II. Особенности построения курса
I. Внешние требования Представление о гимназическом образовании как об универсальном продиктовало нам необходимость включения в школьную жизнь художественно-эстетической деятельности, в частности, введение для старшеклассников курса «История музыкальной культуры». Каковы же аргументы в пользу введения данного курса? · Музыкальное образование способствует самопознанию личности. · Музыка не только положительно влияет на интеллектуальную и эмоциональную сферу обучающихся, но и помогает их физиологическому и психическому совершенствованию. · Включение учащихся в художественную деятельность является средством их творческого развития. · Приобретённые, благодаря знакомству с музыкальной культурой, художественные навыки активизируют процесс обучения. · Эстетическое удовлетворение, полученное от общения с музыкальным искусством, создаёт положительный настрой в учении. · Обучение любому виду искусства способствует “эстетизации” окружающей среды.
II. Особенности построения курса
Современные подростки получают сведения о художественной культуре, просматривая теле-, кино- и видеофильмы, слушая радио и магнитофонные записи, где, наряду с произведениями высокохудожественными, встречается огромное количество низкопробной массовой продукции. Информация, полученная подобным образом, при отсутствии стойкого иммунитета к пошлости, низкосортности (иначе говоря, при отсутствии хорошего вкуса) мешает становлению духовного мира и развитию способности чувствовать и понимать истинно прекрасное, ведет к обезличиванию человека. Появление гимназий открывает новые возможности в области просвещения, одна из которых - продолжение эстетического образования в старших классах. Таким образом, потребовалось создание новых программ по искусству. Курс «История музыкальной культуры» уравновешивает долю гуманитарных предметов в противовес точным дисциплинам. По большому счету, не имеет значения, на примере какого вида искусства учащиеся получат представление о его (искусства) роли в жизни людей, о смене стилей и направлений в зависимости от закономерностей исторического развития цивилизации. Любое явление, будь то музыка или живопись, театр или скульптура, научит понимать, ценить и наслаждаться прекрасным, будет формировать внутреннюю культуру человека. Обладая этими качествами, учащийся будет оценивать произведения искусства не по принципу "нравится - не нравится" (как единичное явление), а в контексте законов искусства, смены его стилевых направлений (барокко, классицизм, романтизм и т.д.). И чем больше предметов из области искусства будет входить в сферу обучения школьников, тем богаче станет его духовный мир, тем легче он сможет понять и прочувствовать новые виды искусства. Этот процесс в каком-то смысле подобен процессу изучения иностранных языков: зная закономерности одного или двух, проще освоить и третий, и четвертый. Курс «История музыкальной культуры» для учащихся 10-11-х классов гимназии N4 обусловлена следующими предпосылками:
10-11 классы гимназии представляют собой сообщество старшеклассников. Учащиеся при переходе в 10 класс выбирают определённое направление обучения (2 предмета по выбору), поэтому классы формируются по-новому, в результате чего формальные и неформальные связи между учащимися распространяются на всю параллель. За два года не складывается коллектив класса (для этого необходимо минимум 3 года – время формирования коллектива), поэтому можно говорить о сообществе гимназистов старших классов. С точки зрения психологии к 10-11 классам у обучающихся:
Музыкальное воспитание в старших классах представляет собой новую качественную ступень в развитии личности. Главная цель: создать условия для осознания обучающимися мировой музыкальной культуры как части духовной культуры человека. Заложить позитивную основу для формирования собственного мировоззрения.
Ядро курса составляют три крупных темы «Средства музыкальной выразительности. Язык музыки», «История русской музыкальной культуры», «История западноевропейской музыкальной культуры».
Знание материала предмета «Музыка» 1-4 и 5-8 класс (по программам допущенным Министерством образования РФ)
Курс «История музыкальной культуры» входит в гимназический компонент учебного плана гимназии. Общее количество часов в год – 36 (16 – в первом полугодии и 20 во втором) в 10 классе и 34 (16 – в первом полугодии и 18 во втором) в 11 классе. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. В конце каждой четверти – итоговое занятие, на котором проводится музыкальная викторина на знание музыкальных произведений, тест – на знание теоретического материала, а также исполняются песни, выученные в течение четверти.
(См. в Приложении)
Тут важно не столько успеть все охватить, сколько развить у учащихся навыки, необходимые для дальнейшего самостоятельного знакомства с музыкальным искусством, и привить им интерес к музыке (иначе возможен противоположный эффект - неприятие музыкального искусства). Важнейшим принципом организации учебного предмета «Музыка» является единство двух начал: познание природы музыки через исполнительский опыт и через активное восприятие образцов музыкального искусства. Таким образом, основными видами учебной деятельности на уроке являются:
Курс «История музыкальной культуры» направлен на развитие общепредметных, общеинтеллектуальных умений: обобщение, анализ, синтез классификация, оценивание, абстрагирование, моделирование, выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем, осознание, рефлексия.
На уроках используются следующие виды деятельности: лекция-диалог, дискуссия, мозговой штурм, подкрепление теоретического материала практическим слушанием музыки (в театре оперы и балета, филармонии, на концертах и т.д.), «проблематизация» вопросов перед слушанием музыки, хоровое, ансамблевое и индивидуальное исполнение музыки, исполнение песен на иностранных языках.
В процессе образования - применение творческого подхода к получению знаний. Решению задач и т.д. На уроках литературы (все жанры музыки связанные со словом), МХК, иностранного языка (исполнение песен на различных языках). В повседневной жизни:
Контроль начального уровня подготовки в 10 классе: тест на эрудицию в области музыкальной культуры, определение уровня развития вокальных данных (чистота интонации, чувство ритма, диапазон и сила голоса). Промежуточный контроль: в 10 классе тесты и музыкальные викторины по темам: «Язык музыки», «Тембры музыкальных инструментов», «Музыкальная форма», «Музыкальные жанры», «Символы государства». В 11 классе тесты и музыкальные викторины по темам: «Русская музыка начала XIX века», «Могучая кучка», «Русская музыка конца XIX - начала XX века». Итоговый контроль в форме проекта «Песня десятиклассников» (10 класс), «Финальная песня на ТС «Последний звонок»» (11 класс).
Курс «История музыкальной культуры» единственный в своём роде, авторский. В городе Новосибирске гимназия №4 – единственная, где преподаётся музыка в старших классах.
В рамках курса «История музыкальной культуры» предполагается использование современных информационных технологий для проведения уроков.
III. Цели Учащийся должен иметь представление:
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |