Над омраченным Петроградом
Теория задания № 24 на ЕГЭ Изобразительно-выразительными средствами языка называются приемы, при помощи которых воспроизводится в воображении наглядный облик явления, рассчитанный на чувственно-эмоциональное восприятие. Все изобразительно – выразительные средства языка делятся на: 1. Тропы (переносное значение слова); 2. Фигуры речи. 3. Лексические средства (изобразительные возможности лексики). Звуковые (фонетические) средства. ТРОПЫ Тропы ( греч. tropos – перенос ) – употребление слова не в прямом, а в переносном, иносказательном смысле. Сравнение - сопоставление явлений и понятий с другими явлениями: Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит(Н.А.Некрасов).Радость ползет улиткой(В.В.Маяковский) Эпитет (греч. epitheton – приложение) – художественное определение. Например: Мармеладное настроение (А. Чехов). Отговорила роща золотая// Березовым веселым языком (С. Есенин). а ) эпитеты, выраженные существительными ( матушка-Волга, батюшка-Дон, ветер-бродяга ); б ) эпитеты, выраженные прилагательными ( очи светлые, брови собольи, зелено вино, сыра земля); в ) эпитеты, выраженные наречиями: Ты любишь горестно и трудно, А сердце женское – шутя. ( А.С.Пушкин) Постоянный эпитет- устоявшееся определение предметов , образов в фольклоре: горючие слезы, красно солнышко, добрый молодец ,путь –дороженька, лютый враг
Метафора ( греч.metaphora – перенос) – скрытое сравнение, основанное на завуалированном уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту (потоки света, стальные отблески воды). Часто метафору можно перестроить в сравнение. Разновидности метафоры: а) олицетворение – речевой оборот, в котором слова, обозначающие свойства и признаки явлений одушевленного мира, применяются в описаниях внешне сходных явлений мира неодушевленного. Иными словами, олицетворение – это приписывание неодушевлённым предметам свойств живых существ: Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом (А.С.Пушкин) Терек воет, дик и злобен (М.Ю.Лермонтов); Утешится безмолвная печаль… (А.С.Пушкин) б) развернутая метафора: Но церковь на крутой вершине Видна меж туч еще поныне, И у ворот ее стоят На страже черные граниты, Плащами снежными прикрыты, И на груди их, вместо лат Льды вековечные горят. ( М.Лермонтов)
Метафорический эпитет – сочетание функции эпитета и метафоры: туманная юность, золотые сны, седое утро, железная воля, шелковые ресницы, каменное сердце, железная воля (это устоявшиеся фразы, напоминают фразеологизмы по форме прил. + сущ.) Символ( греч. symbolon – условный знак) – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления: Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А.С.Пушкин)
Здесь солнце – символ разума, счастья и знания. Примером развернутого символа может служить стихотворение М.Лермонтова «Парус». Символ – понятие, более глубокое, чем метафора. Аллегория – вид иносказания; отвлеченная идея, понятие, воплощенное в конкретном образе. Или развернутое уподобление, составные части которого складываются в систему намеков, т.е. обозначение конкретных явлений через признаки этих явлений. Так, богиня правосудия Фемида изображалась с весами и завязанными глазами. Весами мерились человеческие грехи, завязанные глаза аллегорически указывали на беспристрастность и объективность богини-судьи. Отсюда пошли такие выражения, как весы правосудия, слепое правосудие. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями определенных свойств выступают животные, предметы, явления природы. Метонимия (греч. metonomadzo – переименовывать). Это такой прием, при котором замена слов производится не на основе сходства (как в метафоре), а на основе различных видов связи явлений: а ) связь сосуда с его содержимым (выпил два стакана, съел тарелку супа, выкушал бокалов семь); б ) связь материала и вещи, сделанной из него (янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе; есть на золоте); в ) связь действий и обстоятельств с местом, где они происходили ( ликует буйный Рим; это его Ватерлоо); г ) связь вещей с их свойством, назначением или характером ( лукавый кинжал, кровавый урок); д ) связь общих понятий с конкретными ( смелость города берет, окровавленное злодейство); е ) связь явлений душевного порядка с характерными формами их проявления. (Сравните: грустить, тосковать – вздыхать; подвергать себя из-за своей глупости опасности – точить на себя топор, рубить под собой сук). Синекдоха (особый вид метонимии) – (греч. synecdoche – понимание посредством чего-либо) – замена слов на основании количественных отношений, например, названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот (обозначается часть, а целое подразумевается и наоборот). Например: Все флагив гости будут к нам. Мы всё глядим в Наполеоны… (А.С.Пушкин) Перифраз(а)-троп, указывающий на признак(царь зверей –лев; хозяин тайги – тигр, Северная Пальмира, Северная Венеция – Санкт-Петербург, златоглавая столица – Москва. Гипербола – художественное преувеличение какого–нибудь предмета, признака, качества(пир – на весь мир; редкая птица долетит до середины Днепра ( Н.В.Гоголь); целое море мотыльков ( Н.В.Гоголь) Литота– художественное преуменьшение предмета, признака, качества (мальчик с пальчик; мужичок с ноготок, он не блещет умом).
ФИГУРЫ РЕЧИ Фигура речи – форма речи, усиливающая ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям. Параллелизм –фигура речи, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Формы параллелизма: анафора, или единоначатие: Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством М.Ю.Лермонтов; эпифора, или концовка, крайне редка в российском стихе, характерна для восточной поэзии: Я наперсницы, кроме души своей, - не нашел, Бескорыстней, чем сердце свое, - не нашел… И сердечного плена нигде страшней не нашел (Бабур Захиреддин) Градация. Этот прием заключается в том, что повторяется не одно и то же слово, а семантически близкие слова, то есть слова, близкие по значению, которые, постепенно усиливая друг друга, создают один образ, выражающий последовательно нарастающее или затухающее чувство, мысль, а также воссоздают событие или действие: В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться (Н.В.Гоголь); Сгорели в танках мои товарищи До пепла, до золы, дотла. (Слуцкий) Оксиморон (оксюморон) – оборот речи, в котором новое выразительное значение возникает вследствие сочетаний противоположных по смыслу слов (добродушная свирепость, горячий снег, убогая роскошь, живой труп, мертвые души).
Антитеза- речевая фигура контраста, резкое противопоставление предметов, явлений и их свойств: Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный. ( В.В. Маяковский)
Алогизм – объединение в качестве однородных членов разного видового значения, имеющее целью создание комического эффекта: Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом…на дачу (А.П.Чехов). Инверсия – нарушение стандартного порядка слов, обратный порядок слов в предложении: Я памятник себе воздвиг нерукотворный(А.С.Пушкин). Умолчание, или многоточие– форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека; фигура, при которой начатая речь внезапно прерывается: Отец… Мазепа… казнь – с мольбою Здесь, в этом замке мать моя … (А.С.Пушкин)
Риторический вопрос, восклицание, обращение используются тогда, когда на них не требуется реакции того, к кому они обращены: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин) Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н.В.Гоголь). Ряды однородных членов -это группы однородных членов, которые осложняют структуру предложения. Однородными могут быть любые члены предложения, с помощью которых более содержательно и полно передается смысл предложения. Бессоюзие – перечень явлений, действий, событий, когда намеренно опускаются нужные союзы. Таким образом создается эффект быстроты сменяющихся образов, чувств, эмоциональная надрывность, волнение:
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. ( А.С.Пушкин) Многосоюзие (полисиндетон) – специальное введение дополнительных союзов, чтобы придать речи плавность, величавость, иногда – подчеркнуть эпически-спокойную, повествовательную манеру: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… ( А.С.Пушкин) Парцелляция – намеренное нарушение границ предложения. Это была «Волга». Пепельная. С московским номером. (Обычно при парцелляции указывают 2 предложения. Чтобы верно определить этот прием, нужно перечитать предыдущее предложение и последующее). Неполные предложения – предложения, в которых пропущен член предложения, который может быть восстановлен из контекста или из ситуации: Завтра перевезем людей, а потом – оборудование. Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения: Мы сёла – в пепел, грады – в прах,// В мечи – серпы и плуги(В.А. Жуковский). Не требуется контекста или ситуации для понимания смысла предложения. Вопросно – ответная форма изложения – форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопрос.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1022)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |