Л.Уайт-представитель школы культурной антропологии
Возникновение культурологии и становление ее предмета Уже в античностиможнообнаружитьпостановкурядавопросов, которыезатемсоставиликультурологическуюпроблематикуМыслителямиэтогопериодапредпринималисьпервыепопыткивыявлениясущностикультурныхфеноменов, ихвлияния на социальныйорганизм.Определяяролькультуры в обществе, античныефилософыпреждевсегостремилисьответитьнавопросы: каксоотносятся в человеке «природа» и «культура», благоилизлодлячеловечестванесетэтосоциальноеявление. В размышленияхантичныхфилософовпросматриваетсяпостановкаимиважногокультурологическоговопроса о роликультурногоначала в жизниобщества.Однакостановлениекультурологиикаксобственнонаучнойдисциплиныначинаетсялишьсовторойполовины XIX в., и процессееразвитиябылпреимущественносвязан с возникновениемэтнографическойнауки Определенный вклад в развитие культурологии как науки внесли исследования этнографической школы эволюционистов — Г.Спенсера, Д-Фергюсона, Э.Тайлора, Л.Моргана. Принцип эволюционизма в общественных науках выражался в идее о том, что история природы и человеческая история подчиняются одним и тем же законам, а методы естественных и общественных наук едины в своей основе. Этнографическойшколойбылоположеноначалонаучномуисследованиюпервобытнойкультуры; в нейзародилосьпредставление о культурекакцелостномобразовании.Всеэтопредставляетопределенныйинтересдляосмысленияпроцессастановлениякультурологическоймысли. Особыйинтересдлякультурологиипредставляютисследованияпредставителяшколысоциальнойантропологии, основателяфункциональногометода в этнографииБ.Малиновского». На этого ученого определенное влияние оказали идеи одного из основоположников социал-дарвинизмаГ.Спенсера, авторитет которого в обществознании конца XIX — начала XX в. был значительным. Kультурология есть наука о сущности и формах проявления культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения и функционирования. Функциональный метод малиновского Культура в концепцииБ.Малиновскогорассматриваласькакодноизважныхсредствприспособленияобщества к окружающейсреде, тоесть в нейонвиделадаптивныйсоциальныймеханизм.Очевидно, чтосозданную «вторуюприроду», тоестькультуру, человекпомещаетмеждусобой и окружающейегосредой.Онаслужитемусредствомосвоенияприроды и приспособления к ней.Изтезиса о культурномявлениикакспособеприспособлениячеловека к средеегожизнедеятельностивытекалважныйдлянауки о культуревывод о существенномразличиимеждуадаптивнойдеятельностьючеловека и животного и о том, чтокультураявляетсяистинночеловеческойадаптивнойсистемой.Исходнымпредметомисследования в ученииБ.Малиновскогоявляласьнесамакультура, а человеческиепотребности.Культурарассматриваласькаксоциальныйфеномен, порожденныйими. Чтобыввестинекуюклассификациюразличныхформкультуры, Б.Малиновскийвсемногообразиепотребностейделилнатритипа: первичный, вторичный и интегративный. Первичнымиявляютсябиологическиепотребности — в пище, в продолжениичеловеческогорода, в жизненныхудобствах.Наихосновескладываютсявторичные, надбиологическиепотребности — в родственныхсвязях, в жилище и т.д. Третийтиппотребностей, именуемыйученымкак «интегративный», естьпотребность в другомчеловеке, в социокультурномсообществе. Каждаяизпотребностей, согласноучениюБ.Малиновского, порождаетсоответствующеекультурноеобразование, своеобразныйкультурныйинститут.Например, интегративные потребности обусловливают возникновение таких явлений культуры, как язык, религия и государство, потребности в удобстве — архитектуру и т.д. И еще на одну важную идею английского этнографа следует обратить внимание. Всякая «примитивная» культура (именноонаявляетсяобъектомегоисследования) представляетсобой, помнениюученого, замкнутуюсистему, и изучатьееможнокакобособленно, так и в сопоставлении с другимикультурнымисистемами. Итак, в ученииБ.Малиновскогоособоезначениедлякультурологиипредставляетто, чтокультура в немвыступаеткакцелостноеобразование, каксистемаинститутов, которыевыполняютопределенныесоциальныефункции. Л.Уайт-представитель школы культурной антропологии Какизвестно, традициейкультурно-антропологическойшколыбылоизучениекультуры «примитивных» обществ, и в ходетакогородаисследованийученыевыходилинакультурологическийуровеньобобщениязнаний о культуре.Уайтоказалсяоднимизпервыхученыхамериканскойшколы, которыйсосредоточилвниманиененаизученииособенностей «примитивной» культуры, а наприродекультурногофеноменавообще. Уайтсчитал, чтодолжнасуществоватьспециальнаянаука, культурология, изучающаякультурукакспецифическоесоциальноеявление.Настаиваянанеобходимоститакойнауки, ученыйпредпринялпопыткувычленитьеепредметисследования, отграничивегоотсмежных с нейнаук, к которымонотносилпсихологию и социологию. Послепубликацииимрядастатейпоэтойпроблеметермин «культурология», употреблявшийсяраньшеэпизодически, приобрелнаучныйстатус.Выделивкультуру в качествеспециальногопредметаисследования, онрассматривалеекаксложнуюсистему. В нейученыйвычленилтриосновныесферы, которыебылипредставленыимкакотносительносамостоятельныеподсистемы: технологическая, социальная и идеологическая. СогласнотеорииЛ.Уайта, технологический аспекткультуры, основойкоторогоявляютсяорудияпроизводства, средствасуществования, орудиянападения и защиты и такдалее, выражаетформусвязичеловека с окружающейегоприродой. Социальную сферукультурысоставляютотношениямеждулюдьми, типыиндивидуального и коллективногоповедения. Духовная сфера в системе культуры выступает как ее идеологическая подсистема и включает в себя знания, идеи и верования. Выделенныеобластикультурырассматривалисьимкаквзаимосвязанныемеждусобой, гдесоциальная и идеологическаясферыопределялисьсферойтехнологической.Главенствотехнологическойподсистемыученыйобъяснялтем, чточеловекунеобходимопреждевсегоудовлетворятьсвоипервичныепотребности.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |