Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НЕДУГ



2018-07-06 374 Обсуждений (0)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НЕДУГ 0.00 из 5.00 0 оценок




Американский психолог Роберт Вудворт сообщил, что его коллега Гарольд Шлосберг во время "дня открытых дверей" в его лаборатории следил за движением глаз своих посетителей. В трех случаях он был поражен увиденным. Медленнее всего читали судьи. Правда, мы тут же вспоминаем адвоката, который прочитал первый контрольный отрывок со скоростью 600 слов в минуту. Поэтому трудно делать выводы относительно отдельных профессии. И все же некоторые выводы несомненны.

Работа специалистов требует копания в деталях и аналитичности ума. По необходимости чтение специальных текстов требует медленной скорости. Кажется, что медленное чтение, характерное для чтения специальных текстов, специалисты переносят на общую литературу. Вудворт замечает, что судьи применили свои навыки внимательного и медленного чтения на материалы тестов, хотя здесь такая скорость была совершенно неуместна. Медленное и негибкое чтение, по нашему мнению, является профессиональным недугом.

Наш. вывод сводится к тому, что нет абсолютно плохих или абсолютно хороших способов чтения; существуют скорости чтения, соответствующие различным целям и различным печатным текстам. Главное, что требуется при чтении — это гибкость.

 

ИЗМЕНЕНИЕ НАШИХ ПРИВЫЧЕК

 

В ходе занятий на наших курсах читатели должны были решить, казалось бы, неразрешимую задачу: изменить свои привычки чтения, сложившиеся в течение всей жизни, за несколько недель. Они удивлялись, когда им говорили, что они могут увеличить свою скорость чтения на 40 или 60 процентов и увеличить продуктивность чтения в два раза. Они еще более удивлялись, когда им говорили, что их успех зависит от их собственных усилий и никакого "лечения", никаких приспособлений для улучшения зрения, никаких механизмов для обучения глаз двигаться по-иному не потребуется.

Часто читателям приходилось преодолевать глубокое внутреннее сопротивление процессу обучения. Привычки чтения стали частью вашего "я", вашего статуса в обществе как умного, уважающего себя лица; отсюда — подсознательное желание защитить свою личность и свой статус, сопротивляясь необычным способам чтения.

Другим препятствием для изменения привычек, является, как бы это ни показалось смешным, трепетное отношение к печатному слову. Некоторые читатели ощущают неловкость, если они не прочитают каждое слово. У них возникает чувство вины, если они проскакивают слова и фразы или пробегают по тексту глазами. Им кажется, что они обязаны закончить все то, что начали читать, как бы это ни казалось им неприятным и ненужным.

В связи с быстрым изменением привычек возникают новые проблемы. Некоторые читатели довольно успешно меняют привычки чтения, но у них остается недоверие к достигнутым результатам, даже если они видят очевидные свидетельства успеха. Поэтому не раз бывало, что ученик читал быстрее обычного и испытывал удовлетворение достигнутым до тех пор, пока ему не сообщали, с какой скоростью он прочитывал текст. После этого он начинал сомневаться, правильно ли понял его содержание. При этом читатель может написать хорошее изложение текста и все равно считать, что, наверное, много упустил из прочитанного.

Мы говорим об этом, чтобы вы смогли понять проблемы, с которыми сталкиваются другие читатели, потому что, не являясь участником очных курсов, вы можете вообразить, что для других занятия представля­ются легким делом без сучка и задоринки. Первые трудности — это обычное явление, но их легко можно преодолеть, проявив немного упорства.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ЧТЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ

ОТБОР И АНАЛИЗ

Читатель не поглощает материал пассивно, как контейнер или губка. Это звучит банально, но вплоть до последнего времени авторитарные методы обучения, построенные на принципе кувшина и бутылки, господствовали в школе и за ее пределами, а традиция умирает медленно. Уважающий себя, независимый человек подвергает свой ум грубому и унизительному обращению, как только он становится читателем, и такое обращение потрясло бы его, если бы он только подозревал, что делает.

Ум, помимо всего прочего, это — вселенная со сложными взаимоотношениями между ее многочисленными элементами. Понимание — это способность видеть отно­шения, стоящие внимания. Ум — это не собрание отдель­ных предметов, что-то вроде пуговиц в коробке. Читатель соотносит то, что он читает, с тем, что он уже знает. В работе ума и пищеварительной системы много сходства. Подходящей пищей для ума являются отношения между предметами, которые выражены в структурах мысли (их можно условно назвать "схемами"). Схематические пред­ставления о мире позволяют его осмыслить, поэтому схемы удобоваримы. Отдельные детали, не укладывающиеся в схемы, с трудом поддаются перевариванию, и их следует долго пережевывать. По этой причине применяются мнемонические приемы, которые подменяют схемы.

В нашей повседневной деятельности мы игнорируем большинство впечатлений, которые атакуют наши органы чувств. Мы воспринимаем мир выборочно. Читатель создает в своем уме схемы, выбирая то, что относится к сути дела. Цель чтения состоит в том, чтобы создать способ для переваривания схем.

Умственная система, как и физическая, может переварить за один раз определенное количество материала, но не более того. Сложные идеи заставляют ум совершать больше работы, чем простые идеи, а так как умственная система усвоения ограничена, то она требует более медленного чтения. Отдельные детали, которые не укладываются в схему, но читатель вынужден запоминать, также требуют медленного чтения.

С другой стороны, если читатель-знаком с предметом, он может читать довольно быстро, даже если в тексте много сложной информации и много различных подробностей, так как он может сопоставить прочитываемый материал со своими умственными схемами. В этом случае он может достичь цели, выполнив меньший объем работы. Когда читатели начинают экспериментировать со скоростями, они могут прочитать текст слишком быстро или слишком медленно, и при этом не понять смысл прочитанного. При чтении со слишком большой скоростью ум выполняет слишком большую работу за слишком короткое время. Слишком медленное чтение создает чрезмерное давление на ум, снабжая его слишком обильной пищей из малонужных подробностей и мелких мыслей, и даже отдельных слов. Поэтому сравнительно продолжительное время чтения оказывается недостаточно продолжительным, чтобы выбрать и привести в порядок все то, что оказалось за пределами умственных схем читателя.

Часто читатели обнаруживают, что, когда они дошли до конца отрывка, уже забыли его начало. Более ранняя информация оказалась вытолкнутой из сознания новыми сведениями. Это произошло потому, что ранняя информация не успела усвоиться в достаточной степени за время чтения, а ум уже перешел к решению новых задач, в то

время как полупереваренная информация, не имеющая в сознании опор в виде схем, быстро забывается. Представление о чтении как процессе усвоения покоится на двух принципах.

 



2018-07-06 374 Обсуждений (0)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НЕДУГ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НЕДУГ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)