Древние народы, населяющие территорию Донбасса
Киммерийцы (IX-VII вв. до н.э.) – первый кочевой народ раннего железного века в нашем регионе, первыми использовали лошадь для верховой езды. Скифы (VII в. до н.э.) – кочевые скотоводы, обитавшие до нашествия в Восточную Европу на далеких просторах Азии. Скифы делились на царских скифов, скифов-кочевников (степные районы на восток от Днепра), скифов-земледельцев (лесостепная зона Поднепровья), скифов-пахарей (между Днепром и Днестром). На территории Донбасса проживали царские скифы. Царские курганы (Чертомлык, Куль-Оба, Солоха, Толстая Могила, Двугорбая Могила, Передериева Могила и др.) – захоронения скифских вождей и знатных воинов с богатыми дарами для посмертной жизни усопшего. Основным видом деятельности киммерийцев и скифов было кочевое скотоводство. Сарматы (ІІІ-ІІ вв. до н.э.) – кочевые скотоводы, вытеснившие скифов. Объединение тюркских племен привело к созданию Великой Булгарии – государственного образования, которое располагалось в степях между Северным Кавказом, Нижним Доном и Приазовьем. Они стали известны в науке с 1901 года, когда выдающийся археолог В.А. Городцов раскопал там первый праболгарский могильник у хутора Зливки в Краснолиманском районе. Находки, подтверждающие существование болгар в наших краях, были обнаружены археологами также в районе Зинцевой, Бузинной, Водяной, Безыменной балок, на территории Мариуполя. Укрепленные городища болгар были найдены также в северных районах Донбасса у сел Богородичное, Татьяновка, Сидорово, Маяки. В 671 г. хазары (тюркоязычный кочевой народ) завоевали приазовских болгар и создали сильное, процветающее государство – Хазарский каганат во главе с правителем – каганом, власть которого распространялась на подданных и на покоренные народы. Основная часть хазар занималась скотоводством и кочевала по степям. Вблизи Северского Донца ученые нашли крупное городище времен Хазарского каганата. Предположительно, оно существовало в VІІІ-Х веках. Молниеносный удар русских дружин при поддержке печенегов привёл к крушению Хазарского государства. Печенеги – кочевые тюркские племена, впервые упоминаемые в VIII веке. Возглавлял печенегов хан, под руководством которого они постоянно нападали на соседей, захватывали в плен людей, чтобы получить за них выкуп, уводили скот. Печенежские воины были вооружены луком с колчаном стрел, саблей, копьем и арканом. В Приазовье печенеги появились около 889 года и обитали тут в районе посёлка Сартана, сёл Орловское, Огородное, Запорожец, Куйбышево около 150 лет. На месте их проживания найдено множество каменных статуй того времени — «каменные бабы»: песчаные в селах Ялта и Гусельщиково и гранитные в поселках Мангуш и Октябрьское. В конце IX в. печенеги, разрушив хазарские крепости на Среднем Дону, прорвались в европейские степи. На рубежах русских княжеств печенеги впервые появились в 915 г. В конце X в. князь Владимир пытается уничтожить своих воинственных соседей. К этому периоду относится легендарная история о бое русского богатыря Никиты Кожемяки с печенежским великаном. 1036 г. Ярослав Мудрый, разбив под Киевом большое печенежское войско, положить конец их набегам. Под ударами русских и напором торков печенеги рассеялись в степи. А в конце XI века их вытеснили половцы. В XI веке пришли в наш край новые завоеватели – торки. Основные кочевья торков располагались в бассейне реки Казенный Торец. Память об их пребывании здесь сохранилась в современных топонимах: названиях рек – гидронимах (Казенный Торец, Сухой Торец, Кривой Торец) и названиях населенных пунктов – ойконимах (села Торское и Торецкое в Краснолиманском Константиновском районах, г. Краматорск, г.Тор – современный Славянск). Найдены погребения торков у села Торское и города Ясиноватая. В 1060 г. объединенное войско русских разбило торков, после чего их место в степи заняли половцы. Русские же именуют их половцами, от слова «полова» - солома, так как волосы у кочевников были соломенного цвета. Захоронения половцев найдены, в частности, у села Новоивановка Амвросиевского района, возле Ясиноватой. У половцев издавна сложился обычай устанавливать на курганах и высоких местах каменные изображения умерших – каменные (очень редко, деревянные) изображения умерших предков – бабы. Название скульптур произошло от тюркских слов «балбал» или «бабай», что означало – сильный, уважаемый. Каменные фигуры служили половцам, как места прохождения праздников и обрядов. Им приносились дары, у них просили защиты и покровительства. Одно из святилищ, где установлена такая «баба», раскопано археологами недалеко от Донецка. Всего в Приазовье известно до 600 каменных фигур (только в Мариуполе в начале XIX века находилось 16 «баб», но многие из них были повреждены и утрачены. Крупными центрами половцев в нашем крае были укрепленные городища на Северском Донце у сел Богородичное, Сидорово и Маяки в Славянском районе, открытые в 20-е годы Н. В. Сибилевым. Под впечатлением неизвестный автор создал блестящее поэтическое произведение - «Слова о полку Игореве».
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5155)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |