Почему является и произведением ораторского искусства?
Содержание «Слова» и его идея. Краткое содержание. Слово о полку Игореве” имеет традиционную для древнерусской литературы композицию (построение): зачин, основная часть, здравица в честь правителей. Игорево войско ночует в степи, а наутро рассеивает передовые отряды половцев, захватывая богатую добычу и полон. Себе Игорь берет только боевые знаки врагов. Еще одна ночевка в степи. “Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец!” А между тем враги собираются огромными силами напасть на полки Игоря. С рассветом началось великое побоище. “Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает...” Храбро бьются русичи. “Куда ты, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, — там лежат поганые головы половецкие...” В лирическом отступлении, которым автор периодически прерывает, повествование, он вспоминает прошлое Руси и родоначальника нынешних князей Ольговичей — Олега Святославича. Описываемая битва длилась два дня, и закончилась полным разгромом русских. И пошел плач по земле от Киева до Чернигова по убитым, а поганые восторжествовали и стали брать дань по белке от двора. “Игорь-князь пересел с золотого седла в рабское”, т.е. попал в плен, будучи раненым в руку. Автор показывает, что поражение Игоря оказалось очень тяжелым для всей Русской земли, т.к. оно уничтожило плоды предыдущего победоносного похода на половцев Святослава Киевского. В ночь гибели полка Игоря Святослав в Киеве видит смутный и тяжелый сон, будто одевают его в черные погребальные одежды, черпают вино синее, черпают пустыми колчанами жемчуг и сыплют ему на грудь, и всю ночь “вороны граяли”. Утром бояре растолковали князю его сон, сообщив о поражении Игоря. И опять возвращается автор к рассуждениям о междоусобицах и международном положении Руси. Святослав произносит “золотое слово”, осуждая Игоря и Всеволода, нарушивших феодальное послушание, что привело к новому нападению половцев на русские земли. Автор страстно призывает князей выступить за землю русскую. В лирическом отступлении он вспоминает первых русских князей, их многочисленные походы на врагов родины и противопоставляет им современное ему несогласие между братьями Рюриком и Давидом в сборах на половцев. Возвращаясь к повествованию об Игоре, автор показывает безмерную скорбь жены князя, Ярославны. Ярославна обращается к силам природы, прося вернуть ей любимого. Как бы в ответ на мольбу ее “бог путь кажет” Игорю из плена в землю Русскую. Воспользовавшись относительной свободой, Игорь бежит от половцев. Сама природа помогает ему, указывая дорогу домой и препятствуя его преследователям — Гзаку и Кончаку. Историческая основа– поход на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира. Нет последовательного рассказа о походе, так как это не летопись, у автора другая цель. Поход для него – повод для раздумья о судьбе Русской земли, для страстного призыва к объединению для защиты Руси. Призыв русских князей к объединению перед лицом общих врагов – основная идея произведения. Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.
Причину неудачного похода Игоря автор видит не в слабости русских воинов, а в междоусобицах князей. Композицию «Слова» называют непоследовательной, мозаичной, потому что автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь, затем в Киев, другие русские города.
Условно можно выделить в «Слове» 4 части:
рассказ о походе Игоря, сон и «Золотое слово» Святослава, плач Ярославны, побег Игоря из плена. «Слово» начинается со вступления, в котором автор определяет свою задачу и манеру изложения событий. Он будет вести рассказ «по былям нашего времени», то есть следуя за действительными событиями. Далее - рассказ о начале похода Игоря, которое сопровождается зловещими знаками: затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц. Такое описание помогает автору выразить своё отношение к происходящему. Сама природа предупреждает Игоря о возможной трагедии. Автор не описывает подробно два боя с половцами, так как создаёт не воинскую повесть. Он прерывает повествование (авторское отступление), вспоминая о других поражениях и о недавней победе киевского князя Святослава, который объединёнными усилиями русских князей победил половцев. Мы видим «вещий сон» Святослава, слышим его «Золотое слово», в котором опять звучит призыв к объединению Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим князьям того времени. Вспоминает он и юную жену Игоря – Ярославну. Он приводит слова её плача по мужу и по погибшим воинам. Ответом на её мольбу становится побег Игоря из плена. Дано сказочное описание его побега. Заканчивается «Слово» возвращением Игоря на родную землю и пением ему славы при въезде в Киев. Жанр «Слова».
Сам автор называет своё произведение то «словом», то «песнью», то «повестью». Д.С. Лихачёв считает, что жанровая природа «Слова» неопределённа. В нём сочетаются черты произведения ораторского искусства, воинской повести и устной народной поэзии. 1. Связь с устной народной поэзией наиболее ярко прослеживается в применяемых в «Слове» плачах и прославлениях – славах. Наиболее яркий пример плача – плач Ярославны. Плач – одна из древнейших форм народной поэзии. В плачах часто используется троекратное обращение к силам природы. И Ярославна обращается к ветру, Днепру и солнцу. Часто встречаются в тексте и славы. «Слово» начинается с упоминания о славах, которые пел Боян. Славой Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Слава звучит в Киеве, её поют девицы на Дунае. Связь с народной поэзией ощущается и в изображении людей. Автор гиперболизируетсвоих героев.Так, например, Всеволод буй-тур прыщет на врагов стрелами, гремит о шлёмы мечами. Он уподобляется былинным богатырям. С народной поэтической традицией связаны яркиесравнения, параллелизмы("Гзак бежит серым волком", "Не буря соколов занесла через поля широкие, галок стада бегут к Дону великому"); символика("4 солнца", "молодые месяцы", "соколы" - князья, "жемчуг" - слезы). Рефрен"О русская земля, уже за шеломянем еси!" усиливает напряженность повествования. Рефрен "За землю Русскую, за раны Игоревы!" в авторском обращении выражает основную идею произведения. Рефрены – это повторяющиеся фразы, которые могут быть разделены строками. Но чаще они вводятся в конце строфы. В творчестве поэтов Серебряного века подобные стилистические приемы встречаются довольно часто. В стихотворении «Зимняя ночь» рефреном выступает двустишие «Свеча горела на столе, свеча горела». И этот повтор в произведении Бориса Пастернака выполняет символическую функцию. Строки принадлежат главному герою романа «Доктор Живаго». Персонаж Пастернака однажды, в холодный февральский вечер, увидел в небольшом окне мягкий нежный свет. Позже он написал стихотворение, где свеча является символом тихого счастья и уединения. С помощью этого символа автор передал чувства, которые он испытал, когда вдруг в чужом окне увидел словно частицу недостижимого для него счастья. Почему является и произведением ораторского искусства? «Слово» посвящено теме защиты родины, оно лирично, исполнено тоски и скорби, гневного возмущения и страстного призыва. Оно эпично и лирично одновременно. Автор постоянно вмешивается в ход событий, о которых рассказывает. Он прерывает самого себя восклицаниями тоски и горя, как бы хочет остановить тревожный ход событий, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей современников к активным действиям против врагов родины. Именно он, „автор“, вносит в „Слово“ и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения. 3. «Слово о полку Игореве» считают первой русской воинской повестью. В нём изображается поход князей Игоря Святославича Новгород-Северского и Всеволода Святославича, из рода Ольговичей, против половцев, состоявшийся в 1185 г. В предыдущем, победоносном походе против половцев, предпринятом Святославом Всеволодовичем и целым рядом русских князей зимой 1184 г., Игорь не смог принять участие из-за погодных условий. Поход Игоря в 1185 г. — своего рода реванш. В "Слове..." широко использована военная терминологическая лексика, как в прямом, так и в переносном значении: "испить шеломом Дону" - победить врага у Дона, "вступить в златое стремя" - выступить в поход, "главу свою приложить" - пасть в бою. Можно сказать, что жанр «Слова о полку Игореве» — воинская повесть. Однако характерное для этого жанра внимание к снаряжению витязей, тактике битвы и последствиям неудачи составляет лишьвнешнюю сюжетную канвупроизведения, но не исчерпывают его содержания.
Образ Русской земли.
Главный герой поэмы – Русская земля. Ей отдаёт автор свою любовь, сыновнюю преданность и верность. Автор «Слова» первым избрал главным героем произведения Русскую землю, отсюда и нашла своё развитие тема родины в русской литературе. Княжеские дружины для него – «русские сыны», «русские полки», которых ждут «жёны русские». Русская земля предстаёт в исторической и природной красоте. Природа родины – живое существо в поэме. Каждый сюжетный ход в поэме сопровождается откликами природы. Она радуется, негодует, ликует, предвещает победу или поражение, никнет от жалости. Она поёт, шепчет, бьёт грозой. Тютчев наследует это авторское понимание мира природы: Не то, что мните вы природа; Не слепок, не бездушный лик,- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Вот природа пытается предупредить храбрых витязей о предстоящем побоище: «кровавые зори свет возвещают», «чёрные тучи с моря идут», «трепещут синие молнии». Дождь, пришедший с Дона, сыплет на войско стрелами. Символичны образы животных, зверей, птиц. После поражения Игоря в бою мы видим Деву Обиду, которая лебедиными крылами расплёскивает синее море. Она символизирует горе, пришедшее на русскую землю. Соколу уподобляется Игорь, бегущий из плена. Сокол символизирует быстроту, силу и благородство. Образ же ветра носит враждебный характер. Ветры веют стрелами на Игоревы полки. Река Донец спасает Игоря, лелеет князя на волнах. Изображая природу, автор часто прибегает к олицетворениям (природа скорбит, когда Игорь терпит поражение). Животные, деревья, травы, цветы, вся природа щедро наделяются автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло, сочувствовать первому и ненавидеть второе, они предупреждают русских о несчастьях, переживают с ними горе и радости.
Однако Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. жители городов и сел - словом, "внуки Даждьбога". Автор ощущает Русь как огромное живое существо. Поэтому, естественно, основным критерием оценки деятельности князей является участие в судьбе Русской земли, русского народа.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (639)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |