Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.
Характерконфликта
| Краткая характеристика
| Пример
|
Любовный
| Взаимоотношения между людьми, построенные на любовных колизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа.
| У. Шекспир "Ромео и Джульетта" А.С. Пушкин "Дубровский"
|
Социально-бытовой (общественный)
| Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений.
| А. С. Пушкин "Евгений Онегин"
|
Философский
| Постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека.
| Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Идиот"
|
Идейный
| Столкновение различных идей, имеющих право на существование.
| И. С. Тургенев "Отцы и дети"
|
Психологический
| Внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений.
| Д. Г. Байрон "Дон Жуан"
|
Символический
| Противоборство, столкновение реальности с ее символических перевоплощением; характерен для произведений символизма.
| М. Метерлинк "Синяя птица"
|
Система образов в художественном произведении
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.
Название литературного образа
| Краткая характеристика
|
Художественный образ (общее понятие)
| Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображеннаяв свете его эстетического идеала
|
Литературный персонаж
| Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения
|
Образ автора
| Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла
|
Образ рассказчика, образ повествователя
| Персонифицированный герой, повествующий о событиях
|
Образ лирического героя
| Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
|
Эпический герой
| Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения
|
Драматический герой
| Действующее лицо драматического произведения
|
Главный герой
| Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения
|
Второстепенный персонаж
| Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения
|
Внесценический персонаж
| Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшися в речи действующих лиц
|
Образ рассказчика в литературном произведении
Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь.
Тип рассказчика
| Краткая характеристика данного типа
| Пример
|
"Обрамляющий" условный рассказчик
| Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна
| И. С. Тургенев "Записки охотника"
|
Бесстрастный повествователь
| Изображает события как сторонний наблюдатель
| А. С. Пушкин "Повести Белкина"
|
Главный герой произведения
| Повествование в произведении ведется от лица главного героя
| Ф. М. Достоевский "Подросток"
|
Рассказчик - словесная маска
| Писатель выбирает роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт
| Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя
|
Рассказчик - участник событий
| Рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собвтвенную интерпритацию увиденного
| Глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
|
Система рассказчиков
| Художественное произведений имеет форму:
- "рассказа в рассказе", когда от лица одного из собеседников описывается событие;
- связанных между собой повествований нескольких рассказчиков
| Л. Н. Толстой "После бала"
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
|