Теоретико-методологические основы современного социокультурного менеджмента.
Менеджмент в социокультурной деятельности - это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей. В социально-культурном менеджменте наряду с типичными для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента финансового, педагогического, психологического, инновационного. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются, в основном, не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров. Особенностями менеджмента в социально-культурной сфере являются: 1. Цели. Если в коммерческом менеджменте основная цель прибыль, то 2. Товары. Обычно это услуги, имеющие социальное (и лишь косвенно - экономическое) значение. Продукт социально-культурной деятельности – социальная услуга – обычно связан с очень узким потребительским сегментом, деятельностью, не приносящей прибыль, а значит – которой не занимаются коммерческие фирмы. Поэтому некоммерческие организации нуждаются в льготах, дотациях, спонсировании. Товар социально-культурной деятельности – узкий ассортимент социальных услуг, причем быстро обновляемых и, что немаловажно, тесно связанных с мотивациями (убеждениями, интересами и т.п.) персонала некоммерческих организаций. 3. Цены. Социальные услуги некоммерческих организаций обычно предоставляются или полностью бесплатно, или ниже рыночной стоимости, 4. Двоякость рынка. Главная специфика социально-культурной сферы и любого нонпрофита – в "расщепленности" их рынков и необходимости установления соответствия и гармонии их частей. 5. Реализация. В некоммерческой деятельности особую роль играет доступ в секторы и места, недоступные коммерческим фирмам, в т.ч. за счет использования в распространении части услуг бесплатной добровольной помощи или поддержки государственных организаций. 6. Продвижение в некоммерческой деятельности специфично, так как тесно связано с реноме идеи и некоммерческой организации, большей зависимостью от государственной политики и давления общественного мнения. Следовательно, в менеджменте некоммерческих организаций более широко используются методы public relations, сотрудничество со СМИ. С другой стороны, широкое применение находят пропаганда услуг и своеобразное стимулирование спроса с помощью специальных акций, презентаций и т.п. Во всяком случае, доля традиционной коммерческой рекламы в некоммерческой деятельности незначительна и часто рекламируются не услуги, а организации. 7. Отсутствие четких показателей итогов работы, что затрудняет контроль и анализ эффективности деятельности и ее результатов. Общие функции менеджмента: 1. Планирование как функция управления. Планирование (определение целей и путей их достижения) предполагает четкую постановку целей и разработку и реализацию плана, обеспечивающего оптимальное достижение целей. Включает в себя: · содержание деятельности; · финансирование и другое обеспечение; · организационная структура; · требования к персоналу; · подбор, расстановка, стимулирование кадров; · система учета, отчетности и контроля. 2. Организация как функция управления. Данная функция менеджмента создает условия для эффективной деятельности сотрудников на основе координации их усилий в процессе осуществления социально-культурной деятельности. Этапы организационной деятельности рассмотрим в логической последовательности их выполнения. 1) Установление целей организации. 2) Выявление и классификация видов деятельности по реализации социально-культурных программ. 3) Группировка этих видов деятельности исходя из максимально эффективного использования ресурсной базы социально-культурной деятельности. 4) Формирование структурных подразделений, определение их целей и закрепление групп видов деятельности. 5) Наделение руководителей подразделений полномочиями, достаточными 6) Вертикальная и горизонтальная взаимоувязка этих подразделений по- 3. Координация в менеджменте. Это процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организационной структуры в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Виды координации: 1) Номинальная – подразделения вносят вклад в общее дело, но непосредственно между собой не связаны (минимальная). 2) Последовательная – работа подразделений, занятых на последующих этапах работы, зависит от работы на предыдущих этапах (более тесная). 3) Обоюдная – вводимые факторы производства одного подразделения становятся результатом работы другого, и наоборот. 4. Мотивация в менеджменте. Процесс, побуждающий человека к деятельности для достижения личных целей и (или) целей организации – есть мотивация. В качестве побуждения человеческого поведения, базирующегося на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов, мотивация требует четкого представления потребностей и вознаграждений. · Потребность – ощущение человеком физиологически и психологически недостатка чего-либо. · Вознаграждение – все, что человек считает ценным для себя. 5. Контроль как функция менеджмента. Проверка выполнения поставленных задач, исходящих из стратегических и тактических целей организации – есть контроль. Контроль – процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели,(цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет /будет), развитие процесса (будет/есть). Сущность контроля раскрывает механизмы: a) сбора, обработки и анализа информации о фактических результатах; b) сравнения фактических и плановых показателей; c) выявления отклонений и выявления причин; d) корректировки; e) разработка стандартной системы отчетности.
Методы, используемые в менеджменте социально-культурной сферы: Планирования. Среди них выделяют три группы: 1) Аналитическое планирование – связано с выявлением тенденций, действовавших в 2) Нормативное планирование - заключается в обосновании плановых заданий с помощью, норм и нормативов. Под нормой понимается показатель расхода ресурсов (финансовых, материальных, трудовых и т. д.) на единицу работы. 3) Планирование организационного обеспечения. Планирование занимает центральное место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование, материальное и прочее обеспечение даются под конкретные планы. Организационно-распорядительные методы. Среди них выделяются три группы: 1) директивные методы (распоряжения, приказы, постановления, указания, консультации, инструкции, советы и другие), которые могут носить обязательный, согласительный или рекомендательный характер; 2) экономические методы (метод коммерческого, хозяйственного расчета, ценовая политика, финансовое планирование, бюджетная деятельность, экономический анализ и т.д.); 3)социально-психологические методы (методы повышения социальной активности, обмен опытом, критика и самокритика, внушение, личный пример руководителя, соблюдение деловой, управленческой и профессиональной этики и т.д.). Главная проблема развития менеджмента в сфере культуры заключается в обеспечении единства его механизмов: чтобы что планировалось, то и учитывалось, контролировалось, и достойно оплачивалось.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1157)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |