
|
| Процесс омертвения человеческой души от Старцева к Ионычу в повести «Ионыч».
| Практикум
| Выборочное чтение, анализ содержания и формы повети, проблемный, коллективная
|
| Умение Чехова вместить Содержание классического русского романа в пределы краткой, но емкой по своему художественному смыслу повести («Дама с собачкой»).
|
| Проблемное изложение материала, репродуктивный
ИКТ, книга
Коллективная, индивидуальная
|
| Своеобразие драматургии Чехова, ее исторические истоки. Жанровое своеобразие комедии «Вишневый сад».
| Практикум
| Анализ жанрового своеобразия пьесы, проблемный, коллективная, чтение по ролям
|
| Три поколения героев в пьесе: уходящее дворянство, поднимающаяся буржуазия, радикально настроенная молодежь.
| Практикум
| Сравнительный анализ образов героев, проблемный, коллективная, чтение по ролям
|
| Двойственное освещение всех действующих лиц. Средства выражения авторской оценки комедии.
| Лекция с элементами практикума
| Анализ художественного своеобразия пьесы, коллективная, частично-поисковый, выборочное чтение
|
| Особенности центрального конфликта и характер его разрешения. Смысл финала комедии.
| Практикум
| Чтение по ролям, проблемный, анализ текста
|
| Творческое использование открытий А.П.Чехова европейскими драматургами рубежа 19-20 века.(обзор)
|
| Групповая работа, круглый стол,
|
| Творческое использование открытий А.П.Чехова европейскими драматургами рубежа 19-20 века.(обзор).
| Контрольный урок
| индивидуальная
|
| Мировое значение русской литературы 19 века.
| Семинар
| Понимать специфику русской литературы, ее мировое значение
| РКМЧП: Круглый стол
|
- создание оригинальных произведений.