1. Катя Н. (2 года) после настойчивых просьб родителей направляет взор на названный ими предмет. Однако самостоятельно свое вниманиеудержать на этом предмете не может.
№ п/п
| Алгоритм
| Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
|
| Установление наличия ориентировочного рефлекса
| Ориентировочный рефлекс присутствует
|
| Определение наличия ориентировочно-исследовательской деятельности
| Ориентировочно-исследовательской деятельности нет
|
| Выявление факторов, вызывающих произвольное внимание
| Произвольное внимание (под влиянием родителей)
|
Ответ: 4 этап.
2.Благодаря появлениювозможности самостоятельно передвигаться и приобретению умения не просто манипулировать предметом, а выполнять простейшие действия (например, брать песочек лопаткой), объектами внимания становятся самые различные предметы, используемые ребенком в его деятельности.
№ п/п
| Алгоритм
| Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
|
| Установление наличия ориентировочного рефлекса
| Ориентировочный рефлекс присутствует
|
| Определение наличия ориентировочно-исследовательской деятельности
| Ориентировочно-исследовательская деятельность есть
|
| Выявление факторов, вызывающих произвольное внимание
| Внимание непроизвольно
|
Ответ: 2 этап.
3.Дети обнаруживают иногда интенсивное и устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую они выполняют. Они могут подолгу играть в интересующую их игру, внимательно слушать рассказы взрослых, однако даже в этих случаях их внимание все еще характеризуется значительной отвлекаемостью, если на них начинают действовать другие, интересные для них, предметы.
№ п/п
| Алгоритм
| Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
|
| Установление наличия ориентировочного рефлекса
| Ориентировочный рефлекс присутствует
|
| Определение наличия ориентировочно-исследовательской деятельности
| Ориентировочно-исследовательская деятельность есть
|
| Выявление факторов, вызывающих произвольное внимание
| Внимание на интересующую игру произвольное, на другие интересные предметы - непроизвольное
|
Ответ: 4 этап.
4. В одном эксперименте детям предложили указать на картинке, кто из группы катающихся на катке детей потерял варежку. Многие из детей с этой задачей не справились, так как их внимание все время отвлекалось другими предметами, нарисованными на картинке. Они так и не смогли сосредоточиться на поставленной перед ними задаче и рассмотреть в соответствии с ней руки изображенных на картине детей.
№ п/п
| Алгоритм
| Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
|
| Установление наличия ориентировочного рефлекса
| Ориентировочный рефлекс присутствует
|
| Определение наличия ориентировочно-исследовательской деятельности
| Ориентировочно-исследовательская деятельность есть
|
| Выявление факторов, вызывающих произвольное внимание
| Меньшинство – произвольное внимание, остальные- непроизвольное.
|
Ответ: 4 этап.
5.Ученику то и дело приходится употреблять усилия, чтобы не отвлекаться от работы. К этому побуждают его требования учителя, те задачи, которые перед ним ставятся. Вместе с тем и сам ученик видит, что рассеянная работа приводит к нежелательным результатам, и поэтому заставляет себя быть внимательным.
№ п/п
| Алгоритм
| Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
|
| Установление наличия ориентировочного рефлекса
| Ориентировочный рефлекс присутствует
|
| Определение наличия ориентировочно-исследовательской деятельности
| Ориентировочно-исследовательская деятельность есть
|
| Выявление факторов, вызывающих произвольное внимание
| Внимание произвольно
|
Ответ: 6 этап.
6.Если ребенок чем-либо заинтересовался, он может долго быть внимательным. Его внимание обуславливается, помимо привычки быть внимательным, появлениям интересов познавательного характера. Ему многое хочется выполнить самостоятельно. У него много энергии и активности, многое его интересует.
№ п/п
| Алгоритм
| Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
|
| Установление наличия ориентировочного рефлекса
| Ориентировочный рефлекс отсутствует
|
| Определение наличия ориентировочно-исследовательской деятельности
| Ориентировочно-исследовательская деятельность есть
|
| Выявление факторов, вызывающих произвольное внимание
| Внимание произвольно
|
Ответ: 6 этап.
18. Дополните недостающие в предложении и подходящие по смыслу слова.
А)В объективном смысле "отражать" – значитреагировать.
Б) Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.
В) Мышление в психологической структуре личности относится к психическим познавательным процессам.
19. Заполните схему, воссоздав классификацию суждений:
20. Заполните схему, воссоздав классификацию умозаключений:
21. Заполните пропущенные элементы таблицы относительно классификации различных видов мышления:
МЫШЛЕНИЕ
|
Основание классификации
| Виды мышления
|
По генезису
| наглядно-действенное
|
| наглядно-образное
|
| словесно-логическое
|
| абстрактно-логическое
|
По характеру решаемых задач
| теоретическое
|
| практическое
|
По степени развернутости
| дискурсивное
|
| интуитивное
|
По степени новизны и оригинальности
| репродуктивное
|
| продуктивное
|
По типу познания
| научно-теоретическое
|
| рассудочно-эмпирическое
|
По средствам мышления
| вербальное
|
| наглядное
|
По функциям
| творческое
|
| критическое
|
По степени рефлексии
| интуитивное
|
| аналитическое
|
Установите соответствие между видом мышления (графа 1) и его определением (графа 3), поставив в графах соответствие, выразив его цифрами (например, 2:5- второму виду мышления соответствует пятое определение).
Виды мышления
| Соответствие
| Определение вида мышления
|
1.
Теоретическое мышление
|
1-4
| 1. мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира
|
2. Практическое мышление
|
2-11
| 2. мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников
|
3. Дискурсивное мышление
| 3-8
| 3. мышление, направленное на выявление недостатков в суждениях других людей
|
4. Интуитивное мышление
|
4-1
| 4. мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов
|
5. Репродуктивное мышление
| 5-5
| 5. мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений
|
6. Продуктивное мышление
|
6-9
| 6. мышление на основе образов и представлений предметов
|
7. Эмпирическое мышление
|
7-7
| 7. мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений
|
8. Критическое мышление
|
8-3
| 8. мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия
|
9. Творческое мышление
|
9-6
| 9. мышление, связанное с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей
|
10. Наглядное мышление
|
10-2
| 10. мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами
|
11. Вербальное мышление
|
11-10
| 11. мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач
|
Установите соответствие между качеством мышления (графа 1) и его определением (графа 3), поставив в графах соответствие, выразив его цифрами (например, 2:5- второму качеству мышления соответствует пятое определение).
Качество мышления
| Соответствие
| Определение качества мышления
|
1. Быстрота мышления
|
1-11
| 1. минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения
|
2. Самостоятельность мышления
|
2-8
| 2. умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики
|
3. Гибкость мышления
| 3-5
| 3. качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности
|
4. Инертность мышления
|
4-12
| 4. умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса
|
5. Темп развития мыслительных процессов
|
5-1
| 5. способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношении, умение изменить намеченный путь решения задачи
|
6. Экономичность мышления
| 6-10
| 6. качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений
|
7. Глубина мышления
| 7-9
| 7. качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощьюкоторых этот результат был найден
|
8. Последователь-
ность мышления
|
8-4
| 8. умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами
|
9. Критичность мышления
|
9-6
| 9. умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия
|
10. Устойчивость мышления
| 10-3
| 10. число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность
|
11. Широта ума
| 11-2
| 11. скорость протекания мыслительных процессов
|
12. Осознанность мышления
|
12-7
| 12. качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой
|
24. В представленной таблице заштрихуйте те понятия, которые характеризуют патологии мышления:
Паранойя
| Афазия
| Клаустрофобия
|
Дебильность
| Невроз
| Имбецильность
|
Шизофрения
| Деменция
| Тугодумство
|