Исходный пункт познания, или Движущая сила и цель
Критерий истины
основа познания
познания
Тема 17 Искусство
|
|
| Это одна из форм общественного сознания и
специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира
| Это высокий уровень мастерства в любой
сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство её продукта
|
| |
Искусство
Узкое значение Широкое значение
Функ
Повествовательная, познавательно-
эвристическая
| ции искусства
Это знание и просвещение
|
|
| Концептуально-рефлекторная
| Это философско-эстетический и художественно-
эстетический анализ и диагноз состояния мира
|
|
|
|
| Интеллектуально-нравственная
| Это фактор развития личности, её ценностно-
смысловых ориентиров
| Эстетическая
| Это развитие способностей художественного
восприятие и творчества
|
|
| Психологическое воздействие на
подсознание человека
| Это воображение, внушение, гипноз
|
| |
Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоение деятельности.
Информационно-коммуникативная Это общение, обобщение, сообщение
Тема 19 Основа философии
Философия(с греч. любовь к мудрости) – это наука о наиболее общих законах развития
природы, общества и мышления.
Философия как наука зародилась в Древней Греции, этому способствовало: Личная свобода граждан;
Свобода от физического труда; Свобода от власти аристократии.
Основной вопрос философии: отношение сознания к материи, духа к природе,
мышление к бытию.
Материальные явление– явления, существующие независимо от человека.
Бытие– это философское понятие, которое употребляют для обозначения природы,
материи, внешнего мира, в отличие от сознания и мышления.
Идеальное, духовное– это то, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности (мысли, чувства).
Тема 21 Наука и НТР
Признаки науки
| Предмет изучения
| Системность знаний
| Специфические методы познания, связанные с
сущностью предмета изучения
|
| |
Функции современной науки
| Культурно-мировоззренческая
| Определяет мировоззрение, которое
превращает в составную часть культуры
| Непосредственная производительная сила
общества
| Наука – это мощный катализатор процесса
непрерывного совершенствования производства
| Начинает выступать в качестве социальной
силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом
| Данные науки используются для разработки
социально-экономических программ
|
| |
Наука – одна из форм духовной культуры.
Прогностическая, футурологическая Это предвосхищение, предсказание
Общественно-преобразующая Это духовно-практическая деятельность
Классификация наук:
Название направления
| Учёные-философы
| Что
первично
| Основной вопрос
философии: Познаваем ли мир?
| Материализм– это учение,
рассматривающее мир как материальное целое, видящее основу всего в материи
| Фалес, Гераклит,
Демокрит, Эпикур, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д. Локк, Д. Дидро, Л. Фейербах, К. Маркс
| Материя,
природа
| Мир познаваем
| Идеализм– это учение,
рассматривающее, что сознание, мышление,
психическое, духовное первично и лежит в основе сущего
| Д. Беркли, Д. Юм, И.
Фихте, Ф. Ницше
| Дух,
идея, сознание
| Нет, мир не
познаваем
| Объективный
| Платон, Ф. Аквинский,
Г. Лейбниц, Г. Гегель, Ф. Шеллинг
| Да, мир познаваем
через познание абсолютной идеи, мирового разума
|
| |
Точные науки
| Технические науки
| Естественные науки
| Гуманитарные науки
| Это науки о числах и
количественных отношениях
| Это науки о технике и
механизмах
| Это науки о
природе
| Это науки об
обществе
| Математика,
информатика
| Техника,
металловеденье,
физика
| Химия, биология,
география,
экология, генетика
| История,
политология,
эстетика, этика, экономика, социология
|
| |
Гедонистическая Это наслаждение
Пространственные (что видим)
|
|
| Архитектура;
Скульптура;
Живопись, графика; Фотографии;
| Устное творчество;
Музыка
| Литература;
Театр;
Кино; Цирк;
|
|
| |
В отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образцах.