Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анатомо-физиологические особенности организма футболистов возраста 12-14 лет



2018-07-06 1623 Обсуждений (0)
Анатомо-физиологические особенности организма футболистов возраста 12-14 лет 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из нужных условий результативности физического воспитания и спортивного совершенствования подрастающего поколения является учёт индивидуальных, возрастных и анатомо-физиологических особенностей юных спортсменов.

Возраст подростков 12-14 лет можно охарактеризовать бурным формированием физических способностей и является весьма благоприятным для целенаправленного занятия разнообразными видами спорта. В этом возрасте совершается сильный рост и дифференциация тканей и органов. В связи с усиленным ростом верхних и нижних конечностей существенно изменяются пропорции тела, существенно повышаются размеры грудной клетки [17].

В подростковом возрасте продолжается развитие позвоночника, происходит интенсивный рост всех отделов позвоночника. Изгибы позвоночника в основном уже к этому времени сформированы, но, окостенение до конца ещё не закончилось, а это в свою очередь формирует опасность появления сколиозов и нарушений осанки в возрасте 12-14 лет.

Двигательная функция в возрасте 12-14 лет достигает значительного уровня развития в связи с тем, что опорно-двигательный аппарат, центральная нервная система, двигательный и вестибулярный анализаторы также завершают своё развитие. Имеется сильный рост темпа движений, стремительно формируется способность к запоминанию движений. Костная ткань эластична и легко подвергается деформации. Развитие скелета происходит в некой последовательности. К 9-11 годам завершается окостенение фаланг пальцев рук, к 12-13 - запястья. Стремительный рост длины трубчатых костей (плечевая, локтевая, лучевая, бедренная, малоберцовая, большеберцовая) происходит, примерно до 16 лет. В среднем школьном возрасте еще продолжается окостенение многих частей скелета, позвоночник весьма подвижен, при неблагоприятных условиях могут возникнуть нарушения [ 6].

Развитие костной ткани тесно взаимосвязано с развитием мышечной ткани. Мышцы по величине и структуре значительно отличаются от мышц взрослого человека. С возрастом растёт масса мышц и изменяется их структура. Все эти процессы происходят неравномерно: мышечная масса в течение первых 12 лет увеличивается примерно на 10%, а в следующие 3 года, во время полового созревания приблизительно на 12%. При этом мышцы развиваются гетерохронно, наиболее высоки темпы увеличения мышцы ног, наименее высоки темпы роста мышц рук. Темпы роста мышц разгибателей опережают развитие мышц сгибателей. Весьма быстро растёт вес тех мышц, которые наиболее раньше начали функционировать и являются более нагруженными в процессе естественного развития и тренировки. Большинство мышц уже укреплено всеми видами соединительно-тканных структур. Изменяются свойства скелетных мышц: понижается количество воды, мышцы делаются плотнее, в них растет содержание белковых веществ. Примерно с 11 лет замечается интенсивный рост мышц в толщину за счёт формирования массивных мышечных волокон, растёт общая масса мышц по отношению к массе тела, продолжает расти мышечная сила [9]. Относительные уровни силы конкретных групп мышц (в расчёте на 1 кг веса) близки к показателям взрослого человека. В связи с этим у подростков можно широко применять упражнения для развития силы. В возрасте12 лет юные футболисты должны уметь управлять собственным весом в прыжке, падать на пружинящие руки, использовать силу в момент единоборства [17]. В12-ти летнем возрасте существенно развита пространственная ориентировка, точность прыжков на заданную высоту, различие амплитуды движений.

В возрасте 10-14 лет растёт выносливость к динамическим и статическим усилиям, происходит рост мышечной работоспособности. Некоторые двигательные качества, такие как быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве, чувство темпа движений, прыгучесть, время двигательной реакции достигают уровня близкого к показателям взрослого [7]. Формирование нервного аппарата мышц и интенсивный рост мышечных волокон приводят к росту мышечной силы и выносливости, и делают возможным более длительное выполнение тонких дифференцированных движений.

В возрасте 12 лет происходит функциональное созревание двигательного анализатора, которое далее к 14 годам доходит до более высокого уровня. Подростками приобретается способность распределять нагрузку на различные группы мышц. Моторика подростка отличается разнообразием, одновременно с этим пропадает грациозность движений, возникает угловатость, замедленный характер моторных функций часто меняется взрывным характером. Систематическая тренировка увеличивает способность к анализу пространственной точности движений. Подростки 12 лет способны совершать сложные по координации движения. Достигают высокого уровня совершенства некоторые показатели пространственной ориентировки: амплитуда движений, точность прыжков на заданную высоту и т.п., но недостаточный уровень психомоторных функций ещё не дозволяет добиваться высокого уровня быстроты и точности движений.

Существенные изменения происходят в ЦНС. Присущая этому возрасту неуравновешенность нервных процессов, сниженный порог возбудимости нервной системы отражаются на состоянии регуляторных механизмов системе кровообращения. Это можно разъяснить своеобразием функций кровообращения у подростков. Анатомическое строение кровеносных сосудов к 13 годам становится таким же, как у взрослого человека. Развитие и формирование структурных элементов миокарда аналогично, в большинстве случаев, заканчивается к 13 годам. К этому времени в сердечной мышце устанавливается магистральный тип кровообращения, идет усиленный рост венечных артерий [12]. У некоторых подростков отмечается преходящая дисгармония в формировании различных элементов микроструктуры сердца, когда проводящая система уже сформировалась, а мышечная ткань сердца находится ещё в процессе роста. Подобное несоответствие в дифференцировке нервной и мышечной тканей, и кроме того лабильность вегетативно-эндокринных реакций могут являться источником цепи нарушений функций сердечнососудистой системы (например, нарушение сердечного ритма).

В среднем школьном возрасте понижается частота сердечных сокращений и растёт артериальное давление [17]. Следовательно, у подростков происходит существенное увеличение адаптационных возможностей сердечно - сосудистой системы к физическим нагрузкам. При целесообразном построении учебного и тренировочного процессов с учётом индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, большинство юных спортсменов достигают высоких результатов. Кроме того, тренеру необходимо помнить, о том, что аппарат кровообращения подростков реагирует на физические нагрузки менее экономно, что приводит к наибольшему функциональному напряжению при равных или меньших, чем у взрослых, тренировочных и соревновательных нагрузках [16].

В возрасте 12-14 лет происходит интенсивное развитие системы дыхания. С возрастом у подростков снижается частота дыхательных движений, растёт жизненная емкость легких и минутный объем дыхания. Например, в подростковом возрасте частота дыхательных движений, в среднем, составляет около 18 движений в минуту, ЖЕЛ - 3200 мл, дыхательный объем 350 мл, минутный объем дыхания 5950 мл. Нужно подметить, что функциональные показатели дыхания у подростков, несмотря на то что они приближаются к показателям, соответствующим показателей взрослого, но все-таки сохраняются признаки детского дыхания.

Предел дыхания оказывает существенное значение для анализа и оценки возможностей детей и юношей в выполнении ими физической нагрузки. У молодых спортсменов предел дыхания оказывается больше в2 раза, чем у их сверстников, которые не занимаются спортом.

Ведущую роль в деятельности организма играет нервная система, в особенности в данном возрасте. В изучаемый период оканчивается морфологическое развитие головного мозга. В среднем школьном возрасте весьма усиленно происходит формирование коры головного мозга, устанавливаются новых связей между разными отделами коры и другими отделами нервной системы. Функциональные особенности центральной нервной системы юношей характеризуются увеличенной возбудимостью и неустойчивостью, в связи с этим у подростков при неблагоприятных условиях внешней среды легко возникают функциональные расстройства нервной системы [18].

Психика юношей 12-14 лет весьма своеобразна. Заметно выражено чувство собственного достоинства. Молодое поколение требует к себе более уважительного отношения. Потребность в самоутверждении – это одним из ведущих мотивов, иными словами стремление занять достойное положение в обществе, в классе, в коллективе, стремление получить признание со стороны окружающих. Подростки весьма остро реагируют, когда чувствуют, что с ними обращаются и общаются как с маленькими, подростки не любят мелочную опеку.

По уровню значимости волевых качеств на данном этапе развития на первое место выходит решительность. Это связано с тем, что восприятия подростка характеризуются целенаправленностью и организованностью, формируются условия для развития специализированных восприятий (сюда относятся «чувство мяча», «чувство поля», «чувство партнера» и т.д.) [14]. Организм молодого спортсмена весьма неустойчив и подвергается различным заболеваниям и срывам. Из-за этого во время тренировок необходим строгий контроль со стороны врача, который будет контролировать объем и интенсивность нагрузок с целью недопущения перенапряжения и переутомления организма. Временные трудности в формировании условных рефлексов; повышение скрытых периодов реакции на словесные раздражители; доминирование процессов возбуждения над процессами торможением; появлении психической неуравновешенности – всё это особенности, которые обязательно надо учесть в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования подрастающих спортсменов.

Если рассматривать данный возраст относительно спортивной подготовки, спортсмена, то возраст является решающим. В этот момент можно достичь наибольший прирост в развитии таких качеств как скорость, сила и ловкость, зарождаются базовые техники и тактики, происходит становление спортивного характера. Даже неспецифические тренировочные нагрузки в итоге естественного роста и развития подростка, сопровождаются процессом улучшения спортивных результатов [17].

Необходимо проводить жёсткий контроль и руководство деятельностью подрастающего спортсмена, необходимо намного чаще ставить его в ситуации, выход из которых требует от него самостоятельной мобилизации всех его возможностей и сил.

 



2018-07-06 1623 Обсуждений (0)
Анатомо-физиологические особенности организма футболистов возраста 12-14 лет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анатомо-физиологические особенности организма футболистов возраста 12-14 лет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1623)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)