Словарь основных терминов (глоссарий)
АДАПТАЦИЯ - приспособление системы и ее отдельных элементов к изменяющимся условиям внешней среды. АНАЛИЗ - разложение целого на элементы и последующее установле- ние взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирова- ния, оптимизации, обоснования, планирования управленческого решения по развитию объекта и оперативного управления его реализацией. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ - комплексный анализ, имеющий своей целью выявление слабых и сильных сторон фирмы (страны), ее возможностей и угрозы ее положению на рынке. На основе полученных входе анализа прогнозных оценок устанавливаются цели и разрабатываются стратегии. АНАЛИЗ РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ - метод изучения сложившихся в про- шлом тенденций технического, социального, экономического развития объ- екта для формирования стратегии его развития. АНАЛИЗ РИСКА - разложение структуры объекта на элементы, уста- новление взаимосвязей между ними с целью выявления источников, факто- ров и причин различного вида риска, сопоставление возможных потерь и вы- год. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА - процесс исследования органи- зационной структуры и системы управления на предмет их жизнеспособно- сти, обеспечения конкурентоспособности фирмы в целях дальнейшего со- вершенствования и повышения эффективности их воздействия на результа- тивность деятельности фирмы. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ - изучение параметров управляемого объекта, сложившихся внешних условий и конкретных ситуаций его функционирова- ния при разработке или реализации управленческого решения. АНАЛИЗ ФАКТОРНЫЙ - процедура установления силы влияния факто- ров на функцию или результативный признак с целью ранжирования факто- ров для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции, а также для ее прогнозирования. БИЗНЕС - инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой страх и риск, под свою от- ветственность, ставящая главными целями получение прибыли, другого ре- зультата, развитие собственногодела. ВНЕШНЯЯ СРЕДА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА - компоненты макро- среды, инфраструктуры региона и микросреды фирмы, оказывающие прямое или косвенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспо- собность фирмы. ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ - структурированная, построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, про- граммы, плана. В ней выделены: главная цель ("вершина дерева"); подчинен- ные ей подцели первого, второго и т. д. уровней ("ветви дерева"). ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА включает следующие этапы: 1) страте- гический маркетинг; 2) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; 3) организационно-технологическая подготовка нового производст- ва; 4) производство; 5) подготовка товара к функционированию; 6) эксплуа- тация и ремонты; 7) утилизация товара после отработки и замена новой мо- делью. ЗАКОН ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ - закон экономии суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта объекта за его жиз- ненный цикл. ИМИДЖ (БРЕНД) ОРГАНИЗАЦИИ - ее образ, складывающийся у кли- ентов, партнеров, общественности. Его основу составляют существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персо- нала и официальная атрибутика - название, эмблема, товарный знак. ИНВЕСТИЦИИ - вложения средств с целью сохранения и увеличения капитала. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные - это вложение средств в приобретение (аренду) земли, основные фонды и оборотные средства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции - это покупка ценных бумаг различ- ных эмитентов. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - совокупность документов, регламен- тирующих технические, экономические, организационные, правовые и дру- гие аспекты планирования и осуществления комплекса мероприятий по вло- жению инвестиций. ИННОВАЦИЯ - результат интеллектуальной, научно-технической или другой деятельности в той или иной сфере по эффективному изменению объ- екта управления путем внедрения новшеств. КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ - степень соответствия совокупности све- дений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы требовани- ям, предъявляемым управляющей системой. КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ - совокупность пара- метров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечи- вающих реальность его реализации. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ - подход, учитываю- щий технические, экологические, экономические, организационные, соци- альные, психологические и другие аспекты менеджмента в их взаимосвязи. КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА - способы поведения конкурирующих фирм на рынке с целью реализации своих конкурентных преимуществ. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ - способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. На одном рынке объект может быть конкурентоспособным, на другом - нет. КОНКУРЕНЦИЯ - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (официальный термин). КОНТРОЛЬ - функция менеджмента по обеспечению выполнения про- грамм, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения. КОНЦЕПЦИЯ - комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи данного явления или системы и по- зволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способст- вующих решению проблемы, формированию стратегии фирмы, установле- нию правил поведения личности МАКРОСРЕДА ФИРМЫ - совокупность компонентов, характеризую- щих отдельные сферы страны и оказывающих прямое или косвенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность фирмы. К этим сферам относятся следующие: международная, политическая, экономиче- ская, социально-демографическая, правовая, экологическая, природно- климатическая, научно-техническая, культурная. В свою очередь, каждая сфера характеризуется множеством факторов (показателей). МЕНЕДЖЕР - предприимчивый руководитель, который изыскивает воз- можности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводя усовершенствования на фирме. МЕНЕДЖМЕНТ - междисциплинарная наука, основанная на исследова- нии влияния технических, экономических, организационных, экологических, психологических, социальных и других аспектов на эффективность исполь- зования ресурсов и конкурентоспособность принимаемого решения. Ме- неджмент - вид профессиональной деятельности людей по организации про- цессов достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использо- ванием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора. МИССИЯ - философия существования, стратегическая цель, принципи- альное назначение организации, которыми она отличается от других органи- заций и в рамках которых определяет характер своих действий. МОНИТОРИНГ - непрерывное комплексное наблюдение за объектами, измерение параметров и анализ их функционирования. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - противоречащие анти- монопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов испол- нительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного са- моуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (официальный термин). МОТИВАЦИЯ - функция менеджмента, процесс побуждения себя и дру- гих к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей. НОУ-ХАУ - технические, управленческие или другие знания и практи- ческий опыт технического, коммерческого, финансового и иного характера, представляющие коммерческую тайну, которые не оформляются патентом. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА - совокупность взаимосвязанных органов управления организации (фирмы, компании, корпорации и т. п.), осуществляющих стратегическое, тактическое и оперативное управление ее функционированием и развитием. ПЛАНИРОВАНИЕ - общая функция менеджмента, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию, оптимиза- ции, оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилуч- шего варианта плана. ПРИБЫЛЬ - показатель финансовых результатов хозяйственной дея- тельности фирмы, превышение доходов от продажи товаров и услуг над за- тратами на производство и продажу этих товаров и услуг. ПОЛИТИКА ФИРМЫ - генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством фирмы в какой-либо области деятельности (тех- нической, финансовой, социальной, внешнеэкономической и др.). ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ: 1) учетфак- тора времени; 2) учет затрат и результатов за жизненный цикл объекта; 3) применение к расчету экономического эффекта системного, комплексного и других научных подходов менеджмента; 4) обеспечение многовариантности управленческих решений; 5) обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов по объему продаж, качеству вариантов, срокам вложения или по- лучения результатов, методам получения информации, условиям применения объекта, факторам риска и др. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ - процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта дос- тижения поставленной цели, оформления результатов решения. ПРОБЛЕМА - понятие, характеризующее разницу между действитель- ным и желаемым состояниями объекта. РЕШЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЕ - наиболее эффективное из всех альтерна- тивных вариантов решение, выбранное по какому-либо критерию оптимиза- ции для данной ситуации. РЫНОК - условное место купли-продажи конкретного вида товара, за- ключения торговых сделок. Характеризуется определенным уровнем конку- ренции между его участниками (производителями, продавцами и покупате- лями), предполагает соблюдение ими определенных этических и правовых норм и правил. РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - система регулируемых государством эко- номических, правовых и социально-психологических отношений между из- готовителем (продавцом) и потребителями, протекающих в условиях много- образия форм собственности и конкуренции. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА - система научных подходов и методов, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем, способ- ствующая принятию и реализации конкурентоспособных решений; система обеспечения конкурентоспособности управляемого объекта. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА - исследование рынка с целью прогнозирования его параметров для разработки стратегии фирмы. К параметрам рынка относятся: функции или потребности, которые нужно удовлетворить; группы потребителей по целевым сегментам; объемы, цены и сроки продаж по целевым сегментам; технологии удовлетворения потребно- стей. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ И Т. П. - выполнение соответствующей функции управления, ориентированной на перспективу и имеющей высокую неопределенность. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ - теория и практика обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки страте- гии организации и возложения ответственности за эту работу на ее руководи- телей. СТРАТЕГИЯ - программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА - совокупность целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей под- систем, связей с внешней средой, обратной связи, входа и выхода системы. ТАКТИКА - совокупность методов и средств по выполнению стратеги- ческих целей и задач в краткосрочный период. ТЕНДЕНЦИЯ - выявленные в результате анализа, наблюдаемые устой- чивые соотношения, свойства, признаки, присущие системе; сложившаяся направленность процессов. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ - результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из мно- жества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структурыфирмы. УСЛУГА - результат взаимодействия исполнителя и потребителя и соб- ственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потре- бителя (официальный термин). ФАКТОР - частный показатель объекта или процесса, протекающего в системе, который оказывает влияние на функцию. ФАКТОР КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА - конкретный компо- нент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она пре- восходит конкурирующие фирмы. Факторы могут быть тактическими и стра- тегическими. ФАКТОРЫ ВНЕШНИЕ - факторы, которые в меньшей степени или практически не поддаются воздействию менеджеров организации, так как формируются вне организации. К ним относят: наличие капитала и рабочей силы, уровни цен и инфляции, доходы покупателей, правительственную фи- нансовую и налоговую политику и др. ФАКТОРЫ ВНУТРЕННИЕ - факторы, действие которых в наибольшей степени зависит от самой организации. К ним относят: цели и стратегию раз- вития организации; состояние системы менеджмента; качество работ; со- стояние портфеля заказов; структуру производства и управления и т. д. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНЦИЮ В ОТРАСЛИ: 1) со- перничество между имеющимися конкурентами; 2) угроза появления новых конкурентов; 3) способность покупателей торговаться; 4) угроза появления товаров и услуг - заменителей; 5) способность поставщиков торговаться ФАКТОР - частный показатель объекта или процесса, протекающего в системе, который оказывает влияние на функцию. ФАКТОР КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА - конкретный компо- нент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она пре- восходит конкурирующие фирмы. Факторы могут быть тактическими и стра- тегическими. ФАКТОРЫ ВНЕШНИЕ - факторы, которые в меньшей степени или практически не поддаются воздействию менеджеров организации, так как формируются вне организации. К ним относят: наличие капитала и рабочей силы, уровни цен и инфляции, доходы покупателей, правительственную фи- нансовую и налоговую политику и др. ФАКТОРЫ ВНУТРЕННИЕ - факторы, действие которых в наибольшей степени зависит от самой организации. К ним относят: цели и стратегию раз- вития организации; состояние системы менеджмента; качество работ; со- стояние портфеля заказов; структуру производства и управления и т. д. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНЦИЮ В ОТРАСЛИ: 1) со- перничество между имеющимися конкурентами; 2) угроза появления новых конкурентов; 3) способность покупателей торговаться; 4) угроза появления товаров и услуг - заменителей; 5) способность поставщиков торговаться. ЦЕЛЬ - выраженное количественно или качественно будущее состояние объекта управления, достижение которого обеспечит решение проблемы. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ - степень дос- тижения запланированного результата на единицу затрат путем реализации решения. УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (564)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |