Сложная трехчастная форма
Составные (сложные) песенные формы.
Общая характеристика. Классификация. Термин «сложная форма» здесь - синоним составной; он указывает не на сложность устройства, а на общий принцип сложения (составления) формы из единообразных блоков. Составными называются формы из двух, трех и более тем, изложенных в целом устойчиво в какой-либо типовой форме и соотнесенных по принципу сопоставления, то есть путем элементарного сложения, без переходов. Составные песенные формы, как правило, более протяженные, чем простые, поддерживают эту протяженность дополнительными силами, а именно силами новой темы (тем) и новой тональности (тональностей), хотя последнее и не обязательно. Части составных форм настолько закончены в себе, что в принципе могли бы существовать и отдельно, вне составного целого, они функционально равны или подобны. Каждая отдельно взятая часть составной формы представляет более или менее развернутое экспонирование темы. Но подобные «функциональные дубли» не способствуют цельности формы, поскольку «взаимно притягиваются» части функционально разные, дополняющиеодна другую, а не одинаковые. Поэтому в большинстве составных форм высокохудожественной музыки функциональное тождество частей преодолевается таким образом, что их темы более или менее явно обнаруживают себя как главная и побочная (побочные), то есть дополняющая или оттеняющая первую. Побочная тема может быть не такой развернутой, как главная, более камерной по звучанию, наконец, излагаться не в основной тональности. В этом случае «вес» побочной тональности весьма велик и не сравним со «скользящими» отклонениями в песенных формах, лишь оттеняющими главную тональность (по сути не уводя за ее пределы). Новая тональность в составных формах репрезентирует тему и как таковая соперничает с главной тональностью, хотя и не побеждает ее. Планировка составных форм весьма многообразна. Существуют формы издвух, трех и более частей, с репризой или без нее. Сообразно числу частей составные формы подразделяются на: сложную двухчастную, сложную трехчастную, составные многочастные. Самая употребительная из названных - сложная трехчастная форма. Сложная трехчастная форма Определение. Применение. Сложной трехчастной называется форма из трех песенных по структуре частей, соотнесенных так, что средняя часть (трио), построенная на собственной теме, контрастирует тематически идентичным крайним частям (из которых третья есть реприза первой). Сложная трехчастная принадлежит к самым распространенным формам. Связано это, по-видимому, с тем, что в ее конструкции сочетаются простота сложения целого с завершенностью: небольшое число частей и наличие репризы помогают преодолеть свойственную составным формам тенденцию к распаду на отдельные «песни». Сложная трехчастная широко применяется в прикладной музыке и прежде всего в той, что связана с движением: это почти обязательная форма многих танцев (вальсов, мазурок и др.) и маршей. В сонатно-симфоническом цикле в сложной трехчастной пишутся менуэты и скерцо, иногда медленные части. Форма также используется в инструментальных романтических жанрах — ноктюрнах, романсах, этюдах и т.п. В вокальной музыке сложная трехчастная встречается преимущественно в оперных ариях XIX в., изредка в романсах. Первая часть. Функция первой части в сложной трехчастной форме — показ главной темы, поэтому по форме она достаточно развернута. Чаще других здесь встречаются простые двухчастная и трехчастная формы во всех разновидностях. Возможны, однако, отступления как в сторону более простых форм, так и более сложных. Известны сложные трехчастные формы, где первая часть период (Шуберт. Музыкальный момент ор. 94 № 3) или большое предложение (Брамс. Интермеццо ор. 76 №7). Данное положение нуждается в пояснении, поскольку существует и другая точка зрения, изложенная в ряде учебников, а именно: сложными называются лишь те формы, где первая часть сложнее периода (то есть простая двухчастная, трехчастная и др.); в случаях же, когда первая часть период, а средняя — простая двухчастная или простая трехчастная, форма называется промежуточной между простой и сложной. Любые части составных форм, в том числе первая часть сложной трехчастной, могут быть в форме периода или большого предложения. Сложная трехчастная с первой частью-периодом возможна, если средняя часть относится к ней как трио (о нем — далее), а не развивающая середина образца песенных форм (при определении формы важно, прежде всего, тональное и тематическое соотношение частей, а оно и при частях-периодах возможно по типу составных форм, то есть с подлинным тематическим и тональным контрастом). Средняя часть — трио. Средняя часть сложной трехчастной формы называется трио. Функция трио — излагать побочную тему, которая контрастирует главной. Контраст между главной и побочной темами в сложной трехчастной форме (как и в любой составной) — это контраст сопоставления, поскольку побочная тема не выводится из главной путем ее переработки и не связывается с ней переходом (где эта переработка происходила бы), а привносится извне, по принципу дополнительности: побочная тема трио оттеняет главную чертами, которые в главной отсутствуют. Первоначально наименование «трио» (итал. trio — три) указывало на три исполнительские партии в средней части в противоположность tutti в крайних частях. Традиция более прозрачного изложения в трио оказалась устойчивой и сохранилась не только в оркестровой музыке, но и в фортепьянной. Скромность фактуры и легкость звучания — одна из сторон, которой средняя часть противостоит обычно более массивной первой части. Характер тематического материала в трио зависит от жанра, к которому прилагается форма. Например, в скерцо тема трио часто более певучая, чем в откровенно моторной первой части. Подобное соотношение нередко и в этюдах, маршах. Тематическая самостоятельность — норма сложной трехчастной формы. Однако существуют примеры тематической зависимости средней части от первой (Шопен. Мазурка ор. 68 № 2). Контраст трио тогда обеспечивается прочими сторонами музыки, прежде всего ладовой и фактурной. Тональное соотношение частей в сложной трехчастной форме весьма разнообразно: во множестве случаев (особенно в относительно ранней музыке) трио пишется в основной тональности, но может быть еще чаще — не в основной. Вполне обычна для трио тональность одноименная (в этом случае средняя часть может иметь ремарку Maggiore или Minore). Нормативны также любые тональности субдоминантовой сферы: S (Шопен. Полонез ор. 40 № 1: А - D - А), Sp (Брамс. Соната f-moll ор. 5, III ч.: с - As - с). Реже, но встречаются трио в доминантовых тональностях: D (Моцарт. Сонатина № 4 B-dur, II часть: В - F - В), Dp (Шуман. Листки из альбома ор. 124 № 16: Es - g - Es), в миноре Тр (Шопен. Соната b-moll, II ч.: es - Ges - es). Возможно медиантовое соотношение тональностей: (Шуберт. Симфония № 6 C-dur, III ч.: С - Е - С), (Брукнер. Симфония № 9, II ч.: d - Fis - d), (Бетховен. Симфония № 7,III ч.: F - D - F), (Чайковский. «Декабрь»: As - Е - As). Поскольку в трио происходит тематическое экспонирование, форма трио устойчива. Круг применяемых здесь форм практически тот же, что в первой части: преобладают простые формы — двух- и трехчастная; несколько реже встречается период (Шопен. Мазурка № 56 B-dur.: 4+4; Бетховен. Соната № 7,III ч.: 8+8). Иногда здесь бывает малое рондо (Шуман. «Крейслериана», №5). В смешанных гомофонно-полифонических формах есть трио в виде фугато. Структурный контраст между главной и побочной темами в сложной трехчастной форме может состоять в том, что побочная тема, имея ту же по наименованию форму, что и главная, бывает устроена подчеркнуто проще главной (ср. простые трехчастные формы — замысловатую в менуэте и элементарную в трио из симфонии №1 Бетховена). Трио иногда бывает незамкнутым: в одних случаях оно просто «повисает» на доминанте репризной тональности (Бетховен. Соната № 3, Ш ч.), а в других соединяется с репризой переходом, подчас весьма продолжительным (Чайковский. Симфония № 2, III ч.). В последнем случае форма перестает быть безусловно составной и соприкасается с формами рондо. Реприза. Третья часть сложной трехчастной формы воспроизводит главную тему в основной тональности и потому называется репризой. Ее функция в масштабе целого — завершить форму, хотя взятая отдельно, она может быть так же самодостаточна, как и другие части сложной трехчастной формы. Реприза очень часто бывает точной и даже не выписывается в нотах, а обозначается надписью Da capo (итал. — от головы), предписывающей повторить весь материал до трио, отказавшись от знаков репризы. Возможные в репризе сложной трехчастной формы изменения затрагивают фактурную, гармоническую, структурную стороны. Фактурное варьирование выражается в привнесении мелодической или гармонической фигурации, в том числе, заимствованной из трио (Чайковский. Симфония № 3, II ч.), в присоединении нового контрапункта (Бизе. Антракт к II д. оп. «Кармен»), иногда представляющего собой тему трио (Прокофьев. Скерцо ор. 12). Гармонические изменения обусловливаются возможным началом репризы не в основной тональности (чаще в субдоминантовой: Шуман. «Песенка жнецов» из Альбома для юношества) с последующим ее восстановлением. Структурные изменения в репризе обычно связаны с ее сокращением или расширением. Сокращенная реприза чаще ограничивается начальным периодом вместо какой-либо простой формы в первой части (Шопен. Мазурка a-moll ор. 17 № 4); однако известны случаи, когда в репризе отсутствует именно начальный период и она начинается с развивающего раздела (Шуман. «Крейслериана», № 5: середина и реприза простой трехчастной формы без начального периода в общей репризе). Расширение в репризе может осуществляться в рамках той же по наименованию формы, что и в первой части или менять ее (Шуман. Танцы давидсбюндлеров, № 3: изложенная в форме периода главная тема расширена в репризе до простой двухчастной репризной формы). Реприза, заметно превышающая по уровню напряжения первую часть (в силу фактурных, гармонических и прочих изменений), называется динамизированной. Повторение частей. После изложения главной темы в первой части, побочной темы в трио и репризы главной темы возможно повторное воспроизведение трио и репризы — точное (Глинка. «Попутная песня», где меняется только словесный текст) или варьированное (Гайдн. Сонаты № 6 cis-moll, II ч., № 20 D-dur, II ч.), однократное (Бетховен. Квартет Es-dur ор. 74, III ч.) или двукратное (Глинка. Марш Черномора из IV д. оп. «Руслан и Людмила»). При однократном повторении всего получается пять частей, поэтому такую форму в ряде учебников называют сложной трех-пятичастной, а также сложной двойной трехчастной; при двукратном повторении частей семь, однако специального названия для такой формы не предусмотрено. Изредка повторение бывает со сменой тональности (Глазунов. Мазурка ор. 25 № 3 Des-dur: при повторении трио транспонируется в Dp); тогда форму можно называть (по аналогии с подобной простой) двойной сложной трехчастной, Сложная трехчастная форма с двумя трио. Сложной трехчастной с двумя трио называется форма, где второе трио на новой теме следует непосредственно за первым или отделено от него репризным проведением главной темы. Для формы характерен тот же принцип контрастного сопоставления, который не нарушается и второй побочной темой. Второе трио, соседствующее с первым, не сливается с ним благодаря собственной теме, как правило, новой тональности, самостоятельной форме (Шопен. Полонез fis-moll ор. 44:1 трио — «батальная сцена», II трио — мазурка). Второе трио, отделенное от первого репризой главной темы (пример 130), также лишь продлевает форму согласно принципу контрастного сопоставления, но не переводит ее в новое «рондовое» качество (несмотря на внешнее схематическое сходство с большим рондо, см. главу IV). Однако при наличии переходов от побочных тем к главной (Шуман. «Крейслериана», № 2) форма резко приближается к рондо. Форма с двумя трио используется в обычных для сложной трехчастной формы жанрах. Вступление и кода. Наличие или отсутствие вступления в сложной трехчастной форме зависит от жанра, к которому прилагается форма. В скерцо и менуэтах из сонатно-симфонических циклов вступление практически не встречается (во всяком случае у венских классиков; редко оно и позже). Напротив, вступление вполне обычно в сложной трехчастной вне сонатно-симфонического цикла, особенно в сочинениях для инструмента или голоса с фортепьяно или с оркестром. Как и в простых формах, оно большей частью связано с главной или побочной темами (Чайковский. Вальс цветов из бал. «Щелкунчик»). В гармоническом отношении вступление чаще неустойчиво. Кода также не одинаково распространена в сложной трехмастной форме разной жанровой и историческом принадлежности. В менуэтах и скерцо венских классиков ее часто нет или она коротка и проста (см. сонаты Ж№ 3, 9, 18, симфонии №№ 3, 7, 9 Бетховена). В более поздних скерцо, а также в иных жанрах она может быть развернутой и сложно построенной: редко на самостоятельном материале (Шуман. Танцы давидсбюндлеров, № 13), чаще на теме главной (Чайковский. «Декабрь») или побочной (Чайковский. Скерцо ор. 40). Бывают коды из нескольких разделов (двух, трех); при этом начальный может быть неустойчивым, а заключительный устойчивым (Чайковский. Вальс цветов: в первом разделе отклонения в °Sp, °Тр; второй раздел в основной тональности).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1668)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |