Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-педагогической деятельности



2018-07-06 875 Обсуждений (0)
Социально-педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В деятельности социального педагога можно выделить следующие функции:
—диагностическую;
—прогностическую;
—посредническую
—коррекционно-реабилитационную;
—охранно-защитную;
—предупредительно-профилактическую;
—эвристическую.

Основными функциями социального педагога яв­ляются:

воспитательная (социальный педагог обеспе­чивает целенаправленное влияние социальных инсти­тутов на поведение и деятельность клиента, ставит и решает задачу полноценного использования в воспи­тательном процессе средств и возможностей общества, микросреды и самой личности как активного субъекта воспитательного процесса);

диагностическая (ставит «социальный диагноз», изучает психологические возрастные и индивидуаль­ные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов; диагностирует характер отношений между людьми; выявляет позитивные и негативные проблемы);

организаторская (организует социальную деятель­ность, инициативу, творчество; влияет на содержание досуга; помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, деятельности подростковых и молодежных объединений; влияет на взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных организаций в социальной работе);

прогностическая (участвует в программирова­нии процесса социального развития конкретного мик­росоциума, деятельности различных институтов, задей­ствованных в социальной работе);

предупредительно-профилактическая и социаль­но-терапевтическая (приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав);

организационно-коммуникативная (способству­ет включению добровольных помощников, населения микрорайона в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточи­вает информацию и налаживает взаимодействие меж­ду различными социальными институтами в их работе с клиентом);

охранно-защитная (использует имеющийся ар­сенал правовых норм для защиты прав и интересов клиентов, содействует применению мер государствен­ного принуждения и реализации юридической ответ­ственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на кли­ентов).

Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств.

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализует следующие функции.

Аналитико-диагностическая функция:

изучает, реально оценивает особенности социальной микросреды, степень и направленность влияния среды на личность, социальный статус ребенка, подростка, клиента в различных сферах деятельности и общения, определяет и анализирует социальные факторы, их направленность и влияние на личность;

выявляет достоинства личности ребенка, его «проблемное поле», индивидуально-психологические, личностные особенности;

ставит «социальный диагноз», изучает и реально оценивает особенности деятельности и обучения ребенка;

устанавливает причины отклоняющегося поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия семьи;

содействует выявлению особо одаренных детей;

выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития.

Прогностическая функция:

на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирует и прогнозирует процесс воспитания и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании личности, определяет перспективы развития личности в процессе социализации;

планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности;

строит дерево целей профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы.

Организационно-коммуникативная функция:

способствует включению субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию о воздействиях на воспитанника социально-педагогических учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье;

формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в отношениях детей, подростков и взрослых;

строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества.

Коррекционная функция:

осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;

усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния;

осуществляет коррекцию самооценки школьников, при необходимости коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.

Координационно-организационная функция:

организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга;

включает в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований;

организует коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением;

координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;

взаимодействует с органами социальной защиты и помощи;

выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем.

Функция социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам:

оказывает квалифицированную социально-психолого-педагогическую помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации;

устанавливает доверительные отношения с ребенком (клиентом).

Охранно-защитная функция:

использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений;

содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Психотерапевтическая функция:

заботится о душевном равновесии ребенка, о его чувствах, переживаниях;

устанавливает доверительные отношения с ребенком, подростком, взрослым;

оказывает вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка (взрослого);

оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;

оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, к социальному окружению, к самому себе;

организует ребенку (взрослому) ситуацию успеха.

Социально-профилактическая функция:

организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;

влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости;

организует систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска.

Реабилитационная функция:

организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц , вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, а также лиц, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, сексуальная агрессия, лишение свободы, переживание стресса и др.) испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения в системе общественных, семейных, других отношений, вызывающих различные формы социальной дезадаптации.

По своему назначению, функциям социальная работа как форма государственного и негосударственного воздействия на отдельного человека и группы людей призвана обеспечить должный материальный, социальный и культурный уровень жизни граждан, восстановить по мере необходимости их способности к функционированию в обществе.

Социальная работа как профессия направлена на человека в среде. Представляя собой личностную службу помощи людям, социальная работа нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда». Человек, его проблемы – в центре внимания социальных работников.

Используя все имеющиеся в их распоряжении средства, они способствуют благополучию и самовыражению человеческой личности; достижению социальной справедливости; развитию и правильному использованию научных знаний применительно к социальному поведению человека; развитию ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых потребностей, национальных и интернациональных интересов и устремлений, защите прав человека.

Практическая деятельность социальных работников, теоретически обоснованая, должна осуществляться профессионально (диагностика и соответствующий анализ социальной ситуации, оценка функциональных взаимодействий, которым подвергаются отдельный человек, семья или группа).

Социальные работники выполняют следующие функции:

поддерживают, обнадеживают и стимулируют людей к развитию их собственных сил, конструктивной деятельности с опорой на имеющиеся у них резервы;

предлагают помощь, организуют ее, устанавливая необходимые для этого связи и контакты;

осуществляют сопровождение людей на протяжении определенного жизненного периода, проявляют личное участие, организуют контроль за ситуацией в целях защиты клиента;

представляют интересы нуждающихся в помощи, если они не в состоянии этого сделать;

обращают внимание на последствия сложных коллизий и предлагают меры по их предупреждению, смягчению или ликвидации;

вызывают сочувствие у окружающих людей и активизируют их на оказание помощи нуждающимся;

оказывают воздействие на органы власти и управления с целью повышения качества обслуживания и социальной защиты;

информируют инстанции на всех уровнях о факторах, которые негативно сказываются на условиях жизни определенных групп населения.

Клиентами социального работника могут быть отдельный человек, семья, группа, сообщество, организация. Обеспечивая социальное обслуживание клиента, социальный работник одновременно работает в условиях как институциональной среды, так и открытой, семейно-бытовой микросреды и ее окружения, в условиях неформального общения, помогая решать социально-нравственные, социально-бытовые, психологические, медицинские и другие проблемы клиента.

Социальный работник контактирует как с отдельным человеком и его семьей, так и с социальным окружением, сообществом людей, среди которых он живет. Социальный работник содействует обеим сторонам, вступающим во взаимодействие, – клиенту и учреждению. С одной стороны, он усиливает позицию клиента, защищая его интересы и помогая ему более эффективно вписаться в систему, с другой – укрепляет социальный статус учреждения, помогая специалистам целого ряда профессий – педагогам, врачам, культработникам, юристам и другим – в выполнении их профессиональных функций.

Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный работник (социальный педагог) влияет на создание воспитывающих, гуманных, нравственно и физически здоровых отношений в социуме, в сфере семьи, семейно-соседского окружения, по месту жительства, на производстве. Деятельность социального педагога позволяет своевременно диагностировать, выявлять характер отношений между людьми, детьми и взрослыми и педагогически целесообразно влиять на эти отношения, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности.

Социальный педагог, работающий со всеми категориями населения, детьми, взрослыми, их семьями, призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, обеспечить условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. В социальной практике, направленной на повышение благосостояния людей, объединяются усилия социальных педагогов, социальных работников, специалистов всех учреждений микрорайона в межведомственной системе социальных служб. Стимулируется и активизируется и разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников: волонтеров, энтузиастов-добровольцев, парапрофессионалов, общественности, различных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церкви, коммерческих структур, предприятий и организаций. Благодаря этому происходит консолидация всех сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, стимулируется активность самого клиента как субъекта этого процесса.

 

№7 Семейный социальный педагог.

Семья — это основанная на браке группа живущих вместе близких родственников. Она играет важную роль в становлении личности подрастающего человека. В семье ребенок получает представления о жизненных целях и ценностях, в семейной атмосфере у) него вырабатываются критерии и привычки достойного поведения.

Переходный период в России, сопровождающийся сложными нестабильными процессами, затронул и семью. Ее социальный статус начал стремительно снижаться. Многие семьи живут нижа уровня бедности. Особенно тяжело многодетным и неполным семьям. Кризис семьи порой приводит к социальному сиротству. В сложившихся социально-экономических условиях остро требуется помощь семье, особенно детям. Роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, который может обеспечить социально-педагогическую защиту семье и ребенку, выполняет семейный социальный педагог.

Основными принципами деятельности этого специалиста являются: гуманный, личностно-деятельностный, культурологический подход; целостность жизнедеятельности и воспитания; развивающее общение; сочетание терпимости, уважения и требовательности к личности ребенка, семье; учет новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечение допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества; милосердие (Лодкина Т. В., 2003). Эффективность деятельности семейного социального педагога во многом зависит от реализации этих принципов.

Профессиональная деятельность семейного социального педагога включает в себя следующие направления: работа с семьей, в том числе психолого-педагогическая диагностика проблем и трудностей конкретной семьи, а также необходимая помощь по установлению в ней нравственной атмосферы, взаимопонимания и сотрудничества; психолого-педагогическое просвещение родителей; помощь трудному ребенку, подростку в адаптации в обществе; профилактическая работа совместно с родителями, общественностью, ученическим коллективом и самим подростком.

Важнейшая функция семейного социального педагога — консультирование, помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с различными категориями детей, социально-педагогическое сопровождение воспитательной деятельности родителей, повышение их социально-педагогической культуры, социально-педагогическое консультирование детей, консультационная помощь семье в разрешении внутрисемейных конфликтов и др.

В квалификационной характеристике социального педагога по работе с семьей (см. Документы и материалы к главе 4) подчеркивается, что семейный социальный педагог влияет на формирование нравственно и физически здоровых отношений в семье, соседском окружении, среди детей и взрослых, в школьно-семейном воспитании. Предметом его особой заботы становятся семьи, в которых происходят межличностные и внутрисемейные конфликты, отмечаются нарушения норм поведения, а также лица, нуждающиеся в опеке и попечительстве.

Семейный социальный педагог должен знать тенденции развития современной семьи, проблемы и трудности семейного воспитания, этику и психологию семейной жизни; специфику работы в социальной среде, школе, по месту жительства, в объединениях, группах, компаниях и т.д.; владеть основами российского законодательства, методами работы с семьей и педагогически запущенными подростками, способами оказания им помощи и поддержки.

Защита прав ребенка и представление его интересов — важнейшее направление деятельности такого специалиста. Охранно-защитная функция социального педагога реализуется в заботе о детях, оставшихся без попечения родителей, она находит выражение в таких формах устройства детей, как опека и попечительство (передача несовершеннолетних в возрасте до 14 лет на воспитание в семью опекуна или попечителя), а также усыновление приемными родителями. К институту приемной семьи относят и детские дома семейного типа. В задачи социального семейного педагога входит популяризация приемной семьи, а также участие в подготовке необходимых для этого документов.

В ряде случаев социальный педагог по работе с семьей принимает участие в процедуре инициирования и сбора материалов к ограничению или лишению родительских прав; в деятельности по защите имущественных прав несовершеннолетнего.

Некоторые специалисты (Овчарова Р. В., 2001) выделяют модели помощи современной семье.

Педагогическая модель — восполнение социальным педагоге недостатка педагогической компетентности родителей. Социальная модель — разрешение семейных трудностей в результате неблагоприятных жизненных обстоятельств. Психологическая модель практическая помощь ребенку в преодолении психологических барьеров в области общения, разрешение трудностей, связанных личностными особенностями членов семьи. Объектом диагностыческой модели является семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение позволяет принять правильное решение относительно оказания помощи таким семьям.

Медицинская модель помощи семь применяется в таких ситуациях, когда в основе семейных трудностей лежат болезни одного из ее членов. Свои особенности имеет практическая работа социального педагога с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

Социально-педагогическая работа осуществляется поэтапно: на диагностика-конструктивном этапе проводится тщательный анализ проблем и проектируется социально-педагогический процесс в семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, отбираются специфические средства и методы реабилитации в ней в соответствии с общими целями воспитания; на организационном этапе социальный педагог проводит с родителями специальный занятия, игры, отрабатывает режимные моменты, бытовой труд, досуг и т.д. На заключительном, коммуникативном, этапе социальный педагог способствует становлению новых форм взаимодействия с ребенком, освоению специфических средств общения. Основными критериями результативности деятельности социального педагога семейного типа является рост психолого-педагогической культуры семьи и степень ее защищенности в социуме. Целенаправленная система деятельности специалиста в таких ceмьях не только повышает уровень развития ребенка, но и нивелирует негативные переживания родителей, способствует укреплению взаимоотношений между родственниками.

 

№8 Школьный социальный педагог.

Социальный педагог образовательного учреждения — специалист по организации социально-педагогической работы с различными группами школьников и их родителями. Его деятельность направлена на организацию внеучебной деятельности школьников, их досуга, индивидуальной работы, консультационной работы с детьми и их родителями, вовлечение родителей в воспитательную работу с детьми, координацию воспитательных усилий учителей и родителей и др.

Школа — одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении:

- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

- развивать процесс опережающей социализации, т.е. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив

- способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;

- участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:

- использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;

- тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет понимание и интерес к его работе;

- оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (воспитанникам) и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективом;

- воздействует на позитивное изменение социального поля в школе.

Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации социальный педагог:

- осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

- изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;

- выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

- выступает посредником между обучающимся (воспитанником, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

- определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);

- организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

- способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

- содействует созданию обстановки психологического комфорта ибезопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

- осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Основными задачами социального педагога образовательного учреждения являются социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением.

№ 9. Социальные роли социального педагога

 

Социальный педагог, социальный работник выполняет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения. Он содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияет на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания. И главное, он оказывает влияние на социальную политику в конкретном районе и микрорайоне.

Социальный работник (социальный педагог) выполняет:

роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения. Он добивается социальной справедливости, стремясь помочь людям реализовать свои способности, дать возможность использовать свои ресурсы всем членам общества; работник является участником совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором этой деятельности. Его деятельность направлена на то, чтобы побудить человека к действию, инициативе, творчеству;

роль помощника своих клиентов в решении их проблем. Он прежде всего помогает людям расширить их компетенцию и развить способность самим решать свои проблемы;

роль психотерапевта и наставника семьи, детей, окружающих их людей. На протяжении ряда лет он как бы «ведет» семью, заботясь о ее здоровье, незыблемости нравственных, общечеловеческих ценностях, своевременном разрешении возникающих проблем;

роль конфликтолога, помогая предотвращать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов;

роль аниматора, побуждая человека к действию, способствуя восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом;

роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социальной работы с конкретным клиентом;

роль общественного деятеля, поддерживая, развивая и возглавляя социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.

Социальный педагог, социальный работник выполняют роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения. Они содействуют взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияют на содействие между организациями и институтами социального воспитания. И главное, они оказывают влияние на социальную политику в конкретном районе и микрорайоне.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивнуюпрофилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду. Поэтому ему приходится осваивать различные социальные роли и менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы. Это могут быть роли посредника, защитника интересов ребенка, консультанта, организатора социально-педагогического взаимодействия и др.

 

№ 10. Сельский социальный педагог.

Серьезные социально-экономические потрясения, охватившие российское общество в конце XX в., затронули все слои населения страны, но особенно сказались на положении сельских жителей. Изменения в формах собственности и сельскохозяйственно-производства повлекли за собой разрушение колхозов, миграцию в города, закрытие предприятий социальной сферы, стали источником социальной напряженности в сельской местности.

Массовое обеднение сельского населения, постоянные задержки зарплаты, неопределенность социально-экономических ориентиров породили чувство ненужности обществу, выброшенности из жизни. Многие отдаленные сельские поселения в этой ситуации оказались отрезанными от внешнего мира из-за плохого транспортного сообщения. Все это вело к превышению смертности над рождаемостью, к возрастной и тендерной асимметрии. В результате в деревнях и селах стареет население, увеличивается доля людей пенсионного возраста, снижается процент женщин детородного возраста, в их

среде получают распространение различные формы дезадаптированного поведения, алкоголизм. Из-за серьезных материальных затруднений, безработицы, плохого питания, стрессов, ощущения безысходности ухудшаются показатели состояния здоровья детей, молодежи, людей зрелого возраста.

По свидетельству социологов существенные изменения происходят в семьях сельских жителей. Это выражается, во-первых, в том, что женщина берет на себя функции главы семьи, ответственность в принятии наиболее важных решений, выполняя тем самым не только роль матери, работницы, но и мужчины. Это не может не сказываться на ее самочувствии, на том, сколько времени она может уделить детям. Во-вторых, сельские женщины, по данным Л.Г.Гусляковой, Л.Д.Деминой, В.А.Кувшинниковой, испытывают существенные физические перегрузки, так как большинство из них на производстве и дома выполняют тяжелую работу. Они много сил и энергии тратят на бытовой труд в семье, уход за скотом, самообеспечение продуктами питания.

В летний период, следовательно, женщины много времени тратят на приусадебный участок. Более того, в связи с фактическим отсутствием сферы социального обслуживания на селе, ростом цен, задержками заработной платы женщины взяли на себя дополнительные трудоемкие виды деятельности: выпечку хлеба, приготовление масел, творога, сметаны. В результате у них резко сокращается продолжительность сна (до 4 —5 ч), что ведет к нервному истощению, психологическим нагрузкам. В этой ситуации отмечается снижение качества здоровья, раннее старение, апатия.

Поскольку бытовое обслуживание, структура услуг этой сферы чаще всего не отвечает потребностям сельских жителей, нередко недоступно по своим ценам для большинства населения, женщины за счет своего свободного времени вынуждены также удовлетворять семейные потребности, занимаясь шитьем, вязанием, другими ремеслами.

Таким образом, по занятости в ведении домашнего хозяйства, по месту, которое занимает в семье, сохраняя ведущее место в__производстве, сельская женщина практически не имеет права на отдых, фактически не знает, что такое отпуск.

Особого внимания заслуживает труд сельской женщины по уходу за детьми и их воспитанию. По данным тех же авторов время, уделяемое детям работающими женщинами в течение недели, резко сокращается по мере взросления детей. Если на грудного ребенка она тратит 16,6 ч, на дошкольника — 7,42 ч, то на школьники всего лишь 1,38 ч. Такое состояние дел вызывает определенную тревогу и должно стать предметом внимания со стороны другая агентов социализации сельского школьника. Учитывая тот факт, что в связи с сокращением рождаемости, демографическим спадом, уменьшением процента детей дошкольного возраста, свертыванием колхозной деятельности, ростом платы за пребывание ребенка в группе идет закрытие детских дошкольных учреждении на селе, в школу приходят дети, не подготовленные в психологическом и социальном плане к обучению, их адаптация протекает болезненно, что требует коррекции со стороны специалиста -социального педагога.

Более того, сам процесс социального становления современного сельского школьника протекает сложно. Это объясняется прежде всего тем, что социализация детей, подростков, молодежи, проживающих в сельской местности, проходит в особых социокультурных, природных и социально-экономических условиях. Как отмечает А. В. Мудрик, особенности сельского образа жизни (подчиненность деятельности ритмам и циклам года; тяжелые условии труда; малая социальная и трудовая мобильность, низкая дееспособность части населения; большая слитность профессионального труда и быта; ограниченный набор занятий в свободное время; стабильный состав жителей, их слабая социально-профессиональная и культурная дифференциация; тесные родственные и культурныйе связи) негативно отражаются на результатах социализации.

Специалисты по вопросам социологии села (Г. Р.Аглямова, П. П. Великий, В. Г. Виноградский, И.Т.Левыкин, М. Г.Панкратова, П.И.Симуш, В.И.Староверов), обучения и воспитания в сельской школе (Л. В. Байбородова, М. И. Зайкин, А. Ф. Иванов, М.М.Плоткин, Е.Н.Степанов, Е.Ф.Суворова) и по социально-педагогическим исследованиям сельского социума (М.П. Гурьянова, Е. Е. Силласте) отмечают, что в сельских поселениях, с одной стороны, существует сильный социальный контроль за поведением человека, ориентация на стереотипность этого поведения.

С другой — происходит отчуждение сельских жителей от чувства хозяина земли, для них характерно пьянство, иждивенчество, ощущение бесперспективности собственного существования. Это приводит к тому, что влияние микросоциума семьи, школы на воспитание подрастающих поколений значительно менее выражено, чем в городе.

К вышесказанному следует добавить растущее давление на деревенское население, особенно молодежь, городского образа жизни и его субкультуры, что выражается в смещении ценностных ориентации, переориентировке реальных жизненных ценностей на мифические для сельского жителя. Следовательно, и в этом смысле как школе, так и семье необходима помощь специалиста — социального педагога, чья деятельность будет способствовать сглаживанию данных противоречий, мобилизации внутренних ресурсов различных агентов социализации для воспитания конкурентоспособной, жизненно стойкой личности сельского подростка.

Старение сельского населения порождает такую социальную проблему, как одиночество. Разрушение основ традиционной культуры сообщества, утрата обществом на определенном этапе развития гуманистических нравственных ценностей, разрыв преемственных связей между поколениями, отчуждение человека от богатства коммуникаций и многообразия видов деятельности, ≪забытость≫ его другими нередко ведут к утрате пожилыми людьми смысла жизни, четких представлений о своем месте в системе социальных отношений, собственном значении для окружающих, формирует у них ощущение своей непричастности к происходящему в социальной действительности.

Человек, как подчеркивал в свое время Э.Фромм, особенно трудно переносит разрыв социальных связей из-за дефицита, неполноценности общения, бедности, потери контактов с другими людьми, усиления чувства бессилия перед надвигающимися трудностями.

Вдобавок к этому —всякого рода ≪потрясения≫ социального, экономического, психологического характера, которые сопровождают реформирование страны, делают старых людей морально и социально изолированными, порождают у них страх покинутости, обездоленности, который транслируется окружающим. Следовательно, для того чтобы процесс социализации представителей разных возрастных групп на селе протекал позитивно, необходима грамотная деятельность социального педагога и с этой

категорией населения.

Анализ условий, в которых происходит жизнедеятельность любого сельского жителя, позволяет говорить о том, что работа социального педагога на селе жизненно необходима на современном этапе развития российского общества. Однако его деятельность имеет свою специфику, которая определяется общинным характером этой деятельности. Понятие ≪община≫ в Словаре русского языка С. И. Ожегова раскрывается как форма организации общества, характеризующаяся коллективным владением средствами пр



2018-07-06 875 Обсуждений (0)
Социально-педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-педагогической деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (875)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)