Общая характеристика русской философии начала ХХ в.
1922 – философский пароход (Ильин, Бердяев, С.Н.Булгаков и т.д.) Философия в эмиграции Философия в России: марксизм-ленинизм (посмотри, в чем суть вообще) Золотой век русской философии. Соловьев умер в имении Трубецких Е.Трубецкой (философ, ректор МУ) – образ Софии прежде всего философский. София – телесная духовность.Подробно останавливается на логосе: «Понятие Логоса в его истории». (Логос – еще у Гераклита и стоиков, Христос…). Идея в том, что Логос в западной традиции был не понят (перевели как рацио. Рацио – это человеческая, рассудочная способность). См: Эран – Борьба за Логос. Между рацио и Логосом – противоположность. И эту противоположность перенесли на оппозицию Греция-Рим -> Россия-Запад (восточное-западное христианство). Розанов Противопосталвяет иудаизм и христиантво. Ветхий завет – религия жизни, Новый завет – смерти. Христианство – религия, нацеленная на аскетизм, безбрачие -> враг всего светлого, радостного. Ветхий Завет – религия плодородия + главная заповедь – «плодитесь и размножайтесь». Розанов очень много говорит о поле. Бесполая религия не имеет права на существование. Для Розанова пол – метафизическое понятие, в нем - начало бессмертия. Философия имеславия (ономадоксия?). П.А.Флоренский, А.Ф.Лосев, С.Н. Булгаков. Этот интститут – еще в 14 в. Спор о природе фаворского света. Какой природой обладает свет (Христа?). Символ божественного, тварный свет (не имеет отношения к Христу) ИЛИ Свет – есть Бог, энергия Бога. Спор возвращается в 20 в. «На склонах Кавказа» - имя Божие – сам Бог. Это энергия, неразрывно связанная с самим Богом. Спор разгорелся на Афоне, потом в Россиии. Сначала имеславие было осуждено (можешь почитать у Лосева про имеславие). Этот спор – не столько релизиозный, сколько философский. Субъективно-психологическая направленность, это кантианство, которое разрывает сущность явлений (учение, связанное с невозможностью познания Бога -> атеизм) (ЭТО ПРО КОГО? НЕ ИМЕСЛАВОВ???) Имеславие – платонизм, неоплатонизм. Связь имен с вещами. В имени показана суть вещи. Одна из черт русской философии – ее религиозность (были, конечно, атеисты, но энивэй) Номинализм – имя как пустой звук Реализм – глубинная связь между именем и самой вещью Флоренский – общечеловеческие корни номинализма. Связь не только с платонизмом, неоплатонизмом, но и с русской народной традицией, см: магия. Прочитай про это все, я нихрена не поняла Бердяев, Лев Шестов. Пережил 2 войны и революции. См: Самопознание (о переживаниях и чувствах в течение всей жизни). Хайдегер, Камю, Сартр: Бог есть -> свободы нет Бердяев – наоборот. Обоснование человеческой свободы через наличие Бога.
Творчество – антроподицея (посредством творчества человек оправдывает свое существование). Человек отвечает Богу собственным творчеством. Это творчество также происходит из ничего. Сам творческий акт нематериален. Культура – результат творчества. Важны не продукты творчества, а духовные состояния, которые человек вкладывает в творения. Культура как символ Божественного. Бердяев: культура и цивилизация существуют вместе (Шпендлер – культура душа, цивилизация – тело. Бердяев с этим не согласен). Просто иногда что-то побеждает. Но! Цивилизация не имеет никакого отношения к творчеству. См: обычные фабричные стулья – обезличенный, штампованные, не-культура. Любой культурный объект несет на себе личность творца.
Тело – цивилизация, душа - культура Реален только дух. Объективация – гносеологическая (гносеология: субъект-объект) интерпретация падшести мира. Субъект превращается в объект, свобода в необходимость и пр. Создание объективного мира – создание человека. Бог-творец творит мир духовный. Мир объектный творит сам греховный человек. Свобода – небытие, ничто, противоположна необходимости. Свобода нетварная, не создана Богом. Она дотварная. Бердяев обращается к немецким мистикам тому времени: понятие До-основного, До-Божественного, со-вечного Богу. Бог, причастный свободе, реализует возможность добра. Человек, приобщаясь к дотварной свободе, совершает объективацию – реализует элемент зла. Человечество должно вернуться к Богу. Этика искупления. Земная, не преодолевает отделенности человека от Бога. ИЛИ Бердяев связывает Платона и Канта. См: Разделяют бытие на два: божественное и падшее человеческое. Лев Шестов. Проблема грехопадения. Шестов – антирационалист. Полное противопоставление разума и веры, разума и экзистенции. Разум – главный враг человечества. Человек хватается за знание из страха перед ничто (буквально слова Кьеркегора). Страх связан со всемогуществом Бога (для Бога нет ничего невозможного). Знание – попытка уйти от этого всемогущества, стена между человеком и Богом. Прежде всего человек познает необходимость (детерминизм) -> все больше бог лишается свободы (см: деизм – Бог уже не управляет миром, Лейбниц – бог не мог создать никакого мира, кроме этого. Уже в Средние века мысль о том, что бог не может нарушить законы тождества и пр…). Падшее знание приводит к тому, что бога подчиняют необходимости. От необходимости – этика. Этику придумал разум. Этическое отношение к миру антирелигиозно. История Иова этически – наказание за грехи. Но её нельзя понимать этически. Бог испытывает Иова, чтобы проверить его веру. Категория веры не вписывается в моральные категории. Афины и Иерусалим. Интуитивизм. Анри Бергсон (разумом жизнь познать невозможно. Интеллект – естественное непонимание жизни (интеллект не понимает движения, творчества, эволюции). Интуиция -> инстинкт. Теория эволюции. Две линии развития природы. Первая привела к появлению человека (интеллект) Вторая – к появлению членистоногих (инстинкт) Это просто 2 способа постижения жизни. 1 – способ создания искусственных орудий – фабрикация, для отншений с природой. 2 - организация - создание внутри себя органов, которые находят соприкосновение с жизнью. Интуиция – по природе инстинктивна. См: инстинктивно-интуитивное понимание – сопереживание герою (вчувствование – la sympathy), рациональное – логическое. См: оса, посредством вчувствования, что-то там делает. Её этому не учили, но она делает – интуиция. Н.А. Лосский, Как субъект может познать объект – человек – внешний мир? Далее идея: все имманентно всему. Рациональное познание – способ взаимодействия с миром посредством категорий, понятий. Интуиция – непосредственное (!!!) восприятие мира в его подлинниках. Интуиция: Чувственная Интеллектуальная Мистическая С.Л.Франк Х - А (Содержание объекта) и не-А (за пределами нашего познания)7 Мы воспринимает только часть действительности разумом. Интуитивное познание способно охватить предмет полностью. Знание-жизнь – охватывает все полностью Знание-мысль – отделяет А от не-А (ухватывает часть реальности. См: Бергсон – вообще ничего разумом не схватывается). Но все-таки знание-мысль – искаженное, неистинное. Западный интутивизм – проблема, связанная с познанием. в России тоэе познание, но гносеология не отрывается от онтологии (знание не отрывается от бытия – я есмь) Франк – пантеизм – божественное самоабсолютное бытие присутствует в этом мире (в нас тоже -> возможно интуитивное познание). Познание Бога может происходить напрямую (молитивенный экстаз – это уже какая-то мистика), потому что часть этого бытия есть в человеке.
Список первоисточников, по которым надо составить конспекты (II семестр):
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (445)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |