Характерные особенности и принципы стратегического управления.
Особенности стратегии развития заключается в том, что она осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач: · разработка стратегических целей компании; · оценка ее возможностей и ресурсов; · анализ тенденций в области маркетинговой деятельности; · оценка альтернативных путей деятельности; · определение стратегии на перспективу; · подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов; · оценка деятельности фирмы деятельности на основе определенных критериев с учетом целей и планов. Исходя из необходимости решения вышеперечисленных задач, в процессе разработки стратегии фирмы потенциал, свои возможности и ресурсы оцениваются для достижения общих целей; анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы: коммерческих, технологических, социальных; анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на адаптацию к изменившимся условиям и возникла ситуациям; оценка альтернативных направлений деятельности фирмы и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей; принятие решений принимается за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития фирмы. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии, стратегического мышления формируется путем обсуждения и согласования с руководством линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом; рекомендация новых стратегий развития, создание новых видов продукции, совершенствование продукции, которая уже производится, формулирование проектов целей и подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и контроль над их реализацией. Принятие и проведение своевременных решений в связи с возникновением неожиданных ситуаций (меры правительства, действия иностранных конкурентов, результаты научно-технических достижений) требуют применения в управлении системы так называемого ранжирования стратегических задач. Эта система обеспечивает следующее: · проведение постоянного мониторинга и анализа внешних факторов: рыночных, научно-технических, общеэкономических, социальных, политических; · доведение результатов анализа и их оценки до высшего руководства фирмы, которое занимает задач по степени принятия решений и очередности использования: · самые срочные и важные, требующие немедленного рассмотрения; 1. важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в течение следующего периода планирования 2. важные, но не срочные задачи, требующие постоянного контроля; 3. задачи, которые не заслуживают внимания и не требуют по ним решений. Непосредственные задачи немедленно передаются проектным группам для принятия по ним решений, а также производственным подразделениям, соответствующим оперативно действующим подразделениям. Работа по ранжированию задач и выделению среди них наивысшего приоритета осуществляется руководством компании постоянно, а также последующим контролем за их выполнением. Стратегическое управление основывается на стратегических целях компании, а именно не на текущей, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, не на имеющемся, а на научном, производственном, маркетинговом потенциале создаваемой фирмы, под которую выделяются ресурсы. Стратегический менеджмент предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции в будущем, в зависимости от приоритета целей. Следовательно, различные типы стратегий, на которых фирма может сосредоточиться. Их можно классифицировать следующим образом: · Стратегия продукт-рынок направлена на определение: видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов повышения уровня конкурентоспособности продукции. · Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий для увеличения объема продаж; распределение средств, выделенных на маркетинговую деятельность между выбранными рынками. · Конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках. · Менеджмент стратегия — это совокупность отраслей предполагает, что высшее руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов деятельности и продукции за счет новых отраслей и прекращения тех, которые не согласуются с целями фирмы и ее ориентирами. · Инновационной стратегии (инновационная политика) предполагает интеграцию целей технической политики и инвестиционной политики и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Она предусматривает выбор определенных объектов исследований, с помощью которых фирмы стремятся содействовать в первую очередь систематическим поискам новых технологических возможностей. · Инвестиционная стратегия предполагает определение относительного уровня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска отдельных видов продукции и деятельности фирмы в целом; определение конкурентных позиций фирмы по отношению к соперникам; выяснение возможностей фирмы на основе результатов планирования и выполнения планов путем организации оперативно-хозяйственной деятельности. · Стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения стабильных темпов развития и функционирования фирмы как в целом, так и ее филиалов, и дочерних компаний. Стратегию развития филиалов и дочерних компаний по следующим ключевым направлениям определяет материнская компания: разработка новых видов продукции, расширение вертикальной интеграции, повышение конкурентоспособности компании; увеличение экспорта; создание смешанных предприятий за рубежом; расширение зарубежных капиталовложений. · Стратегия поглощения предполагает приобретение акций других компаний, характеризующихся быстрым ростом и научно-техническими достижениями, с целью повышения эффективности деятельности фирмы путем проникновения в новые отрасли хозяйства, транснационализации капитала. · Стратегия иностранных инвестиций направлена на создание за рубежом собственных производств по сборке и освоению сырья. · Стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности предполагает разработку мер, которые могли бы обеспечить целесообразность развития такой деятельности, снизить возможные риски и оценить выгоды минимальным. Стратегия экспорта обеспечивает ориентацию производства на удовлетворение потребностей иностранных потребителей и чаще всего используется крупными компаниями, производящими сложное оборудование и суда на основе заказов, а также средними и малыми фирмами, производящими новейшую мелкосерийную продукцию (часы, фотоаппараты, бытовые электроприборы) и реализующими ее на тех рынках, где транспортные расходы невелики, а риск иностранных инвестиций высок. · Стратегия внешнеэкономической экспансии предполагает по всем видам деятельности создание зарубежного производства, экспорт товаров и услуг в третьи страны, и иностранных лицензирования. Выбор стратегии на основе сравнения перспектив развития фирмы в различных видах деятельности, установление приоритетов и распределение ресурсов между различными видами деятельности для обеспечения будущего успеха. Существует несколько методов оценки состояния предприятия. Одним из наиболее распространенных и признанных методов является SWOT - анализ (от SWOT - в начальных буквах английских слов: сила, слабость, возможности, угрозы) и PEST-анализ (от PEST-по начальным буквам английских слов: политические, экономические, социальные и технологические факторы. Мы рассмотрим методику проведения анализа внешней среды на основе SWOT-анализа, как более известного. SWOT-анализ, как инструмент оценки среды функционирования предприятия, состоит из двух частей. Его первая часть направлена на изучение внешних возможностей (положительные моменты) и угроз (отрицательные моменты), которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем. Здесь определяются стратегические альтернативы. Вторая часть связана с исследованием сильных и слабых сторон предприятия. Здесь оценивается потенциал предприятия. Другими словами, SWOT-анализ позволяет всесторонне изучить внешнее и внутреннее состояние субъекта хозяйствования. Сильные стороны характеризуются такими показателями, как: · явное проявление знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в данной области; · источники финансирования утверждения; · возможность соревноваться; · правильное понимание потребностей клиентов; · четко, детально и грамотно разработанная стратегия развития; · преимущество в ценах на предлагаемые товары и услуги; · уровень обеспечивать прогрессивную, совершенную, новаторскую технологию; · степень применения исследований и разработок. Среди слабых мест можно выделить: · высокий уровень цен на товары и услуги; · отсутствие возможности конкурировать с аналогичными предприятиями; · использование устаревших технологий; · отсутствие информации о клиентах и их потребностях; · трудности с получением финансовых ресурсов, их недоступность; · отсутствие четко разработанной стратегии развития; · неэффективная система управления; · слабые позиции участия в исследованиях и разработках; · ненадежная сеть распределения. Возможности включают: · Обслуживание дополнительной группы потребителей; · доверие и хорошее отношение клиентов; · наличие новых финансовых ресурсов; · увеличение спроса клиентов; · формирование новых сегментов рынка; · повышение качества товаров; · расширение спектра услуг; · благоприятное экономическое, политическое и социальное положение; · снижение уровня ограничений на свободный обмен товарами и услугами. Угрозы определяются по показателям: · изменение предпочтений и потребностей клиентов; · изменение демографической ситуации; · рост продаж товаров-заменителей с низким уровнем цен; · увеличение количества аналогичных предприятий; · увеличивать конкуренцию; · законодательное регулирование цен. SWOT-анализ может быть направлен на исследование не только предприятий, но и других социально-экономических объектов: отраслей экономики, населенных пунктов, государственно-общественных учреждений, политических организаций, некоммерческих фирм, а также отдельных специалистов. Данный метод эффективен при первоначальной оценке текущего состояния, но не может заменить разработку стратегии и анализ динамики развития. Этот элемент стратегического анализа имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества включают: · пригодность для различных целей, возможность применения в самых разнообразных отраслях экономики и сферах управления (анализ может быть направлен к специалисту, организации, города, региона, страны и т. д.); · возможность свободного выбора исследуемых элементов исходя из заявленной цели;
Глава 2. Анализ системы стратегического планирования на предприятии (на примере АО «ЧиркейГЭСстрой»)
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (393)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |